Файл: Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В июле 2011 года был принят Федеральный закон № 227- ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения”, который вступит в силу со следующего года.
Документ дополнил Налоговый кодекс РФ новым разделом, регулирующим вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, а также соглашения о ценообразовании.
Перечень взаимозависимых лиц расширен с трех позиций до одиннадцати. В него вошли организации и физические лица, которые прямо или косвенно участвуют в других организациях и доля их участия превышает 25%, компании, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% совета директоров которых назначены или избраны по решению одного и того же лица и многие другие. При этом законом сохраняется две группы основания для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда. Сама по себе взаимозависимость еще не говорит, что сделки должны пересматриваться, а налоги - уплачиваться иначе.
Новое определение этого понятия позволяет определить круг сделок, которые будут подлежать дополнительному контролю. Появилась и возможность заявительного порядка, т. е. налогоплательщики, если пожелают, смогут самостоятельно признавать взаимозависимость, для того чтобы минимизировать риски возможных претензий налоговых органов.
Законом уточнен перечень контролируемых сделок. К числу таких сделок могут быть отнесены, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превысит 1 млрд рублей, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, резидентом особой экономической зоны или освобождена от уплаты налога на прибыль и сумма годового дохода по контролируемым сделкам составляет свыше 60 млн рублей, если одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН и сумма годового дохода по контролируемым сделкам свыше 100 млн рублей. Контролируемыми могут являться также сделки, заключенные в отношении таких товарных групп, как: нефть, драгметаллы, черные и цветные металлы, удобрения.
Установлена обязанность налогоплательщика до 20 мая года, следующего за годом, в котором были совершены контролируемые сделки, уведомлять налоговые органы о совершении ими таких сделок, а также по требованию налогового органа представлять документы и информацию, обосновывающие соответствие цены сделки рыночным ценам.
Закон устанавливает методы, используемые при определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам. Основной - метод сопоставимых рыночных цен - используется при наличии на рынке товаров не менее четырех сделок с идентичными товарами, совершенных в сопоставимых экономических условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Предполагается, что к остальным налоговые органы будут прибегать тогда, когда метод сопоставимых рыночных цен не работает. К ним относятся метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.
При этом налоговые органы смогут использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности, таможенную статистику, информацию о ценах и котировках мировых бирж и др. Документ содержит еще несколько интересных новаций. Например, компании смогут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании в целях налогообложения.
Выполнение достигнутых договоренностей позволит избежать последующего доначисления налогов. Введено понятие «симметричной корректировки» цены сделки ее сторонами в случае принятия решения о доначислении налога по итогам проверки соответствия цен, и определен порядок ее проведения. Теперь доначисление инспекцией налога одному из участников сделки дает право другому, соответственно, уменьшить на ту сумму налоговую базу. По оценке экспертов, применять закон на практике будет сложно. Это признает и Минфин. Поэтому штрафные санкции за нарушение положений закона введены с 2014 года.
Глава 2 Приоритеты налоговой политики ценового регулирования
2.1 Роль налоговых служб в регулировании цены
Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованных товаров, работ или услуг с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.
Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.
Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.
С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между предприятиями, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.
Налоговикам необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.
Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговая должна иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:
стороны являются взаимозависимыми лицами;
сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов;
сделка является внешнеторговой.
Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.
Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.
Взаимозависимые лица - это граждане и организации
, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:
одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.
Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.
2.2 Оценка влияния косвенных налогов на ценообразование товаров и услуг
В состав цены входят также налоги. Налог - это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:
1. налоги, реализуемые в цене, - это основной источник доходов государственного бюджета;
2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
В состав цены входят следующие виды налогов:
. социальные налоги;
. налог на добавленную стоимость;
. акциз;
. налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).
Социальные налоги - это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.
Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками являются потребители, т. к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.
Косвенные налоги имеют большое социально-экономическое значение и играют важную роль в экономике страны.
Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.
Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения.
В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).
В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики.
Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых платежей. Многие экономисты считают эти налоги самыми несправедливыми, поскольку они регрессивны по отношению к доходу потребителей - с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких - более низкий.