Файл: Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения

    1. Основы взаимосвязи рыночных цен и налогов…………………………...8

Глава 2 Приоритеты налоговой политики ценового регулирования

    1. Роль налоговых служб в регулировании цены…………………………..12

    2. Оценка влияния косвенных налогов на ценообразование товаров

и услуг……………………………………………………………………………..14

    1. Принципы определения цены для целей налогообложения…………….20

    2. Понятие рыночной цены для целей налогообложения………………….22

    3. Факторы, влияющие на формирование ценообразования……………….24

    4. Эффективность планирования и регулирования цен…………………….26

    5. Нарушения государственной дисциплины цен…………………………..28

Глава 3 Современная система государственного регулирования цен

    1. Опыт регулирования цен в зарубежных странах………………………..30

    2. Государственное регулирование цен в России…………………………..35

Заключение………………………………………………………………………41

Список использованной литературы…………………………………………...44

Введение

Основным условием функционирования рыночной экономики является ценообразование, основанное на законах стоимости (ценности), спроса и предложения и конкуренции. Одновременно, существенным атрибутом рыночной экономики являются и налоги, которые выступают фактором ценового равновесия, элементом равновесных цен индивидуальных (частных) благ и совокупной ценой совокупных общественных благ. Цены и налоги, ценообразование и налогообложение тесно связаны между собой и оказываются друг на друга непосредственное и существенное влияние. Эти взаимосвязи, которые проявляются на уровне как макроэкономики, так и микроэкономики, неоднозначны и многогранны, и они имеют большое научно-практическое значение.

Однако, ввиду сложности искомой проблемы, она не получила в современной литературе должного освещения или представлена однобоко. Практика настоятельно требует комплексных научных разработок, направленных на формирование эффективной налоговой политики ценового регулирования, смягчение негативного влияния налогов на цены и создание результативной системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Особо остро эта проблема в России проявилась во время мирового финансового кризиса. Если в рыночно развитых странах происходили процессы резкого снижения цен товаров и услуг, то в кризисной экономике России наблюдались рост цен и усиление инфляционных процессов, то есть налицо проявились все признаки стагфляции – сочетание экономического спада с инфляцией. Вместе с девальвацией и низким уровнем рыночной конкуренции налоговый фактор сыграл решающее значение в обеспечении процесса роста цен в экономике, особенно цен товаров массового потребления.


Российская экономика является одна из немногих, в числе развитых, экономик, в которой влияние налогов на цены базовых товаров настолько существенно, что налоги (включая таможенные пошлины) становятся чуть ли не основным ценообразующим фактором, что делает уклонения от уплаты или недоплату налогов чрезвычайно выгодным для налогоплательщиков бизнесом. Это связано, не в последнюю очередь, с недостаточной проработанностью отдельных вопросов теории налогообложения во взаимосвязи с ценообразованием, с необоснованным выведением налоговых отношений из сферы действия рыночных законов и пониманием налогов преимущественно как инструмента экономического насилия со стороны государства. Не учет объективности налоговых отношений и возможности проявления в них законов стоимости, спроса и предложения служат методологической базой, обоснованием субъективного, волюнтаристского подхода к формированию и реализации государством налоговой политики, в том числе, политики влияния налогов на цены и налогового регулирования и контроля трансфертного ценообразования.

При этом особо значимой для России остается проблема бесконтрольного формирования и использования налогоплательщиками трансфертных цен, которые широкого применяются крупными компаниями для целей минимизации налоговых платежей на законных основаниях, нанося значительный ущерб государству и обществу в целом, учитывая, что такие налогоплательщики выводят из-под налогообложения и из делового оборота страны огромную массу финансовых ресурсов, а у налоговых органов до сих пор отсутствуют необходимые полномочия и рычаги воздействия на эти процессы.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы комплексного исследования влияния налогов на цены для построения в России эффективной политики налогового регулирования и налогового контроля цен.

Проблема взаимосвязи налогов и цен непосредственно связана с теорией переложения налогов через цены и теорией прямого и косвенного налогообложения, разработанными классиками политической экономии и получившими свое развитие в трудах более современных исследователей (Э. Аткинсон, А. Вагнер, К. Виксель, Н. Канар, Ф. Кенэ, А. Курно, Ф. Лассаль, Дж. Локк, Р. Майер, А. Маршалл, Р. Максгрейв, П.В. Микеладзе, М. Панталеоне, К. Рау, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, Э. Селигман, С. Сисмонди, Ж.-Б. Сэй, Дж. Стиглиц, М. Фриндман, А. Тюрго, А. Шеффле и др.)

Отдельные вопросы влияния налогов на цены, а также современной политики налогового регулирования и налогового контроля цен на российском рынке рассматривались в трудах таких исследователей, как С.В. Барулин, Е.С. Вылкова, Е.А. Ермакова, И.А. Майбуров, Л.П. Павлова, М.В. Романовский, Ю.Н. Солнышкова и др.



Тем не менее в известной нам современной литературе отсутствуют комплексные научные разработки, специально посвященные искомой проблеме. Требуются дополнительные исследования в области теоретического обоснования многогранных взаимосвязей налогов и цен на макро – и микроуровнях с позиций учета рыночных законов и свойств ценовой эластичности, а также в области разработки эффективной налоговой политики ценового регулирования, в том числе вопросов взаимосвязи инфляции и налогообложения и антиинфляционной политики, оценки влияния косвенных налогов на цены подакцизных и импортируемых товаров. Особую научно-практическую значимость для российской экономики, при слабой разработанности, имеет проблема создания эффективной системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Научное решение названных и других сопряженных вопросов в рамках общей искомой проблемы позволит оптимизировать ценообразование и налогообложение в стране.

Таким образом, недостаточная степень разработанности темы исследования подтверждает ее актуальность и определила цель, задачи и структуру дипломной работы.

Целью дипломной работы является, рационализация взаимосвязи налогов и цен, разработка научно-обоснованной налоговой политики регулирования и контроля цен в России на основе развития методологии и оценки влияния налогов на цены и инфляцию, разработки направлений и механизмов повышения эффективности налоговой политики в области ценообразования и создания действенной системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

В рамках указанной цели в дипломной работе поставлены следующие основные задачи исследования:

– разработать теоретико-методологическую базу взаимосвязи цен и налогов в современной рыночной экономике;

– выявить характер влияния свойства ценовой эластичности на налогообложение;

– раскрыть взаимосвязь инфляции и налогообложения, степень влияния налогов на инфляционные процессы и содержание антиинфляционной политики;

– проанализировать влияние косвенных налогов на ценообразование подакцизных товаров и товаров, перемещаемых через таможенную границу;

– разработать направления и механизмы повышения эффективности налоговой политики в области ценообразования;

– рассмотреть особенности трансфертного ценообразования как объекта налогового регулирования и контроля;

– обобщить, систематизировать и адаптировать международный опыт налогового регулирования и контроля трансфертных цен;


– разработать пути совершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России.

Предметом исследования является система денежных отношений, возникающих в процессе взаимодействия налогообложения и ценообразования, влияния налогов на инфляцию, формирования и реализации налоговой политики регулирования и контроля цен.

Объектом исследования являются действующие в России системы налогообложения и ценообразования, а также деятельность субъектов государственного управления по формированию и реализации политики налогового регулирования и налогового контроля цен и инфляции.

Методологической основой исследования выступили системный и диалектический методы познания, раскрывающие возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. При исследовании влияния налогов на цены и взаимодействия налоговой и ценовой политики использовались такие общенаучные методы, как методы научной абстракции, анализа и синтеза, группировки и сравнения.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области теории налогов, частных теорий прямого и косвенного налогообложения и переложения налогового бремени, теории денег, инфляции и ценообразования, а также современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы налогового регулирования и контроля цен и инфляции.

Информационной базой работы послужили законодательные акты и нормативные документы государственных органов власти Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, данные, опубликованные в отечественных и зарубежных монографиях, периодических изданиях, сети Интернет.

Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения

1.1 Основы взаимосвязи рыночных цен и налогов
Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпри­ятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, форми­рующей его доходы.


Правильное определение цен для целей налогообложения можно отнести к числу проблем, необходимость в решении которых давно назрела.

Две статьи действующей редакции НК РФ (ст. ст. 20 и 40) регламентируют принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

 непосредственное или косвенное участие одной организации в другой организации при суммарной доле участия более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется как произведение долей непосредственного участия организаций этой последовательности;

 одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;

 лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных или родственных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В п. 1 ст. 20 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми. Во всех остальных случаях, даже если отношения между лицами влияют на результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг, самостоятельно признать их взаимозависимыми и доначислить налоги и пени налоговые органы не имеют право. Признать взаимозависимость лиц по иным основаниям может только суд согласно п. 2 ст. 20.

В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ, если сделка заключена между взаимозависимыми лицами, налоговый орган имеет право проверять правильность применения цен. Если окажется, что при этом цены отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган выносит мотивированное решение о доначислении налога и пени исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 40 НК РФ).

Стало совершенно очевидным, что нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, на сегодняшний день устарели и требовали приведения их в соответствие с правовыми экономическими реалиями.

Сложившаяся практика применения ст. ст. 20 и 40 НК РФ выявила ряд серьезных вопросов, требующих решения в рамках доработки соответствующих положений, а именно упорядочения и повышения эффективности налогового контроля правильности исчисления и уплаты налогов при трансфертном ценообразовании, уточнения перечня взаимозависимых лиц и совершенствования основ определения соответствия цен.