Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, на основании научно-практического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Доходы бюджета – это часть финансовых ресурсов, образуемых субъектами экономических отношений, урегулированных бюджетным правом, которые предназначены для создания финансовой базы государства с целью удовлетворения публичных потребностей. Следует отметить, что доходы бюджетов в зависимости от уровня их формирования подразделяются на доходы федерального бюджета, доходы субъектов Российской Федерации (региональные) и доходы муниципальных (местных) бюджетов Как и доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных, регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Так, проведенный анализ показал, что более половины всех доходов в бюджете составляют налоговые поступления. Так, на их долю приходится в 2013 году – 56,5%, в 2014 году – 53,4% %, в 2015 году – 60,0% %, в 2016 году – 58,3%, в 2017 году – 62,9% всех доходов бюджетной системы Российской Федерации. В 2017 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 19276,9 млрд. руб., из них федеральных налогов и сборов на сумму 17501,8 млрд. рублей (90,8% от общей суммы налоговых доходов), региональных налогов – 1012,4 млрд. рублей (5,3%), местных налогов – 246,4 млрд. рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 516,3 млрд. рублей (2,6%).

2. Оценка распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы показала, что, а формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС. Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2017 году его доля в федеральном бюджете страны – 56,3%, в 2016 году его доля в федеральном бюджете – 48,5 %. Вторая по значимости для федерального бюджета – группа платежей за пользование природными ресурсами, которые составили в 2017 году они составили 2224,2 млрд. руб. или 24,5%, в 2016 году 2882,8 млрд. руб. или 33,1% от общей суммы налоговых поступлений. В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации более одной третьей поступлений – 39,7 % – составляет налог на доходы физических лиц. Практически равен ему по значимости налог на прибыль организаций, его доля 30,9 %. В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц, его доля – 53,7% (1062,7 млрд. руб.) всех поступлений, важно отметить значительный рост налоговых поступлений в местные бюджеты в 2017 году – темп роста составил 95,5%.


3. Проблемами формирования и повышение эффективности налоговых поступлений в государственный бюджет страны выступают: неравномерность поступлений в бюджет налога на прибыль организаций; проблема администрирования налога на добавленную стоимость; снижение поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ); увеличение ставок акцизов; способствование системы налоговых льгот снижению налоговых поступлений в государственный бюджет; несовершенство действующей методики уплаты НДФЛ; вопросы администрирования транспортного налога; несовершенство современного налогового администрирования в целом; недостаточная стабильность налоговой политики; отсутствие однозначных критериев выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета; четкая направленность налогообложения на текущее увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Также необходимо отметить, что в Российской Федерации поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней растут, в то же время, наблюдается замедление темпов прироста налоговых доходов, что связано с кризисными явлениями в экономике, падением покупательской и инвестиционной способности населения, снижением деловой активности. В отношении налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается та же тенденция – налоговые доходы в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в абсолютном выражении растут, но темпы прироста замедляются.

5. На современном этапе, в рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом необходимо установить такой уровень налогов, который бы с одной стороны, приносил максимальную «пользу» для бюджета, а с другой стороны не был непосильным бременем для предпринимателей. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Теневой сектор экономики свободен от налогового бремени. Нелегальный вывоз капитала за границу оценивается десятками миллионов долларов в год. То есть, существует потенциальная возможность существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер.

  3. закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2019).

  4. Гражданский кодекс Российской федерации - часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ и часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.01.2019).

  5. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 10.09.2017 № 146-ФЗ) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2019).

  6. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2011 годов [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.11.2018 г. № 459-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2019).

  7. Артемов Р.В. Оптимизация налогообложения в условиях современной экономики / Р.В. Артёмов // Управление социально–экономическим развитием регионов. – 2017. - №8. – С. 218–221.

  8. Будович Ю.И. Формирование российского бюджета с учетом политических и экономических рисков / Ю.И. Будович // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №1. - С. 13-21. 

  9. Быкова Н.Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. - 2018. - №28. - С. 358-362.

  10. Вердиев Д.А. Доходы федерального бюджета, пути их роста / Д.А. Вердиев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №12. - С. 14-17.

  11. Газарян Р.А. Проблемы формирования доходной части федерального бюджета и пути ее оптимизации // Экономические науки. – 2018. - № 9. – С. 105-110.

  12. Зрелов А.П. Увеличение доходов бюджета без повышения налоговых ставок / А.П. Зрелов // Налоговый вестник. - 2017. - №3. - С.66-74.

  13. Лебедева А.Д., Голубева Т.Г. Доходы и расходы федерального бюджета / А.Д. Лебедева, Т.Г Голубева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2018. - №7. - С.197-206.

  14. Максимов Ю.А. Проблемы и направления развития налогообложения и администрирования налоговых доходов бюджета в России / Ю.А. Максимов // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2017. - №2. - С. 133-137.

  15. Матвеев В.В., Мазур Л.В. Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета / В.В. Матвеев, Л.В. Мазур // Территория науки. - 2018. - №4. - С.101-107.

  16. Селезнев А.Н. Федеральный бюджет на 2019 г.: кризисный формат и перспектива / А.Н. Селезнев // Экономист. – 2018. - №12. - C. 3-16.

  17. Сурхаев И.Д. Доходы федерального бюджета, пути их роста / И.Д. Сурхарев // Новая наука. - 2018. - № 3. - С. 242-245.

  18. Фокин А. Н. Система налогов и сборов в российской федерации: федеральные налоги и сборы / А.Н. Фокин // Общество и право. – 2018. – №2. – С. 286–291.

  19. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru.

  20. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. gks.ru