Файл: Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.

В настоящее время применяют два косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначение, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы для России и взят из практики налогообложения западных стран.

Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях во Франции в 50-х годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях.

По своей экономической сущности НДС представляет собой одну из форм изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг. В соответствии с экономическим смыслом объектом налогообложения является добавленная стоимость (ДС), которая рассчитывается:
ДС = Ц - Материальные затраты на его производство (2.1)

или

ДС = Выручка от реализации - Сумма материальных затрат (2.2)

Традиционно считается, что добавленная стоимость состоит из затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и прибыли от продажи.


Для того чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособлена, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС. В сфере производства, оптовой торговле, строительстве, при оказании услуг и выполнении работ НДС включается в цену отдельным расчетом:

В сфере производства для неподакцизных товаров и продукции:
(2.3)
где Ст - ставка НДС,%;

для подакцизных товаров:
(2.4)
Подакцизные товары подвергаются двойному налогообложению - сумма акцизного налога включается в облагаемый оборот НДС.

В сфере оптовой торговли:


(2.5)

Ставки НДС установлены законодательно и являются едиными на территории страны.

Акциз - это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

Акцизный налог включается в состав цены предприятия-изготовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции.

Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.

Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.

Акциз и НДС являются важными ценообразующими элементами, влияющими на рост уровня цены. Во-первых, способствуя увеличению цены, они ограничивают потребительский спрос и способствуют изъятию доходов населения в бюджет при одновременном сдерживании потребления.



Во-вторых, в условиях инфляции они автоматически индексируются темпами инфляции исходя из особенностей определения облагаемого оборота и тем самым еще больше усугубляют инфляционные процессы. Очевидно, что величина ставок косвенных налогов должна быть экономическим регулятором, что предполагает обоснование как их размера, так и методики исчисления.

Среди отечественных экономистов в течение последних лет идет дискуссия относительно целесообразности снижения ставок. Сторонники этой идеи утверждают, что при снижении ставок произойдет рост производства и прирост налоговых поступлений будет больше, чем потери от снижения ставок, что происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Такая динамика налоговых поступлений, как показывает практика, возникает в том случае, если промышленность быстро и чутко реагирует на увеличение спроса ростом производства, что предполагает высокую эластичность предложения. Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что при уменьшении ставок они не снижают цены или увеличивают производство, а довольствуются увеличением получаемой прибыли. Таким образом, при уменьшении ставок косвенных налогов необходимо параллельное внедрение комплекса мер по поддержке производства, в противном случае будет уменьшаться сумма поступлений и расти дефицит бюджета страны.

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
2.3 Принципы определения цены для целей налогообложения
Для экономически обоснованного установления размера налога на товар или услугу важное значение имеет правильное определение цены на этот товар или услугу. Для целей налогообложения, как указано в Налоговом кодексе РФ, принимается цена товара или услуги, указанная сторонами сделки с учетом того, что эта цена по своему уровню соответствует рыночным ценам.

Во время проведения контроля за правильностью исчисления налогов налоговые органы имеют право проверять обоснованность цен по заключенным сделкам в следующих случаях:

между взаимозависимыми партнерами;

по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок;

при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам и услугам в пределах непродолжительного периода времени.


В случае, когда цены товаров и услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или снижения более чем на 20% от рыночных цен идентичных (однородных) товаров и услуг, налоговый орган имеет право вынести обоснованное решение о дополнительном начислении налога и пеней. Дополнительный налог и пени рассчитываются таким образом, как если бы результаты данной сделки были оценены по рыночным ценам на соответствующие товары или услуги. Рыночной ценой товара или услуги является цена, сложившаяся в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -- однородных) товаров или услуг в сопоставимых (коммерческих) условиях.

При применении рыночных цен учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми партнерами надбавки к ценам или скидки с них. В частности, принимаются в расчет скидки, вызванные:

сезонными или иными колебаниями спроса на товары и услуги;

потерей качества или иных потребительских свойств товаров;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, а также при продвижении товаров на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рынком товаров или услуг считается сфера обращения этих товаров или услуг, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар или услугу на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

В случае отсутствия на соответствующем рынке товаров или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам или услугам или в случае отсутствия предложения на этом рынке таких товаров или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информации для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. То есть рыночная цена товаров или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары или услуги реализованы покупателем этих товаров или услуг при последующей их перепродаже, и обычных в таких случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.


Если метод цены последующей реализации использовать нельзя (в частности, при отсутствии информации о цене товаров или услуг, в последующем реализованных покупателем), применяется затратный метод. В этом случае рыночная цена товаров или услуг, реализуемых продавцом, определяется на основе произведенных затрат с прибавлением к ним обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. При определении и признании рыночной цены товара или услуги I используются также официальные источники информации о рыночных ценах на товары и услуги и биржевых котировках. При реализации товаров или услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).


    1. Понятие рыночной цены для целей налогообложения


На практике наибольшие трудности возникают с определением, в каких случаях нужно проверять использование цен на предмет их отклонения от рыночных цен более чем на 20%. Для того чтобы выяснить, могут быть проконтролированы сделки по этому основанию или не могут, необходимо определить уровень применяемых цен. Уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам может быть исчислен по формуле:
(2.6)
где gudi - количество реализованных идентичных товаров;- цена реализации идентичных товаров.

После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20% не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.

При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:

1. проверяется, были ли у организации бартерные или внешнеэкономические сделки, 20%-е отклонения от уровня цен или сделки между взаимозависимыми лицами. Если таких сделок не было, контроль над ценами не проводится, и дальнейшие действия по нижеизложенному алгоритму не производятся. При этом, если проверка все-таки была проведена, собранные при ее проведении данные не могут служить основанием для доначисления налога и пеней;