Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект лекций
по «Информационным системам в экономике»
(для групп 35141-Эф-1,2,3,4)
Рассматриваются общие вопросы информатизации управленческих процессов, использование информационных систем и технологий в управлении; раскрываются методические подходы к созданию и функционированию компьютерных систем и технологий, а также современные методы и средства защиты информации.
Особое внимание уделяется формированию, обработке и представлению данных в среде интегрированных, корпоративных технологий решения профессиональных задач менеджерами, работающими в организациях различного типа и сложной структуры — на предприятиях, фирмах малого и крупного бизнеса, в органах государственного и муниципального управления. Опыт создания информационных систем и технологий менеджмента раскрыт на примерах фирменного, производственного, стратегического менеджмента, управления персоналом, менеджмента инновационными процессами, а также на примере деятельности органов государственного и муниципального управ- ления.
В первой части дисциплины основное внимание уделяется методическим аспектам информатизации в управленческой деятельности:
- информационные процессы в управлении организацией ;
- методические основы создания ИС и ИТ в управлении организацией;
- технология организации информационных ресурсов управленческой деятельности;
- технологическое обеспечение информационных систем менеджмента;
- развитие информационной безопасности.
Тема I: Информационные процессы в управлении организацией

Информационные ресурсы в процессах управления предприятием

Понятие информационных систем и информационных технологий в управлении, их роль на современном этапе развития экономики

Классификация информационных систем управления и информационных технологий

Значение информационных систем и информационных технологий в стратегии развития организаций различного типа

Роль информационной среды и организации информационных связей в корпоративных системах управления


Роль информационной технологии в формировании управленческих решений на разных уровнях управления в организациях различного типа
1.1. Понятие, значение и требования к информационным ресурсам
менеджмента
Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой — внедрение средств вычислительной и телекоммуникационной техники во все сферы человеческой деятельности. Согласно
Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация — это организационный социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Таким образом, основой информатизации являются информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.
Законодательно информационные ресурсы — это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.). Иными словами, информационные ресурсы общества — это информация различного характера, материализованная в виде документов, баз данных и баз знаний.
В процессе производственной деятельности информация, информационные ресурсы рассматриваются как отдельная экономическая категория, которая является важнейшим элементом современного менеджмента.
Между информационными и другими видами ресурсов (материальными, финансовыми, энергетическими и др.) есть одно общее, которое заключается в том, что все перечисленные ресурсы являются необходимыми условиями и элементами любой производственной деятельности, а их использование требует соответствующих затрат
(включая обеспечивающую материально-техническую базу), связанных с основными преобразующими операциями.
Однако между информационными и другими видами ресурсов существуют принципиальные различия, главными из которых является то, что информация не убывает со временем, может использоваться много раз, а ее расширение фактически не имеет ограничений.
При использовании информационных ресурсов в бизнес- процессах предприятия к

ним предъявляются определенные требования, к которым относятся:

своевременность, т.е. получение информационных ресурсов в установленные сроки;

достоверность, определяющая допустимый уровень искажения как поступающих, так и результатных информационных ресурсов, при котором сохраняется эффективность функционирования предприятия;

достаточность, предполагающая полноту информационных ресурсов для решения управленческих задач предприятия;

адресность, т.е. конкретную целевую направленность информационных ресурсов на специалиста по интересующим его вопросам для эффективной организации бизнес-процессов предприятия;

правовая корректность, т.е. соответствие информационных ресурсов нормативно-правовым и регламентирующим документам;
• многократность использования;
• высокая скорость сбора, обработки, передачи,

оперативность, т.е. актуальность информации для необходимой обработки и принятия решений в изменившихся условиях.
Рис. 1.1. Формирование информационных ресурсов предприятия

1.2.
Информационные системы и технологии, их классификация в
организационном менеджменте
Современные организации и предприятия различных форм собственности и видов экономической деятельности представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом.
Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации автоматизированной информационной системы (АИС).
Автоматизированная информационная система — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов.
Существует большое количество разнообразных
АИС, которые классифицируются по различным признакам, представленным на рис. 1.2.
1.
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного
управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
Рис. 1.2. Классификация автоматизированных информационных систем


Территориальные
{региональные)
ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т.д.
2.
Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
3.
По видам процессов управления ИС делятся на следующие виды.
ИС управления технологическими процессами предназначены для
автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические
процессы, энергетика и т.д.).
ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
Наибольшее распространение получили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.
Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы понимаются именно в этом толковании. К этому классу И С относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами — предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта
— от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления

фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в
ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис. 1.3
).

1.
По назначению и характеру использования выделяют следующие два основных класса информационных технологий.
Обеспечивающие информационные технологии — это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач. Они представляют собой способы ор- ганизации отдельных технологических операций информационных процессов и связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации.
К ним относятся технологии текстовой обработки, технологии работы с базами данных, мультимедиа-технологии, технологии распознавания символов, телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации, технологии
разработки программного обеспечения и т.д.
Функциональные информационные технологии — это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области. Они строятся на основе обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов данной области.
Модификация обеспечивающих технологий в функциональную может быть сделана как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем. Взаимосвязь между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями приведена на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Связь между функциональными и обеспечивающими ИТ
К функциональным информационным технологиям относятся офисные, финансовые, информационные технологии в образовании, в промышленности, корпоративные информационные технологии, информационные технологии автоматизированного проектирования и т.д.
2.
Информационные технологии можно рассматривать в отношении
пользовательского интерфейса, т.е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации.
Пользовательский интерфейс — это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами персонального компьютера.
Данный классификационный признак позволяет выделить следующие ИТ.
Пакетные информационные технологии, которые характеризуются тем, что операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами.
Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формированию отчетности.


Диалоговые
информационные
технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.
Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработ- ки информации.
Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, пере- распределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.
3.
По способу организации сетевого взаимодействия выделяют следующие виды ИТ.
Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, ин- формационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.
Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей
заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.
Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ