Файл: Теоретический анализ взаимосвязи ценообразования и налогообложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3 Современная система государственного регулирования цен
3.1 Опыт регулирования цен в зарубежных странах
В настоящее время широко распространено мнение, что в развитых странах цены устанавливаются свободно на основе спроса и предложения.
Но между тем, в этих странах государство активно вмешивается как в экономику в целом, так и в процессы ценообразования. Эти процессы осуществляются как в международных рамках, так и внутри страны.
Например, в странах Европейского сообщества (ЕС) существует наднациональное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и черную металлургию, охватывающее около 15 % цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также о поддержке цен на сельскохозяйственную продукцию принимаются Советом министров ЕС, в состав которого входят министры сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (ЕЭП). ). Регулирование цен осуществляется с использованием дифференцированного подхода и позволяет регулировать уровни доходов и накопления фермеров, а, следовательно, и процесс воспроизводства в сельском хозяйстве.
Таким образом, политика регулирования цен на фермы основана на принципе преимущественного обеспечения доходов фермерских хозяйств через рынок и цену за счет потребителя. Сельское хозяйство финансируется за счет искусственного завышения цен по сравнению с мировыми ценами и мерами сельскохозяйственного протекционизма. Рост цен на поддержку постоянно сравнивается с инфляцией в странах ЕС, а государственные органы стран ЕС следят за производственными затратами фермеров, следят за индексами цен на продукцию растениеводства (9 групп), животноводство (4 группы), товары, услуги и капитальные вложения, потребляемые в сельском хозяйстве для обоснования ценовых издержек.
В сталелитейной промышленности контроль цен осуществляется Европейским сообществом угля и стали (EUSC), которое является картелем в этой области. Для стран ЕС установлены фиксированные базовые минимальные цены, дифференцированные в зависимости от базового размера или качества продукции, а также надбавки к базовым ценам (за качество, отделку, упаковку, тесты, стандарт) и скидкам. Размер скидок и надбавок варьируется, так как зависит от соотношения спроса и предложения. Эти данные постоянно публикуются в прайс-листах ведущих монополий.
Проводя такую политику, страны ЕС добиваются стабилизации цен на уголь и чугунную продукцию, что является частью программы антикризисного управления этими отраслями. Ведущие производители и экспортеры металлопродукции также проводят политику скоординированного повышения цен на мировом рынке. Протекционизм в ЕС с целью защиты отечественных товаров от импорта применяется в текстильной промышленности, судостроении, производстве автомобилей, бытовой энергии и программируемых станках. Например, для финансирования судостроительных предприятий в Германии и Франции, которые неконкурентоспособны, но имеют стратегическое значение для ЕС, государственная помощь выделяется в размере 10-30 % от цены контракта. В области бытовой электроники, чтобы защитить свою промышленность от японских производителей, ЕС решил, что цены на японские товары должны быть равны ценам бывшего завода их стран, минимальные экспортные цены были установлены для станков с ЧПУ и станков с ЧПУ.
Страны ЕС борются с монополистами. Принятый в сентябре 1990 года Закон о конкуренции ЕС дал Европейской комиссии исключительные права на мониторинг деятельности компании посредством их слияния, слияния или предложения в Vol. H. И по вопросам, касающимся ценообразования. В течение недели компании из стран ЕС, участвующие в этих операциях, должны представить уведомления, которые отвечают на различные вопросы, включая цены. Если сделка позволяет компании повысить свою цену на 5 %, не теряя при этом свою рыночную долю, комиссия может решить, что она занимает доминирующее положение, и запретить ее.
Регулирование цен также происходит в отдельных странах.
В Австрии регулирование охватывает около 10 % цен, а механизм состоит из государственного регулирования и системы «социального партнерства», основой которой является Паритетная комиссия по ценовым вопросам при Министерстве экономики, состоящая из представителей правительства, работодатели и работники.
Государственное регулирование цен осуществляется на основании Закона о ценах 1976 года с изменениями, внесенными в 1988 году. В соответствии с ним министр экономики (и министр здравоохранения по лекарственным средствам) имеет право устанавливать максимальные, минимальные и жестко фиксированные цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и медикаменты, электроэнергию, газ и тепло. Кроме того, он имеет право ввести регулирование цен на любые товары в
случае кризиса на период его хранения, а также устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если считает их необоснованно высокими. Для принятия решения о ценах в этом случае создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей министерств, союза сельскохозяйственных палат и союза рабочих и служащих.
Цены на товары и услуги, в отношении которых в Австрии существует государственная монополия, устанавливаются отдельными решениями парламента (табак, табачные изделия, соль, почтовые расходы, телефон, телеграф и железнодорожные тарифы) и Министерства финансов (алкоголь). Максимальный уровень цен на услуги юристов и архитекторов определяется соответственно Министерством юстиции и Министерством экономики. Цены на импортные товары (фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения и корма) также регулируются. Уровень этих цен на внутреннем рынке не должен превышать фактических закупочных импортных цен, увеличенных на сумму экономически обоснованных затрат и прибыли импортера. Контроль за соблюдением установленного уровня цен осуществляется местными властями административных округов и полицией, а нарушения наказываются крупными штрафами.
Тарифная комиссия играет серьезную роль в вопросах ценообразования, главной задачей которых является обеспечение оптимального баланса между уровнем заработной платы и ценами на товары и услуги в тех отраслях, которые не регулируются государством, и предотвращение необоснованного повышения цен. Любое повышение цен осуществляется предпринимателями только по согласованию с социальными партнерами, при этом приводится подробное обоснование такого увеличения.
Цены на молоко, зерно и мясо также регулируются в Австрии путем установления базовых минимальных и надежных закупочных цен. Чтобы предотвратить монополизацию рынка, которая создает предпосылки для необоснованно высоких цен, в Австрии, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, существует антимонопольное законодательство, основанное на законе о картелях.
Интерес представляет опыт регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию в Соединенных Штатах, где устанавливаются залоговые и гарантированные (контрольные) цены. Ипотечные цены устанавливаются специальной государственной организацией — товарно-кредитной корпорацией, которая покупает сельскохозяйственную продукцию у фермеров под залог (пшеница, кукуруза, рис, фуражное зерно, хлопок.) По определенным ценам. Срок действия залога до 12 месяцев. Если рыночные цены выше залога, то фермер может купить свой товар и продать его на рынке. Если рыночные цены ниже залогового обеспечения, фермер не выкупает свою продукцию и становится собственностью корпорации.
Гарантированные (контрольные) цены устанавливаются Конгрессом. В то же время Министерство сельского хозяйства разрабатывает программу на каждый год, в которой указывается цена продукции, которую оно может заплатить фермерам, и фермеры решают , участвовать в этой программе или нет . Если решение фермера является положительным, министерство определяет размер посевной площади и оплачивает полную стоимость будущих продаж по гарантированным ценам, то есть предоставляет кредит для финансирования производства. Если осенью рыночные цены выше гарантированных, то фермер может продавать зерно на рынке, возвращать заемные средства с процентами. В этом случае он будет получать доход. Если рыночные цены падают ниже гарантированных цен, фермер может передать урожай государству по гарантированным ценам, заплатив за кредит и получив доход.
Точно так же цены регулируются в молочной промышленности. Конгресс определяет уровень гарантированных (контрольных) цен на молоко, сыр, масло. Если рыночные цены падают ниже этого уровня, то товары покупаются государством. Он используется для бесплатных завтраков для школьников, для помощи бедным, для продовольственной помощи слаборазвитым государствам.
Кроме того, в Соединенных Штатах, штат поддерживает корреляцию между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товары, приобретаемые фермерами.
Антимонопольные департаменты Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии в целом контролируют цены, а на уровне штатов они контролируют тарифы на электроэнергию.
В целом, около 10 % цен регулируются в США .
В Швеции цены также регулируются государством Законом о регулировании цен, который дает право замораживать цены либо в случае войны, либо в случае ее возникновения, либо в случае значительного общего повышения цен. Кроме того, государство может установить максимальный уровень цен для отдельных товаров, ввести процедуру, при которой повышение цен возможно после предварительного уведомления.
В Швеции закупочные цены на наиболее важные сельскохозяйственные продукты (зерно, молоко, мясо, яйца) Жестко регулируются . Гарантированные цены на продовольственное сырье устанавливаются ежегодно путем переговоров между правительством и ассоциацией сельхозпроизводителей с участием представителей потребителей. Основные принципы регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию разрабатываются Парламентом.
Доходы населения ежегодно индексируются с учетом роста цен на товары, включенные в минимальную потребительскую корзину, а в связи с высоким уровнем цен на жилье государство выдает жилищные субсидии и кредиты.
Контроль цен в Швеции осуществляется Государственным управлением по ценам и конкуренции, подчиняющимся Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех провинциях Швеции есть офисы для этой работы.
Системы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, аналогичные шведским, действуют в Дании, Швейцарии и Норвегии. Таким образом, в развитых странах с рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование цен. Нет полной свободы в ценообразовании ни в одной из этих стран. Более того, ценовое регулирование направлено не на ограничение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности.
В России государство также регулирует цены, и оно существенно отличается от опыта зарубежных стран.
3.2 Государственное регулирование цен в России
В Российской Федерации принципы ценовой политики находятся во введении государства, что должно быть отражено в законодательстве. В настоящее время такого федерального закона не существует, поэтому важнейшие направления государственной ценовой политики регулируются такими законодательными и правовыми актами, как федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Согласно существующей практике, основным органом ценообразования является Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти — Министерство экономики и его отдел цен.
В России также существует орган антимонопольной политики, занимающийся пресечением недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
Основными задачами антимонопольных органов являются:
-
содействие в формировании рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства; -
предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; -
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.