Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

3

1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании

доходов бюджетов страны всех уровней


5

2 Нормативное и правовое регулирование формирования налоговых

доходов бюджета


10

3 Анализ динамики и уровня налогов в формировании доходов

бюджетов РФ


12

4 Проблемы формирования налоговых доходов в бюджетах РФ

28

5 Пути совершенствования системы формирования налоговых доходов

бюджетов РФ


33

Заключение

43

Список литературы

46








Введение

В современных условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования и поступления налоговых доходов в бюджетную систему страны, не допустимость уменьшения налоговых поступлений в бюджет, поиск факторов, оказывающих влияние на налоговые поступления, решение проблем с недоимкой налоговых поступлений, анализ несовершенства налоговой политики государства – одни из основных экономических вопросов, решение которых имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной и эффективной бюджетной и налоговой системы страны, что и выражает актуальность выбранной темы исследования.


Целью прохождения практики является сбор материалов для выполнения научно-исследовательской работы на тему: «Налоги, как финансовый механизм в формировании доходов бюджетов всех уровней».

Для достижения поставленной были определены следующие задачи:

- дать характеристику и выделить значение налогов в формировании доходов бюджетов страны всех уровней;

- изучить нормативное и правовое регулирование формирования налоговых доходов бюджетов в РФ;

- провести анализ динамики и уровня налогов в формировании доходов бюджетов РФ;

- определить проблемы формирования налоговых доходов в бюджетах РФ;

- определить пути совершенствования системы формирования налоговых доходов.

Объект исследования – налоговые доходы бюджета Российской Федерации.

Предметом исследования – значение налогов в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания:

метод системного анализа, статистический, логический.

В ходе исследования была использована специальная литература, следующих авторов, которые исследовали проблемы и перспективы формирования налоговых доходов в бюджет страны: Ю.И. Будович, Н.Н. Быкова, А.П. Зрелов, Ю.А. Максимов, А.Н. Селезнев.

1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании доходов бюджетов страны всех уровней

Современная система налогообложения России представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований [7, с. 218].

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Сущность системы налогообложения РФ сформулирована в ст. 11 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства»

[5].

Для исследования значения налогов в финансировании доходов бюджетов всех уровней, далее исследована современная бюджетная система в России. Так, современная бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней (Приложение А):

- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень – местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Федеральный бюджет в тандеме со сметой внебюджетных фондов имеют формат федеральных законов. Бюджет субъектов и территориальных внебюджетных фондов РФ также имеют формат законов, а вот местные структуры создаются по форме правовых актов, которые предоставляются на рассмотрение органами местного самоуправления. Они могут разрабатываться в соответствии с уставами муниципальных объединений [18, с. 286].

Годовой бюджет рассчитывается всего на один финансовый год. Внебюджетный фонд государственного типа, являющийся по сути фондом денежных средств, формируется вне основного бюджета и вне сметы субъектов. Его основное предназначение – это реализация конституционных прав жителей страны на пенсионное обеспечение, на социальную страховку, на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Все доходы и расходы по каждой из финансовых систем регламентированы законами и БК РФ. У каждой муниципальной организации имеется свой собственный фонд, другими словами, местный. Местные бюджеты ориентированы на выполнение местными властями расходных обязательств, которые на них наложены, и на реализацию определенных полномочий государственного типа. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета представлена в Приложении Б.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [14, с. 133].


Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. Из бюджета районного типа, с городскими и сельскими бюджетами включительно, формируется консолидированный бюджет субъекта РФ [14, с. 134].

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней, а являются статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют данные о доходах и расходах, источниках поступления и направления использования средств по территории субъектов РФ и в целом по стране. Показатели консолидированных бюджетов используются при бюджетном и финансовом планировании, прогнозировании, анализе формирования и использования финансового фонда страны, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны и территорий.

В соответствии с построением бюджетной системы РФ, элементами налоговой системы РФ являются налоги и сборы, и иные обязательные платежи, используемые для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов (Приложение В):

1) Федеральные налоги и сборы, которыми признаются налоги и сборы, установленные в ст. 13 НК РФ [5] и обязательны к уплате на всей территории РФ:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на доходы физических лиц;

-налог на прибыль организаций;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-водный налог;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-государственная пошлина.

2) Региональные налоги и сборы, которыми признаются налоги, и которые установлены ст. 14 НК РФ [5] и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Виды региональных налогов:

-налог на имущество организаций;

-налог на игорный бизнес;

-транспортный налог.

3) Местные налоги и сборы, которые устанавливаются ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ [5]. К местным налогам относятся:

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

- налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);


- пени и штрафы. Пеней, относимой к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Российское законодательство признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но только на законные. Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности [18, с. 288].

Сущность налогов состоит в отчуждении государством в свою пользу определенной части денежных средств в виде обязательного платежа. Рассмотрим основные признаки налогов:

- обязательность платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в соответствии с законодательством;

- индивидуальная безвозмездность платежа;

- принудительность взимания;

- изъятие части денежных средств налогоплательщика в пользу публичной власти.

Основные функции налогов: фискальная функция состоит в формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной сфере и внебюджетных фондах; контрольная функция состоит в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали законно установленные налоги; распределительная функция состоит в том, чтобы направить налоговые доходы на содержание армии, государственного аппарата управления и социальной сферы; стимулирующая функция состоит в системе льгот и исключений по объектам налогообложения.