Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стратегические целевые установки на период от двух до пяти лет.
Стратегический менеджмент опирается на три основных направления экономического развития предприятия. Первые два направления ориентированы на расширение производства и освоение новых рынков сбыта. Одно из них связано с
диверсификацией экономической деятельности предприятия, т.е. с расширением разнооб- разия выпускаемой продукции, которое может выходить за рамки основной деятельности.
В этом случае предприятие стремится к реализации следующих целевых установок: повышение общего объема производства и продажи, увеличение доли на сложившихся рынках и освоение новых рынков сбыта. Второе направление представляет собой
диверсификацию
производства, что предполагает расширение номенклатуры выпускаемой продукции только по основной деятельности предприятия. При этом целевые установки предприятия направлены на снижение сроков освоения новых видов продукции, увеличение объемов их производства, проникновение на новые рынки сбыта и вытеснение устаревших видов продукции. Третье направление предполагает
максимальное использование возможностей сложившегося состояния производства и
существующих рынков сбыта. Критерием правильного выбора стратегического направления является прирост прибыли в установленные временные периоды.
Формулирование стратегических задач для достижения цели предполагает выбор стратегических решений по внедрению новых технологий в производство и управление, совершенствованию организации производства и управления, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Концептуальная схема стратегического менеджмента на предприятии представлена на рис 8.1.

Рис. 8.1. Концептуальная схема стратегического менеджмента на предприятии
Разработка мероприятий по реализации стратегических задач связана с их определением и распределением по временным периодам и ответственным исполнителям, что находит отражение в бизнес-плане, представляющем собой комплексный документ, структура и содержание разделов которого строго нерегламентированы. Основными разделами бизнес-плана являются следующие:
• цели и задачи стратегической деятельности предприятия;
• обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии;
• характеристика продукции;
• анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта;
• производственная программа;
• ресурсное обеспечение;
• финансовый план;
• эффективность стратегических решений;
• организационный план реализации стратегических целевых установок.
1.
Раздел «Цели и задачи стратегической деятельности предприятия» является ориентиром к внедрению стратегических направлений, целевых установок и задач. В этом

разделе отражены одно из трех стратегических направлений и соответствующие ему целевые установки. Указанный критерий выбранного стратегического направления представляется в качестве суммарной максимально возможной величины ожидаемой прибыли с учетом ее прироста за прогнозируемый период, реализуемой комплексом стратегических задач. В этом разделе величина ожидаемой прибыли обосновывается расчетами основных технико-экономических показателей, таких как выручка от реализации продукции, или доход от продажи, издержки производства, предполагаемая величина налоговых отчислений и выплата дивидендов. В этом же разделе уделяется внимание формированию группы руководителей, входящих в состав совета директоров.
Подчеркивается зависимость успеха решения стратегических задач от профессиональных качеств руководителей в области управления. В частности, исследования факторов банкротств мелких фирм в США показывают, что 98% неудач объясняются некомпетентностью в области управления.
2.
В разделе «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии» раскрывается значимость данного предприятия для экономического и социального развития страны или региона, представлены основные параметры стратегии в виде сводных финансовых показателей, характеризующих размер инвестиционных вложений в реализацию стратегических направлений с указанием внешних и внутренних источников финансирования. К числу внешних источников относятся инвесторы
(государственные организации, банки, частные фирмы, физические лица), заинтересо- ванные в получении дивидендов, и кредиторы. За счет инвесторов формируется акционерный капитал предприятия, а за счет кредиторов — заемные финансовые средства. К внутренним источникам инвестиций относятся: амортизационный фонд, нераспределенная прибыль и специально созданные резервы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

3.
В разделе «Характеристика продукции» отражены технические показатели потребительских свойств диверсифицируемой продукции, особенности технологии ее производства, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в отрасли и на международном рынке, предполагаемый срок жизненного цикла продукции, предполагаемые направления сбыта продукции, перспектива замены данного продукта другим, а также ожидаемая рыночная цена продажи продукции.
4.
Раздел «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта» отражает, прежде всего, особенности сегментов рынка, на которые ориентируются стратегические целевые установки предприятия. Анализируется место предприятия на рынке (монополия, олигополия, монопсония и др.). Рассматривается возможный состав потребителей, оценивается характер спроса (равномерный или сезонный) и платежеспособность
потребителей. Кроме того, уделяется значительное внимание характеристике потенциальных конкурентов с точки зрения свойств выпускаемой ими продукции, ее предпочтительности потребителями, ориентировочных издержек конкурентов по производству, реализации, сервисному обслуживанию и ремонту. Уточняется доля выпуска продукции конкурентами в общем объеме спроса на продукцию. Подсчитывается величина прогнозируемого объема сбыта продукции предприятием в натуральном и стоимостном выражении.
5.
Раздел
«Производственная программа» предусматривает отражение номенклатуры и количества диверсифицируемой продукции, калькулирование себестоимости, расчетной цены продажи каждой номенклатурной позиции продукции, прогнозируемого объема продажи в стоимостном выражении (доход от продажи, или выручка от реализации). Необходимо иметь в виду, что номенклатура и количество продукции полностью зависят от качества анализа и оценки конъюнктуры рынка сбыта. В разделе описывается также специфика производственного процесса и стратегия развития производства; производится связанный с ним расчет дополнительного финансирования на закупку новых технологий, материалов и совершенствование квалификационного состава работников с учетом затрат на их обучение в различные периоды реализации стратегии.
6.
Раздел «Ресурсное обеспечение стратегических целевых установок» предусматривает определение состава и стоимости основного оборудования, форм и норм амортизационных отчислений, номенклатуры и норм расхода используемых сырья и материалов с указанием предполагаемых цен, основных и альтернативных поставщиков, а также состава, квалификации и требуемой численности работников производства и управления персоналом, форм и систем оплаты труда. В результате определяется потребность в оборудовании, материальных и трудовых ресурсах.
7.
Раздел «Финансовый план» является центральным разделом, в котором находит отражение смета затрат, или общие производственные издержки по годам реализации бизнес-плана, осуществляется расчет суммы первоначальных фиксированных инвестиционных издержек (расход на покупку или аренду земли, зданий, оборудования), рассчитываются величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общий размер основных капитальных вложений, чистый оборотный капитал, инвестиционные издержки в целом. В данном разделе рассматриваются следующие три основных прогноза: прогноз чистой и нераспределенной прибыли; движение потоков денежных средств; прогнозируемый бухгалтерский баланс на начало и конец работы по годам. Прогноз чистой и нераспределенной прибыли основывается на прогнозах дохода от продажи, величины общих производственных издержек, сведениях о налогах и

дивидендах. Движение потоков денежных средств учитывает приток и отток денежных средств. В разделе «Приток наличности» указываются суммы по источникам финанси- рования и величина дохода от продажи, а в разделе «Отток наличности» указываются общие производственные издержки за вычетом суммы амортизационных отчислений и размера ссудного процента; сумма погашения кредита с указанием размера ссудного процента; размеры налогов и дивидендов. Разность между притоком и оттоком денежных средств показывает величину свободных финансовых средств. Прогнозируемый бухгалтерский баланс фиксирует состояние актива и пассива по каждому году стратегического развития предприятия.
8.
В разделе «Эффективность стратегических решений» осуществляется оценка экономической и финансовой деятельности предприятия по годам с позиции достижения стабильных финансовых результатов, увеличения прибыли предприятия, что находит отражение в различных оценочных показателях стратегических решений: безубыточности работы предприятия, простых и дисконтированных методов оценки, а также различных коэффициентов финансовой устойчивости работы предприятия. Особое место занимает оценка риска стратегических решений.
9.
Раздел «Организационный план реализации стратегических целевых установок» предусматривает реализацию стратегии в части организации обеспечения функционирования производства и управления (средствами труда, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами). В плане указываются период времени выполнения задач, основные исполнители. Выполнение каждого пункта оценивается с точки зрения финансовых затрат с определением источников финансирования. Формой отражения организационного плана является сетевой график выполнения стратегических задач, позволяющий определять критический путь в целях выявления всех видов дополнительных резервов.
Стратегический менеджмент с экономической точки зрения заключается в последовательном расчете комплекса показателей, реализующихся в различных разделах бизнес-плана и определяющих их взаимосвязь (рис. 8.2.).

Рис. 8.2. Взаимосвязь комплекса показателей стратегического менеджмента по разделам бизнес-плана
Бизнес-план
— основной документ, раскрывающий организационно- экономическую сущность стратегического менеджмента на предприятии как одной из функциональных подсистем управления.
Организационная сущность стратегического менеджмента находит отражение в строгой регламентированной последовательности разработки составных частей бизнес- плана с указанием подразделений предприятия, ответственных за выполнение соответствующих разделов и установление взаимоотношений между предприятием и внешними организациями, к которым относятся администрация региона, банки, экологические службы и предприятия — поставщики оборудования, ресурсов и информационных технологий.


8.2. Функциональные задачи стратегического менеджмента
Как следует из понятия организационно-экономической сущности стратегического менеджмента, основным направлением его деятельности является прогнозирование финансового состояния предприятия во времени, которое полностью зависит от конкурен- тоспособности продукции. В связи с этим она призвана предусмотреть наиболее оптимальные пути развития предприятия с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Сложность учета влияния на деятельность предприятия этих факторов зависит от их неопределенности и неожиданности возникновения и воздействия на деятельность предприятия. К факторам, характеризующим неопределенность ситуации, относятся снижение спроса на продукцию, появление более конкурентоспособной продукции, политические решения, социальные ситуации (снижение уровня жизни, безработица, забастовки и т.д.), инфляция, экологические изменения и др.
Перечисленные факторы выдвигают на первое место необходимость поддержания устойчивости работы предприятия. В свою очередь, это связано с точностью, достоверностью, полнотой, оперативностью, актуальностью информации, необходимой для принятия решения группой руководителей совета директоров. В связи с этим возрастает роль информационного обслуживания стратегического менеджмента, которое в настоящее время возможно только в условиях применения информационных технологий
(ИТ).
Использование автоматизированных информационных технологий в стратегическом менеджменте опирается на системно-информационный подход, являющийся теоретико-методологической концепцией ИТ.
Концепция системно-информационного подхода позволяет представить стратегический менеджмент системно в виде трех этапов преобразования информации в сложных системах и блоков функциональных задач, а также информационно с указанием специфики внешней и внутренней входной и выходной информации, используемой для решения задач различных блоков. Системно-информационный подход кардинально изменяет организацию стратегического менеджмента на предприятии, значительно сокращает трудовые и финансовые затраты на обработку информации, повышает точность расчетов и оперативность данных и позволяет осуществить стратегию экономического развития предприятия в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент характеризуется большими объемами оперативной и аналитической информации и объективно предполагает необходимость практически мгновенной реакции системы на изменения со стороны внешней среды.