Файл: 1 Теоретическая характеристика и значение налогов в формировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но наибольший ущерб региональным бюджетам наносит налоговая льгота, предоставляемая убыточным организациям. Можно предположить, что стимулирование получения убытка, причем неоднократного, снижающего налоговую базу не только текущего периода, но и десяти последующих, является побудительным мотивом получения убытка для необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, преференция в виде снижения налоговой базы последующих налоговых периодов не является обоснованной, прежде всего потому, что не учитывает природу полученного убытка.

Вероятно, что необходим механизм компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов либо отмена соответствующих льгот. Представляется справедливым и рациональным принять решение о снижении налоговой базы на сумму полученных убытков только для тех организаций, которые осуществляют инновационные проекты, на срок их окупаемости; для организаций, деятельность которых зависит от сезонных, и не только сезонных, колебаний цен, а также для организаций, которые получают убыток за счет выпуска и реализации социально значимых товаров и оказания услуг, цены на которые являются фиксированными и экономически оправданными.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ неоднократно поднимал вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных Федеральным законодательством или об отмене этих льгот, но пока проблема не решена.

6) Проблема несовершенства действующей методики уплаты НДФЛ. Налог на доходы физических лиц – один из основных доходных источников консолидированного бюджета Российской Федерации. Одним из основных достоинств налога на доходы физических лиц является его достаточно равномерное распределение между местными бюджетами внутри субъектов РФ. Следует отметить, что НДФЛ наряду с налогом на прибыль, является существенным источником доходов местных бюджетов.

Актуальным является вопрос пересмотра действующей методики уплаты НДФЛ по месту трудовой деятельности граждан. В связи с притоком большого числа граждан с целью получения работы в крупные города, например, город Москва, (при этом место прописки большинства из них не совпадает с местом работы) бюджеты субъектов Российской Федерации несут существенные потери в финансовых ресурсах, так как работодатель уплачивает налог в свою инспекцию и денежные средства «оседают» в бюджете этого региона. Поэтому целесообразно будет внести изменения в ст. 226 Налогового кодекса РФ, согласно которым уплата работодателями удержанной суммы налога на доходы физических лиц будет осуществляться не по месту постановки на учет налогового агента, а по месту регистрации работника. Подобные изменения сделают распределение НДФЛ более равномерным и позволят органам местного самоуправления иметь в своем распоряжении более существенный источник доходов, а также органы власти на местном уровне будут заботиться о создании комфортных условий для проживания населения [12, с. 68].


Важным вопросом остается вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Законопроекты о прогрессивной ставке НДФЛ неоднократно вносились на рассмотрение в Государственную Думу. Впервые законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц был внесен на рассмотрение в Государственную думу в 2014 г., но был отклонен. В октябре 2017 г. в Государственную думу РФ были внесены приоритетные законопроекты от трех фракций («Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) о переходе к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. В результате обсуждения ни один из законопроектов не набрал большинства голосов, что понятно, учитывая их полярность и некоторую поверхностность, однако вернуться к решению проблемы, по всей вероятности, придется. Так как дифференциация по доходам среди населения продолжает усугубляться, в том числе и по отраслям экономики, что является побудительным мотивом вернуться к обсуждению возможности введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

Прогрессивная шкала введена во многих зарубежных странах и способствует успешному пополнению бюджетов этих стран. Эта практика может быть использована при условии ее применения к высокодоходным категориям плательщиков, без ущерба для среднеобеспеченных лиц, особенно в период кризиса. Такой подход одновременно дает стимул для развития малого и среднего предпринимательства.

7) Проблема администрирования транспортного налога. Вопрос администрирования транспортного налога актуален. Транспортный налог является одним из важнейших региональных налогов. Большое значение этим налогам уделяется потому, что они являются источником формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, а, следовательно, источником финансирования экономических и социальных нужд региона. В настоящее время роль транспортного налога в пополнении доходной части региональных бюджетов невелика и не превышает 10 % от общей величины дохода субъекта РФ. Прежде всего, стоит попробовать механизм, который позволит собирать налог со всех налогоплательщиков, а не увеличить налоговою нагрузку на тех налогоплательщиков, которые добросовестно и своевременно уплачивают налог. Основная проблема в том, что у налоговой службы нет рычагов воздействия на граждан. Что касается юридических лиц, имеется возможность проведения налоговых проверок, списание средств со счетов в банке, наложить арест на имущество или заморозить банковские и расчетные счета, то в отношении физического лица налоговые органы могут лишь обратиться в суд. И даже после вынесения решения судом в пользу налогового органа, сумму налога можно получить в казну лишь при участие судебного пристава [10, с. 15].



Одним из способов контроля по уплате налога является процедура технического осмотра транспортного средства. Его обязаны проходить все водители, поэтому во время технического осмотра удобнее всего проводить контроль уплаты транспортного налога. Из вышесказанного можно сделать вывод что, прежде чем, повышать ставки транспортного налога, нужно решить проблемы, которые возникают в процессе его собираемости, и выявить, по какой причине поступления этого налога находятся на столь низком уровне. Система ставок, которая действует на данный момент, нуждается в доработке. По возможности эту систему стоит пересмотреть и сделать ее более дифференцированной.

8) Проблема несовершенства современного налогового администрирования в целом. Улучшение условий для своевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов. В настоящее время используются разнообразные способы уплаты платежей, регулируемых Налоговым кодексом, в наличной или безналичной форме через банки, кассы местных администраций, организации федеральной почтовой связи, в том числе с использованием интернет-сервисов банков, с которыми налоговыми органами заключены соглашения, платежных терминалов банков и личных кабинетов налогоплательщиков. При исполнении обязанности по уплате таких платежей должна быть обеспечена надлежащая идентификация плательщиков для защиты их прав. Предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, не предполагающие увязку исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса и характеристик лица, осуществляющего уплату таких платежей [10, с. 16].

В целях совершенствования условий уплаты государственной пошлины заявителями, обратившимися в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг с запросами о предоставлении таких услуг, предлагается дополнительно урегулировать порядок уплаты государственной пошлины в указанных центрах без взимания с заявителей платы за прием и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих денежных средств.

В качестве меры по предотвращению и сокращению задолженности в бюджетную систему по налогам и сборам предлагается предоставить налогоплательщикам возможность заблаговременного (до момента возникновения задолженности) переноса срока уплаты налога.

В целях стимулирования быстрой и добровольной уплаты сумм налогов и пеней предлагается предоставить возможность налогоплательщику – физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.


Основными мерами по совершенствованию налогового администрирования в Российской Федерации являются:

- сокращение сроков уведомления налогоплательщиков об имеющейся задолженности перед бюджетом, а также сроков исполнения требования об уплате налогов;

- предупреждение и пресечение возможных коррупционных преступлений среди сотрудников налоговых органов путем ужесточения санкций и уголовной ответственности за такого рода правонарушения;

- создание единой базы государственных и муниципальных органов, что скоординирует работу уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами;

- увеличение налоговых вычетов, а также освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов в определенных случаях;

- применение при расчете налоговых санкций поправочных коэффициентов, устанавливаемых ежегодно в зависимости от уровня инфляции и размеров бизнеса налогоплательщика;

- введение возможности доначисления налоговых санкций при повторных налоговых проверках вышестоящим налоговым органом нижестоящих;

- формирование общественной нетерпимости к уклонению от уплаты налогов.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать развитию оптимального механизма налогового администрирования, включающего в себя, с одной стороны, возможность пополнения бюджета и, с другой стороны, отсутствие предпосылок для уклонения от уплаты налогов, что будет, в свою очередь, обеспечивать увеличение доходов бюджета и, как следствие – повышение качества жизни в России [10, с. 17].

Проблемы повышения налоговых доходов бюджета страны должна решаться путем совершенствования механизмов взимания имеющихся налогов и улучшения налогового администрирования.

В итоге необходимо отметить, что в современных условиях одной из приоритетных задач является повышение доходов федерального бюджета. Рост налоговых поступлений в государственный бюджет страны можно обеспечить благодаря последовательным и научно обоснованным изменениям в управлении налоговыми доходами бюджета. Успешная реализация плана по наращиванию доходной массы бюджета напрямую зависит от деятельности налоговой службы, поэтому следует ужесточить контроль за налоговыми поступлениями с ее стороны. Непосредственно налоговым органам необходимо усилить контроль в части выявления физических и юридических лиц, которые уклоняются от уплаты налогов, либо укрывают реальные размеры доходов, используя мошеннические схемы.