Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый этап преобразования информации включает в себя процедуры сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия. На втором этапе осуществляются процедуры обработки информации на основе сформулированной идеи.
Третий этап является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.
Функциональные задачи стратегического менеджмента структурированы и могут быть объединены в следующие блоки: инвестирование стратегических целевых установок, стратегическая товарная политика, прогнозируемая производственная программа, прогноз потребности в ресурсах, стратегическая финансовая политика, оценка стратегической деятельности предприятия.
Блок инвестирования стратегических целевых установок включает:
• расчет сумм внешних инвестиций по предполагаемым инвесторам, расчет суммы инвестиционных издержек на выпуск акций и выплату дивидендов, определение величины акционерного капитала;
• расчет суммы кредитов по предполагаемым кредиторам и величины сумм погашения кредита и ссудного процента;
• прогноз состояния внутренних резервов: амортизационного фонда, нераспределенной прибыли, спецрезервов.
Блок стратегической товарной политики включает в себя задачи по прогнозированию диверсификации экономической деятельности предприятия, диверсификации и развитию действующего производства. Для стратегического менеджмента имеет значение результат стратегической товарной политики, выраженный в прогнозе спроса на продукцию и определении рыночной цены продажи продукции.
Блок прогнозируемой производственной программы содержит:
• прогноз выпуска продукции в натуральном выражении;
• калькулирование себестоимости продукции;
• расчет цены продажи;
• расчет дохода от продажи;
• анализ конкурентоспособности продукции.
Блок прогноза потребности в ресурсах включает:
• расчет потребности в оборудовании;
• расчет потребности в материалах;
• расчет потребности в трудовых ресурсах;


• расчет фонда заработной платы.
Блок стратегической финансовой политики включает следующие задачи:
• расчет сметы затрат;
• расчет основных капитальных вложений;
• расчет величины чистого оборотного капитала;
• расчет инвестиционных издержек;
• прогноз чистой и нераспределенной прибыли;
• прогнозирование потоков денежных средств;
• разработка прогнозируемого баланса доходов и расходов.
Важное место среди блоков функциональных задач занимает
Блок оценки стратегической деятельности предприятия. На основе результатов оценки принимаются решения советом директоров. Блок состоит из следующих задач: оценка безубыточности деятельности предприятия, которая включает расчет минимального количества производимой продукции для безубыточного производства, минимального дохода от продажи, минимального использования производственных мощностей, минимальной цены продажи единицы продукта, расчет запаса надежности экономической деятельности;
• расчет коммерческой рентабельности, периода погашения займов, простой нормы прибыли;
• расчет чистой текущей стоимости;
• расчет коэффициентов группы ликвидности;
• расчет коэффициентов группы платежеспособности;
• расчет коэффициентов группы прибылей и рентабельности;
• расчет коэффициентов эффективности использования фондов и оборачиваемости активов;
• расчет коэффициентов, характеризующих рыночную активность;
• расчет интегрированных коэффициентов оценки финансовой устойчивости деятельности предприятия;
• оценка риска экономической деятельности предприятия.
Все блоки задач взаимосвязаны между собой и представляют единое информационное целое, что является объективной предпосылкой организации их интегрированного решения в условиях ИТ (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Взаимосвязь блоков задач в стратегическом менеджменте
На первом этапе при интегрированном решении возможна реализация блоков инвестирования стратегических целевых установок и стратегической товарной политики.
В качестве входной информации может быть использована внешняя информация о предполагаемых инвесторах, кредиторах, рынках сбыта, конкурентах, а также внутренняя информация о финансовых резервах. Получение входной информации опирается на

использование сетевого режима обработки данных. Например, реализация процедуры формулирования идеи возможна на основе информации, получаемой из Интернета, а также базы данных, создаваемой на предприятии.
Автоматизация процедур обработки данных в блоке инвестирования стратегических целевых установок основана на использовании таких элементов ИТ, как текстовые редакторы, табличные процессоры и гипертекстовые системы. С использованием возможностей табличных процессоров данный блок представляется составом финансовых показателей, иллюстрирующих стабильное развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Информация для анализа выводится в виде схем, графиков, вычислительных таблиц и других форм наглядного отражения перспектив финансового обеспечения экономического развития предприятия.
В составе задач стратегического менеджмента существенное место занимают динамические ряды показателей, что является основой привлечения экспертных оценок о будущем состоянии того или иного финансового процесса на предприятии за определенный период времени. Результаты обработки информации данного блока отражаются в разделе бизнес-плана «Цели и задачи стратегической деятельности предприятия», а также в разделе «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии».
Блок задач стратегической товарной политики в стратегическом менеджменте предназначен для обработки информации о рынках сбыта и конкурентах. Он неразрывно связан с анализом конкретной продукции и технологией ее производства. Реализация этого комплекса задач в условиях использования методов и средств ИТ возможна также с помощью систем электронной обработки данных, текстовых редакторов, табличных процессоров, программных пакетов СУБД, гипертекстовых систем в условиях сетевого режима обработки данных.

8.3.
Прикладные программы, реализующие функциональные задачи стратегического менеджмента
Взаимосвязь экономических показателей стратегического менеджмента является объективной предпосылкой интеграции информации в условиях ИТ. В настоящее время разрабатываются и используются на предприятиях программные средства как для ре- шения отдельных задач по структурированным блокам, так и для интегрированных решений. При этом учитывается специфика малых, средних и крупных предприятий в организации стратегического менеджмента.
Задачи блока инвестирования стратегических целевых установок реализуются системами Альт-Инвест (ф. Альт, Москва-СПб.), PIC Holding, Invest Center (ф. ПРО-
ИНВЕСТ-ИТ, Москва). Система Альт-Инвест направлена на разработку финансового обоснования инвестиционного проекта и оценку эффективности инвестиций. Система PIC
Holding предназначена для анализа инвестиционной деятельности холдинга. Система
Invest Center реализует мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий холдинга и управление его инвестиционным бюджетом.
Для реализации задач блока стратегической товарной политики разработаны отечественные и зарубежные системы. К отечественным системам относятся: БЭСТ-
Маркетинг (ф. Интеллект-Сервис), Касатка (ф. Касатка), Marketing Analytic (ф. Курс),
Marketing Expert (ф. ПРО-ИНВЕСТ-ИТ). Система БЭСТ-Маркетинг позволяет ана- лизировать положение на рынке и состояние конкурентов. Система Касатка разработана как мультимедийный учебник по разработке маркетинговой стратегии и тактики.
Marketing Analytic позволяет реализовать оперативное и стратегическое планирование маркетинга и анализ маркетинговой деятельности. Marketing Expert осуществляет анализ прибыльности сегментов рынка и каналов сбыта, анализ сильных и слабых сторон компании, портфеля продукции, стратегий, а также позволяет разработать план маркетинга.
Зарубежные системы включают: Business Insight, Plan Write for Business, Plan Write for Marketing, Insight for Sales Strategy (ф. Business Resource Software Inc.); Marketing Plus
(ф. Computer Corporation of America, USA). Система Business Insight представляет собой экспертную систему (консультант в «коробке»), помогающую выбрать стратегию бизнеса.
Использование программы подобно работе с консультантом по маркетингу. Процесс начинается с ряда вопросов. Ответы пользователя позволяют программе сделать некоторые выводы о предприятии и его положении на рынке. Система Plan Write for
Marketing служит для разработки плана маркетинга. Система Plan Write for Business помогает шаг за шагом подготовить бизнес- план. Система Insight for Sales Strategy

выполняет анализ сбытовой деятельности и выбор стратегии сбыта. Система Marketing
Plus помогает поэтапно строить план маркетинга, указывая миссию фирмы, определяя цели и стратегии. После ввода фактических данных об объемах продаж и затратах анализируется расхождение фактических и плановых показателей.
Задачи блока прогнозируемой производственной программы также реализуются отечественными и зарубежными системами. Отечественные системы: Forecast Expert (ф.
ПРО-ИНВЕСТ-ИТ); зарубежные: ABC Focus, Cash Focus, Strategic Focus (ф. Cash Focus
Pty Ltd, Australia). Система Forecast Expert осуществляет прогнозирование экономических показателей на основании статистических данных. В системе ABC Focus используется концепция Activity-Based Costing — расчет актуальной себестоимости продуктов и услуг.
Система Cash Focus представляет модель прогноза дисконтированного Cash Flow
(денежный поток, движение наличности), опирающуюся на реальную бизнес-модель предприятия. В Strategic Focus используется метод EVA (Economic Value Added) — прогноз рыночной стоимости предприятия. Программы продаются, как коробочные продукты.
Задачи блока прогноза потребности в ресурсах реализуются программными продуктами, направленными на составление бизнес- плана в целом. Среди отечественных программных продуктов —
Бизнес-План PL (ф. РОФЭР). К зарубежным программным продуктам относятся:
Business Planning Advisor (ф. Enterprise Support Systems Inc, USA), PlanMagic Business (ф.
PlanMagic Corporation, USA). Business Planning Advisor рассчитан на неискушенного пользователя, программа снабжена исчерпывающим файлом помощи, учебником и демонстрационными примерами. PlanMagic Business — один из наиболее массовых продуктов для бизнес-планирования, предназначенный для малого бизнеса; основная задача — оказать помощь пользователю в планировании бизнеса в соответствии с требованиями стандартного бизнес-плана.
Для решения задач блока стратегической финансовой политики используются зарубежные программы ABM Tools (ф. Decimal Technologies Inc., Canada) для анализа издержек на модели предприятия.
Задачи блока оценки стратегической деятельности предприятия решаются отечественными и зарубежными системами. Отечественные системы представлены: Альт-
Финансы (ф. Альт); АФСП, Аналитик (ф. ИНЭК), Audit Expert, Project Expert (ф. ПРО-
ИНВЕСТ-ИТ). Система Альт-Финансы анализирует финансово-хозяйственную дея- тельность предприятия по данным финансовой отчетности. Система АФСП позволяет анализировать финансовое состояние предприятия по данным баланса и отчета о
прибылях и убытках; система Аналитик анализирует производственно-финансовую деятельность предприятия, разрабатывает и анализирует бизнес-план, осуществляет оценку бизнеса. Система Audit Expert анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия по данным финансовой и управленческой отчетности, позволяет реализовать собственные аналитические методики и провести сравнительный анализ группы предприятий по финансовым показателям, определяет рейтинг предприятия. Система Project Expert реализует инвестиционный анализ, формирует и рассчитывает бизнес-планы, проводит анализ сценариев развития предприятия, оценивает состояние бизнеса, прогнозирует уровень безубыточности деятельности предприятия и оценивает риски капитальных вложений в производство. Зарубежные системы включают:
Alcar Strategic Financial Planning System (ф. Alcar Group Inc., USA), iDecide 2000 (ф.
Decisive Tools, LLC, USA), Advanced Business Valuation (ф. Essential Software, USA),
COMFAR (ф. United Nations Industry Development Organization, UNIDO) и др. Система
Alcar Strategic Financial Planning System представляет собой программную платформу, настраиваемую под каждого отдельного пользователя. В России наибольшее применение нашли отечественные системы Альт-Инвест и Project Expert, которые были созданы в 90-х годах XX в. и продолжают развиваться. Так, система Альт-Инвест, являясь открытой системой, представлена на рынке в виде двух версий Альт-Инвест — для углубленных расчетов и Альт-Инвест-Прим — для экспресс-оценки эффективности инвестиционных проектов.


1   2   3   4   5   6   7   8   9