Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Увеличение ставок акцизов, ведет к увеличению теневого сектора экономики в сфере производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. К примеру, цена акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в 2010 году составляла 210 рублей за литр, а в 2018 году стоимость того же самого подакцизного товара за литр составляет 523 рубля. Менее чем за десять лет цена увеличилась на 149 %. При этом производство алкогольной продукции сократилось на 22,3%, а около 30 % точек по реализации алкогольной продукции перешли в теневой сектор. Ежегодно доходы от нелегальной продажи алкоголя составляют более 100 млрд. рублей, если с этих денег уплатить налог, полагающийся государству, то это было бы ощутимо для казны. Так же одной из проблем, является взимание акциза при импорте алкогольной продукции. В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение того, какая алкогольная продукция может считаться натуральной. В связи с этим происходят затруднения при осуществлении таможенного контроля, а также правильности уплаты налога. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке [11, с. 105].
- Серьезной проблемой является система налоговых льгот – льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством, приводит к значительным потерям налоговых поступлений в бюджет страны. Потери бюджета от различных налоговых преференций в 2017 году достигли 2,4 триллиона рублей (в 2014 году этот показатель составлял 2,19 триллиона рублей), а к 2020 году они увеличатся до 2,8 триллиона рублей. В этой связи остается актуальным проведение инвентаризации и оптимизации, установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество организаций, по налогу на имущество физических лиц, а также принятие решения об ограничении предоставления налоговых льгот по региональным налогам и сборам, устанавливаемых федеральным законодательством. Система налоговых льгот требует модернизации путем отмены тех льгот, которые не имеют целевого характера.
- Несовершенство действующей методики уплаты НДФЛ по месту трудовой деятельности граждан и вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ.
- Актуальным остается вопрос администрирования транспортного налога – трудности в определении категории и видов транспортных средств, состоящих на учете, несовершенство базы данных поставленных и состоящих на учете транспортных средств и их владельцах, трудности в доставке налоговых уведомлений и требований на уплату налога, проблематичность взыскания налогов и пеней по транспортному налогу. Необходимо в кратчайшие сроки повысить эффективность налогового администрирования по сбору транспортного налога, так как уменьшается показатель соотношения фактического сбора данного налога к запланированному сбору, а число зарегистрированных транспортных средств из года в год увеличивается.
- Несовершенство современного налогового администрирования в целом: проблемы механизма принуждения к уплате налогов; проблема взыскания налоговой задолженности; проблема «фирм-однодневок»; проблема отсутствия индексации ряда экономических показателей в целях налогообложения; проблема недостаточности предусмотренных налоговых вычетов; проблема текучести кадров в налоговых органах; проблемы социально-психологического характера.
- Недостаточная стабильность налоговой политики, что существенно осложняет правоприменение законодательства о налогах и сборах, дестабилизирует экономическую обстановку.
- Отсутствие однозначных критериев выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета и недоработки налоговой политики в Российской Федерации.
- Четкая направленность налогообложения на текущее увеличение налоговых поступлений в бюджет, что приводит к образованию завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик [11, с. 106].
Все перечисленные проблемы формирования и повышение эффективности налоговых поступлений в государственный бюджет Российской Федерации, требуют незамедлительного комплектного решения. Проблемы повышения налоговых доходов бюджета страны должна решаться путем совершенствования механизмов взимания имеющихся налогов и улучшения налогового администрирования.
5 Пути совершенствования системы формирования налоговых доходов бюджетов РФ
Ранее были обозначены проблемы формирования и повышение эффективности налоговых поступлений в государственный бюджет страны. На основании выявленных проблем можно предложить мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета Российской Федерации.
1) Проблема неравномерности поступлений в бюджет налога на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, предприятия, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль;
- необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков [10, с. 14].
2) Проблема администрирования налога на добавленную стоимость.
Существенным недостатком является сложность администрирования налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость – это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров, работ и услуг. НДС в большинстве случаев фактически «перекладывается» на конечного покупателя, поскольку включается в цену приобретаемой им продукции. При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик
имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления налогооблагаемых операций. Сложившаяся система учета и контроля не обеспечивает в должной мере полноту поступления НДС в бюджет, поскольку допускает возможность применения налогоплательщиками схем ухода от обложения и необоснованного возмещения из бюджета. В России существует целый ряд трудностей, связанный с налоговыми вычетами и возмещением НДС из бюджета, которые в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на международный рынок [14, с. 135].
В целях увеличения поступления НДС в бюджет Российской Федерации необходимо:
- установить пониженную ставку НДС, менее 10% на товары первой необходимости (мука, молочные продукты, медицинские товары), одновременно повысить ставку на реализацию предметов роскоши (ювелирные изделия) и увеличить таможенные пошлины на импорт, что будет способствовать увеличению спроса на отечественные товары (работы, услуги). Такой способ позволяет увеличить долю уплаты НДС лицами, относящиеся к обеспеченной категории населения, что благоприятно скажется на федеральном бюджете;
- стимулирование роста товарооборота российских розничных сетей, которые реализуют потребительские товары, Министерством финансов РФ было предложено внедрить механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, которые они уплатили при приобретении товаров во время пребывания в РФ;
- использование эффективных налоговых льгот, видоизменение или усовершенствование налоговых льгот по НДС, то есть увеличение порога освобождения от уплаты НДС, для субъектов среднего и малого бизнеса. На данном этапе развития современной экономики изменение или введение новых льгот по НДС могут безболезненно решить многие проблемы, связанные с данным налогом. Значительную долю в объеме льгот составляют освобожденные от НДС биржевые операции с ценными бумагами, банковская и страховая деятельность. Такие льготы обусловлены социальным значением для общества, но, с другой стороны, они представляют собой лоббирование интересов определенного круга лиц. Поэтому важным решением может служить отмена данных льгот и введение более значимых для населения. Например, установление для социальной сферы более рациональной льготы в виде сочетания освобождения и права на вычет НДС по приобретению.
3) Проблема снижения поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ).
Среди доходных источников бюджетов в Российской Федерации особое место занимает категория природоресурсных платежей, связанных с возмещением государству расходов на восстановление используемых природных ресурсов и компенсацией определенных потерь природных богатств. Налоги на природные ресурсы играют ощутимую роль в консолидированном бюджете РФ и выполняют фискальную функцию, имея нецелевой характер использования [12, с. 67].
Налоговые ставки рентных платежей следует пересматривать регулярно с целью повышения регулирующей функции налоговых платежей за природные ресурсы. Кроме того, для эффективного использования ресурсов нашей страны следует реформировать налог на добычу полезных ископаемых с учетом потенциального ущерба окружающей среде, который могут наносить предприятия - пользователи недр. Такой подход, может увеличить интерес к российскому добывающему производству со стороны иностранных инвесторов. Указанная мера могла бы также способствовать увеличению доли рассматриваемого налога в бюджете и уравновесить экономически – экологическую ситуацию в стране, преодолеть ее кризисное положение с меньшими потерями для бюджета Российской Федерации.
5) Проблема способствования системы налоговых льгот снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. На сегодняшний день в Российской налоговой системе существует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, их все же можно считать «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, серьезной проблемой для консолидированных бюджетов субъектов Федерации являются льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством. В 2017 г. эти льготы составили более 17 % налоговых доходов региональных бюджетов (в основном льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц). При этом не учитываются предусмотренные федеральным законодательством возможные изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых льгот будет еще больше. Интересно, что предоставление налоговых льгот не увязывается с бюджетной обеспеченностью регионов и по существу ложится бременем на доходы консолидированного бюджета РФ. Налоговые полномочия субъектов Российской Федерации позволяют снизить налоговую ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Федерации.