Файл: Решение по действиям с пояснениями и выражением. Желательно рассмотреть два способа решения задачи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II полугодие
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления)
У р о к 65. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА,
ИЗУЧЕННОГО В I ПОЛУГОДИИ
Цели: закрепить знание учащимися нумерации чисел в пределах 100, умение решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать выражения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
5 4 3 5 4 3
3 4 5 3 4 5
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Проверьте, правильно ли найдены значения выражений:
5 + 6=12 15 – 7 = 8
7 + 7 = 1 18 – 9 = 9
8 + 9=16 11 – 3 = 9
IV. Сравнение выражений.
– Не выполняя действий, сравните выражения и поставьте знаки сравнения:
9 + 2 * 90 + 2 10 – 3 * 10 + 3
70 – 10 * 70 – 1 15 + 5 * 5 + 5
90 – 3 * 90 – 30 70 + 20 * 40 + 20
– Докажите справедливость вашего мнения.
V. Сравнение именованных чисел.
12 см * 1 дм 2 см
5 см * 5 дм
60 мин * 1 ч
10 кг* 15 кг
VI. Решение задач.
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть краткую запись на доске и составить по ней задачу:
Было – 15 кг.
Взяли – 6 кг и 3 кг.
Осталось – ?
После того как учащиеся составят задачу, они записывают решение по действиям с пояснениями и выражением.
Желательно рассмотреть два способа решения задачи.
Н а п р и м е р:
I. 1) 6 + 3 = 9 (кг) взяли.
2) 15 – 9 = 6 (кг) осталось.
15 – (6 + 3) = 9.
II. 1) 15 – 6 = 9 (кг).
2) 9 – 3 = 6 (кг) осталось.
(15 – 6) – 3 = 6.
Затем можно предложить учащимся найти среди текстов задачи и решить их.
После того как учащиеся определили, где тексты с задачами, учитель предлагает детям рассмотреть схемы задач и найти те, которые подходят к данным задачам.
Далее учащиеся записывают краткую запись и решают задачи. Проверка проводится фронтально.
VII. Работа с геометрическим материалом.
Н а д о с к е:
– Назовите номера четырехугольников.
– Назовите номера прямоугольников.
– Начертите в тетради:
1) четырехугольник;
2) прямоугольник.
VIII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что бы хотели сделать по-другому?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 66. ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели: познакомить учащихся с письменным приёмом сложения двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
47 47 47 47 47
58 58 58 58 58
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
– Проверьте: все ли в цепочке верно?
2. «Какой знак пропущен?»
6 * 2 = 5 * 3
8 * 3 = 11 * 0
8 * 2 = 18 * 8
7 * 4 = 6 * 5
IV. Изучение нового материала.
1. Учитель предлагает учащимся найти значение суммы 45 + 23 (с подробным объяснением).
45 + 23
О б ъ я с н е н и е: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три.
45 + 23 = 45 + (20 + 3) – (45 + 20) + 3 – 65 + 3 – 68.
Далее учитель предлагает детям рассмотреть запись на доске:
45
+ 23
68
– Рассмотрите внимательно запись.
– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?
– Расскажите, как это сделано.
– Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.)
– Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)
– Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)
– Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)
– Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)
Далее учитель поясняет учащимся, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц.
2. С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик учащиеся выполняют задание 1 (с. 4 учебника, часть 2).
Один ученик выполняет работу на доске (с подробным объяснением).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 2 (с. 4 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– О чём спрашивается?
– Какая это задача: простая или составная?
– Назовите данные и искомое числа.
– Рассмотрите внимательно схемы (учитель выставляет на доску различные схемы задач).
– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?
– Запишите задачу кратко.
– Решите задачу по действиям, с пояснениями.
1) 4 – 3 = 1 (м) – на платье.
2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.
– Запишите решение задачи выражением. (4 + (4 – 3) = 5)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 4 и 2 сантиметра.
– Как найти периметр прямоугольника?
– Найдём периметр данного прямоугольника.
(Под руководством учителя дети записывают задачу, а затем самостоятельно находят периметр фигуры.)
– Начертите треугольник, имеющий такой же периметр.
– Каковы стороны вашего треугольника?
VII. Решение выражений.
В заключение урока учащиеся работают в парах.
На данном этапе урока можно предложить учащимся задание 3 (с. 4 учебника, часть 2), которое способствует развитию навыков счёта и закреплению изученных учащимися приёмов сложения и вычитания).
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Всё ли вам было понятно?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 67. ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели: познакомить учащихся с письменным приёмом вычитания двузначных чисел; формировать умение складывать двузначные числа в столбик (без перехода через десяток); продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
83 83 83 83 83
92 92 92 92 92
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
– Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего.
Р е ш е н и е:
25 – 10 = 15; 15 + 2 = 17; 17 – 17 = 0; 0 + 48 = 48; 48 – 10 = 38; 38 + 20 = 58; 58 + 2 = 60; 60 – 30 = 30; 30 – 5 = 25.
2. «Назови число».
– Назовите число, которое на 5 меньше числа 43 (80, 99).
– Назовите число, которое на 5 больше числа 50 (64, 87).
IV. Изучение нового материала.
1. Учитель предлагает учащимся найти значение разности 57 – 26 (с подробным объяснением).
57 – 26
О б ъ я с н е н и е: представим число 26 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 6. Удобно из уменьшаемого 57 вычесть число 20, а затем из полученного результата вычесть число 6.
57–26 = 57– (20 + 6) = (57 –20)– 6 = 37– 6 = 31.
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть запись на доске:
_57
26
31
– Рассмотрите внимательно запись.
– Как в ней расположены единицы?
– Как расположены десятки?
– Как записано значение разности?
– Сравните это решение с подробной записью.
– Какой способ вам нравится больше?
– Почему?
2. С целью отработки приема вычитания двузначных чисел в столбик учащиеся выполняют задание 1 (с. 5 учебника, часть 2). Один ученик делает работу на доске (с подробным объяснением).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 2 (с. 5 учебника, часть 2), выделяют в ней условие, вопрос, данные и искомые числа.
– Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Потому что не знаем, сколько на ёлке золотых шаров.)
– Можем это узнать? (Да.)
– Зная, сколько на ёлке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи? (Да.)
– Выполните к задаче рисунок или чертёж.
– Запишите решение.
– Проверьте работу друг друга.
– Верно ли, что на ёлке 13 зелёных шаров?
– Запишите ответ задачи.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж на с. 5 учебника, часть 2, задание 5.
– Что хотите сказать?
– Какая это ломаная? (Незамкнутая.)
– Сколько звеньев в изображённой ломаной?
– Как найти длину ломаной?
– Найдите длину этой ломаной линии.
– Рассмотрите машину, изображённую на полях учебника (с. 5 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– Из каких геометрических фигур построена машина?
– Рассмотрите «детали», расположенные ниже.
– Каких «деталей» не хватает, чтобы построить такую же машину?
– Начертите их в ваших тетрадях.
VII. Самостоятельная работа.
Учащиеся решают самостоятельно выражения из задания 4 (с. 5 учебника, часть 2), эту работу дети могут выполнить по вариантам.
VIII. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Всё ли вам было понятно?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 68. ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели: продолжать формировать умение учащихся записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток); развивать навыки устного счёта, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
17 17 17 17 17
71 71 71 71 71
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Задание 6 (с. 6 учебника, часть 2).
Выполнение данного задания способствует не только развитию навыков устного счёта учащихся, но и повторению терминов «слагаемое», «сумма».
3. Найдите значения выражений k + 6 и 28 – k при:
k = 7
k = 8
k = 9
k = 10
IV. Формирование умения учащихся находить значения суммы и разности двузначных чисел в столбик.
С подробным объяснением выполняется задание 1 (с. 6 учебника, часть 2). (Один ученик выполняет работу на доске.) Затем дети выполняют с объяснением задание 2 (с. 6 учебника, часть 2), в котором проверяют выполненное сложение или вычитание.
V. Преобразование величин.
С этой целью учащимся может быть предложено задание 7 (с. 6 учебника, часть 2).
Задание может быть выполнено с комментированием либо самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой. Перед выполнением задания ученики повторяют изученное:
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
VI. Работа над задачами.
Фронтально проводится работа над задачей 3 (с. 6 учебника, часть 1), учащиеся выделяют в задаче условие, вопрос, называют данные и искомое числа, записывают задачу кратко (под руководством учителя), затем самостоятельно решают её.
30 – 8 = 22 (д.)
О т в е т: посадили 22 дерева.
Самостоятельно учащиеся решают задачу 4 (с. 6 учебника, часть 2) с последующей взаимопроверкой.