Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант построения ИТ крупного предприятия
Определяющим фактором при организации корпоративных вычислительных сетей и организации информационных связей между подразделениями крупных предприятий и организаций различного типа, где осуществляются распределенная обработка данных в
ЛВС филиалов и концентрация данных в автоматизированном хранилище данных, является простота доступа к информационным ресурсам.
Автоматизированное хранилище данных представляет собой программно- аппаратный комплекс для централизованного хранения информационных ресурсов, которые строятся по многомерной модели и позволяют в удобном для пользователя виде выводить информацию для последующего анализа и принятия управленческих решений.
Организация интегрированной корпоративной вычислительной сети с четко организованными информационными связями между структурными подразделениями повышает уровень управляемости, адекватно отражает решение всех функциональных задач и позволяет сформировать полную, многосистемную картину состояния предприятия.
Корпоративную вычислительную сеть можно представить в виде сложной системы, состоящей из нескольких взаимодействующих слоев.
1.
ПК, объединенные каналами связи, являются центрами хранения и обработки информации.

2.
Транспортная подсистема обеспечивает надежную передачу пакетов информации между ПК.
Технология CASE (Computed Aided Software Engineering) — это про программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных комплексов.

1.3. Информационные ресурсы и технологии как инструмент формирования
управленческих решений
1.
Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. За счет организации информационной технологии обеспечивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи и необходимой для принятия стратегических решений.
2.
Тактический уровень принятия решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабоструктурированные задачи (например, принятие решения об инвестициях, рынках сбыта и т.д.). К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:
• обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
• создание потенциала для развития организации;
3.
Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта.
Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использования определенного на тактическом уровне потенциала. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:


• получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;
• регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;
• выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений. следует запомнить

Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи и цели в области совершенствования управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления, т.е. организации на предприятиях автоматизированных информационных систем управления.

Информационная система управления позволяет повышать степень обоснованности принимаемых решений, своевременность принятия решений по управлению организацией, обеспечивать четкую согласованность решений, принимаемых на различных уровнях управления, рост производительности труда, сокращения непроизводственных потерь и т.д.

Основными классификационными признаками АИС являются уровень в системе государственного управления, область функционирования экономического объекта, виды процесса управления, степень автоматизации информационных процессов.

Основной составляющей частью ИС является информационная технология, развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

ИТ представляет собой процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Основная задача ИТ — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от назначения и характера использования, типа пользовательского интерфейса, способа организации сетевого взаимодействия, принципа построения, степени охвата задач управления, участия ТС в диалоге с пользователем, способа управления производственной техно-
логией, типа предметной области.

Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами: областью функционирования и типом предприятия, принятой моделью управления, новыми задачами в управлении, суще- ствующей информационной инфраструктурой и т.д.

Для четкого и слаженного функционирования крупных предприятий и организаций основная часть инструментальных средств автоматизированной информационной технологии может быть построена в виде информационной модели, от- ражающей экономические процессы в корпоративных системах управления.

Организация решения основных задач по обработке информации и управлению крупной фирмой или корпорацией основывается на организации общего информационного пространства и корпоративного автоматизированного хранилища данных.

Цель и характер деятельности предприятий и организаций определяют его информационную систему и автоматизацию его информационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимаются оптимальные управленческие решения.

Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования ИТ в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри- ятий, основанных на программно-аппаратном комплексе информационной технологии.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какова цель внедрения автоматизированных информационных систем и информационных технологий в организациях различного типа?
2.
Дайте определения АИС и ИТ и определите основные задачи управления, решаемые на их основе.
3.
Классифицируйте автоматизированные информационные системы и информационные технологии в организациях различного типа.
4.
В чем состоят особенности ИТ в организациях различного типа?
5.
Приведите определение корпоративной вычислительной сети. В чем заключаются основные достоинства организации корпоративной сети на предприятиях различного типа?
6.
На основе каких процессов обработки данных в крупных фирмах формируется информационная среда корпоративной системы?


7.
От чего зависит эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования ИТ?
8.
Для решения каких типов задач организуется автоматизированная информационная технология?
9.
Охарактеризуйте информационное взаимодействие контуров управления с задачами, решаемыми руководством предприятия.
10.
Перечислите основные автоматизированные инструментальные средства, используемые на разных уровнях управления предприятием или организацией.
Тесты
1.
Совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений, — это:
а) информационная технология управления;
б) автоматизированная информационная система;
в) технологический процесс обработки информации.
2.
Автоматизированные информационные системы по уровню в системе государственного управления включают:
а) автоматизированные ИС, автоматические ИС, ручные ИС;
б) ИС управления технологическими процессами, ИС организационного управления, интегрированные ИС;
в) ИС федерального значения, территориальные ИС, муниципальные ИС.
3.
ИС, предназначенные для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывающие весь цикл функционирования предприятия, представляют собой:
а) интегрированные ИС;
б) ИС организационного управления;
в) ИС управления организационно-технологическими процессами.
4.
Процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта, это:
а) информационная технология;
б) информационная система;
в) корпоративная вычислительная сеть.

5.
Свойство ИТ, которое заключается в повышении эффективности производства за счет внедрения современных средств ВТ, распределенных баз данных, различных вычислительных сетей, что позволяет обеспечить эффективную циркуляцию и переработку информации, представляет собой:
а) целостность;
б) наличие компонентов и структуры;
в) целесообразность.
6.
По способу управления производственной технологией выделяют:
а) обеспечивающие ИТ, функциональные ИТ, функциональноориентированные
ИТ;
б) централизованные ИТ, децентрализованные ИТ, иерархические ИТ;
в) информационно-справочные ИТ, информационно-советующие ИТ, объектно- ориентированные ИТ.
7.
Комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами ПК, это:
а) технологический процесс обработки информации;
б) пользовательский интерфейс;
в) информационная технология.
8.
Информационные технологии, предоставляющие пользователям возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, являются:
а) диалоговыми ИТ;
б) пакетными ИТ;
в) функциональными ИТ.
9.
В каких организациях большое значение при создании ИТ играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам?
а) в малых организациях;
б) в крупных организациях;
в) в средних организациях.
10.
Интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих ЛВС структурных подразделений и подсистем для передачи информации, — это:
а) корпоративная вычислительная сеть;


б) глобальная вычислительная сеть;
в) автоматизированная информационная система.
11.
Программно-аппаратный комплекс для централизованного хранения информационных ресурсов, которые строятся по многомерной модели и позволяют в удобном для пользователя виде выводить информацию для последующего анализа и принятия управленческих решений, — это:
а) автоматизированный банк данных;
б) автоматизированное хранилище данных;
в) система управления базами данных.
12.
Свойство корпоративной вычислительной сети, которое предполагает наличие в ней средств для проектирования, развития и модернизации, — это:
а) конфигурированность;
б) открытость;
в) интегрированность.
13.
Задачи, ориентированные на выработку тактических управленческих решений, относятся:
а) к первому кругу задач;
б) ко второму кругу задач;
в) к третьему кругу задач.
14.
Информация, обслуживающая процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивающая решения задач организационно-экономического управления, относится к:
а) управленческой информации;
б) экономической информации;
в) финансовой информации.
15.
Режим обработки данных, при котором обеспечивается взаимодействие вычислительной системы с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов, представляет собой:
а) регламентный режим;
б) режим разделения времени;
в) режим реального времени.

2.Методические основы создания ИС и ИТ в управлении организацией
Объекты проектирования информационных систем и технологий в управлении: функциональные и обеспечивающие подсистемы, автоматизированные рабочие места специалистов и система поддержки принятия решений
Система поддержки принятия решений как информационно-технологическая и инструментальная база инжиниринга, реинжиниринга и контроллинга в совершенствовании управленческой деятельности
Методы и модели автоматизированной системы формирования управленческих решений
Стадия, методы и организация создания информационной системы и информационной технологии в управлении
Роль пользователя в создании информационных систем (технологий) и постановке задач управления
Порядок и план постановок управленческих задач для последующего проектирования автоматизации их решения
2.1. Объекты проектирования ИС и ИТ в управлении организацией
Организации, действующие в экономике страны (предприятия фирмы, корпорации, банки, органы государственного и муниципального управления), представляют собой сложные системы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих производственные и управленческие функции. Такие экономические объекты (системы) имеют многоуровневую, нередко территориально разобщенную структуру, обширные внутренние и внешние информационные связи.
В процессе проектирования выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние информационные потоки, создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и ее элементов, устанавливаются условия взаимодействия человека и технических средств управления.
Значительное внимание уделяется детальной разработке архитектуры информационной системы в целом, а также проектных решений по отдельным ее объектам и элементам, их анализу, практической апробации и внедрению.
Не менее важными объектами проектирования является создание сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов (менеджеров, бухгалтеров, экономистов и т.п.) и руководителей различных звеньев и уровней управления организацией. Проектирование должно обеспечить методическую, технологическую и

организационную интеграцию АРМ специалистов и охватить весь комплекс проблем — от проблем, связанных с созданием систем распределенной обработки данных, до решения эргономических вопросов.
Определяющим является профессиональная ориентация работника. Учитывается, например, что специалисты-менеджеры и руководители среднего звена решают главным образом задачи тактического характера: занимаются среднесрочным планированием, анализом и организацией работ в течение ограниченного временного отрезка (анализ и планирование поставок материальных ресурсов, сбыт готовой продукции, составление производственных программ и т.п.). АРМ этой категории работников проектируется с учетом специфических особенностей решаемых ими задач. Такими особенностями являются повторяемость в сроках (регламентированность) формирования результатных документов, четко определенные алгоритмы решения задач, использование значительного разнообразия нормативно-справочной и оперативной информации, накапливаемой и сохраняемой в информационной базе АРМ специалиста либо на файл- сервере корпоративной ИС.
АРМ руководителей верхнего уровня управления (руководителей фирм, предприятий, организаций) проектируются с расчетом решения стратегических и прогнозных задач. Такими задачами могут быть: установление стратегических целей, планирование материальных ресурсов, выбор источников финансирования, формиро- вание инвестиционной политики и т.п. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер, им свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость, неточность, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. Поэтому АРМ руководителя оснащается прежде всего программными средствами для составления аналитических отчетов произвольной формы, реализации задач математико-статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования, вывода результатов анализа в виде разнообразных графиков и т.п. Учитывается необходимость использования баз обобщенной информации, информационных хранилищ, баз знаний, правил и моделей принятия решений.
Объектом проектирования является каждое рабочее место специалиста, где очень важным оказывается не только оснащение его всеми необходимыми инструментальными средствами, но и организация интерфейса пользователя для повышения эффективности его профессиональной деятельности. АРМ проектируется чаще всего как узел — рабочая станция корпоративной ИС либо как локальное рабочее место специалиста.
Именно этим определяются интерфейс пользователя, состав обеспечивающих