Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системам.

На российских предприятиях используются как отечественные, так и зарубежные программные продукты ERP-систем. Среди них выделяются три варианта программных продуктов:
1)
ERP I — базовый вариант ERP-систем — включает основные модули для автоматизации функциональных задач подразделений предприятия; 2) ERP II — расширенный вариант ERP-систем — содержит ряд дополнительных специализированных модулей, среди которых модули, обеспечивающие прямую и обратную связь с поставщиками и потребителями (клиентами) продукции, а также модули автоматизации конструкторской и технологической подготовки производства;
3) аддитивные ERP — реализуют взаимодействие со средствами поддержки принятия управленческих решений, в частности с OLAP-технологиями.
Для средних предприятий отечественные фирмы создают программные продукты ERP I и
ERP II-систем, среди которых Аккорд (ф. Атлант-Информ), 1C: Предприятие 8 (ф. 1C),
ИС-ПРО (ф. БЭСТ Интеллект-Сервис), Парус 8 (ф. Парус), Апрель (ф. ИНИСТЭК). Для крупных предприятий отечественные фирмы разрабатывают программные продукты ERP
I и ERP II-систем: Галактика Business Suite (ф. Галактика), ФЛАГМАН (ф. ИНФОСОФТ),
Эталон (ф. Цефей).
Вопросы для самоконтроля
1.
Дайте определение понятиям «производственный менеджмент» и
«производственный процесс».
2.
Назовите уровни организационного управления в соответствии с областями ответственности специалистов (менеджеров).
3.
Что представляет собой организационно-экономическая сущность производственного менеджмента?
4.
Перечислите основные бизнес-процессы и соответствующие им модули программных продуктов.
5.
Каковы отличительные особенности бизнес-процесса и модуля Управление производством?
6.
Какие задачи решаются бизнес-процессом и модулем Управление логистикой?
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 7 Информационные ресурсы и технологии управления
персоналом

Особенности и организационно-экономическая сущность процесса управления персоналом


Информационные технологии решения задач и автоматизация процесса управления персоналом на предприятии

Реализация задач управления персоналом как отдельный бизнес- процесс предприятия

Применение различных схем использования прикладных программных продуктов в службах управления персоналом

Использование интернет-ресурсов в кадровых службах
7.1. Организационно-экономическая сущность процесса управления персоналом
Управление персоналом представляет собой необходимый компонент управления любой организацией наряду с управлением материальными, информационными, финансовыми, природными и другими ресурсами.
Управление персоналом осуществляется во взаимосвязи с производственной, информационной и другими сторонами деятельности организации, — оно охватывает все многообразие деятельности человека, совокупность факторов, обусловливающих результативность труда работника и коллектива, формирующих поведение личности на производстве, признается одной из наиболее важных сфер жизни организации и способствует многократному повышению эффективности ее функционирования.
Эффективное управление персоналом организации невозможно без исчерпывающей, достоверной информации о нем. Поэтому службы управления персоналом собирают данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала организации, концентрируют в своем подразделении информационные ресурсы, связанные с кадровой деятельностью, проводят их детальный анализ, что позволяет в дальнейшем сравнить показатели различных подразделений организации по годам или на данный момент времени.
В целом процесс управления персоналом включает следующие подпроцессы.
1.
Планирование состоит в определении целей управления и средств их достижения, моделировании и прогнозировании персонала.
2.
Организация включает весь комплекс работ по комплектованию кадрами — привлечение рабочей силы, ее наем, профессиональный отбор, расстановка по рабочим местам, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.
3.
Регулирование представляет собой упорядочение различных видов движения персонала внутри организации (межцеховое, квалификационное и т.д.),

изменения численности персонала, уровня заработной платы и т.д.
4.
Контроль численности персонала, рациональности его использования, соответствия занимаемым должностям, исполнения кадровых приказов и т.д.
5.
Учет подразумевает получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и др.
7.2. Задачи управления персоналом
в бизнес-процессе предприятия
Автоматизация процесса управления персоналом начиналась как организация информационно-справочной системы, основная цель которой состояла в выполнении одной управленческой задачи — учете персональных сведений о работниках. Наличие достаточно полной информационной базы по кадрам позволяло также автоматизировать составление отчетности. На протяжении всего периода использования вычислительной техники в кадровых службах решались следующие типовые задачи:
• персональный учет работников, включая прием и выбытие;
• статистический и оперативный учет и отчетность;
• анализ движения кадров;
• анализ качественного состава кадров;
• ведение архива.

Рис. 7.1. Обобщенная схема информационных потоков в бизнес-системе
Автоматизированная реализация каждой задачи требует организации выполнения операций, представленных в табл. 7 .1 .
Задача
Выполняемые операции
Кадровый учет
Ввод основных сведений о сотруднике при приеме его на работу
Ведение «карты» перемещений (назначений), повышения квалификации, прохождения аттестации, поощрения, награды, отпуска, увольнения и т.д. Создание классификаторов, списков, словарей и т.д.
Формирование, просмотр и печать документов, в том числе списков и количества сотрудников, принятых или уволенных в заданном отрезке времени
Таблица 7.1.
Операции по реализации задач управления персоналом предприятия в условиях использования ИТ

Управление штатным расписанием
Разработка штатного расписания, внесение дополнений и изменений в различные временные периоды с учетом изменения организационной структуры фирмы
Прогнозирование фонда оплаты труда и т.д.
Расчет заработной платы Ведение картотеки лицевых счетов сотрудников Поддержка различных систем оплаты труда: оклад, тариф, сдельная
Настройка различных видов начислений и удержаний. Расчет НДФЛ и
ECH Расчет отпускных и больничных
Формирование платежных ведомостей (аванс, заработная плата, межрасчетные выплаты)
Контроль выдачи заработной платы через кассы предприятия
Формирование списков на перечисление денежных средств в банк и на почту Подготовка данных по персонифицированному учету в ПФ и отчетности по НДФЛ
Документационное управление
Создание и ведение единого электронного архива, способного аккумулировать данные любых типов, которые систематизируются с помощью классификаторов документов и тематических иерархических проектов или папок Быстрый и удобный поиск информации с возможностью немедленного вызова документа на редактирование
Ограничение каждого работника по просмотру и модификации документов, обеспечивая необходимый уровень безопасности Работа с несколькими версиями одного и того же документа, выписки документа для обработки вне системы электронного документооборота и его возврат
Коллективная обработка документов и их согласование
Управление юридическими вопросами
Поиск любых нормативно-правовых документов и их совокупностей
Переход из текста одного документа в другой по разветвленной системе перекрестных ссылок
Осуществление работы в многооконном режиме просмотра документов
Перенос текста выбранного документа в стандартный текстовый редактор Оперативное пополнение информационного банка из эталонного банка и т.д.


Решение стратегических вопросов развития предприятия
Анализ соответствия работника занимаемой должности
Планирование карьеры работника по вертикали или горизонтали
Выработка рекомендаций по совершенствованию профессиональных знаний и развитию личностных характеристик
Формирование требований к претенденту на определенную должность
Подбор кадров
Регулирование кадровой политики на текущий момент и перспективу
Информационные объекты подразделяются на четыре основных класса, представленных на рис. 7.2.
Рис. 7.2. Информационные объекты программного продукта
Именно объединение этих четырех классов информации дает возможность комплексного автоматизированного решения задачи управления персоналом предприятия.
7.3.
Прикладные программные продукты в работе служб управления
персоналом
Как правило, программное обеспечение, автоматизирующее процесс управления персоналом, параллельно реализуется на различных платформах СУБД (например, MS
SQL и Oracle), что объясняется прежде всего необходимостью решать задачи автоматиза- ции управления персоналом на предприятиях с разной численностью работников. Для крупных предприятий и корпораций, где численность сотрудников превышает 3000 чел., целесообразно использовать пакет прикладных программ на платформе Oracle, а для малых и средних организаций и предприятий — MS SQL. И в том и в другом случае используется архитектура
«клиент-сервер», которая позволяет организовать взаимодействие программ или компонентов многокомпонентной программы.

Рис. 7.3. Функциональная модель специализированного программного обеспечения по управлению
персоналом предприятия
Шлюз — узел вычислительной сети, включающий технические средства и программное обеспечение для организации взаимодействия с другими вычислительными сетями.

Следует запомнить

Управление персоналом осуществляется во взаимосвязи с производственной и другими сторонами деятельности организации; оно охватывает все многообразие деятельности человека, совокупность факторов, обусловливающих результативность труда работника и коллектива, формирующих поведение личности на производстве.

Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями организации.

Реализация бизнес-процессов на предприятиях требует сочетания функционирования полномасштабных профессиональных систем управления базами данных с мощными аналитическими средствами, позволяющими предприятиям достигать важных стратегических целей. При этом вопросы управления персоналом рассматриваются в качестве отдельного бизнес- процесса, который в информационном аспекте взаимодейст- вует с другими бизнес-процессами.

В основу специализированных пакетов прикладных программ для автономного решения задач управления персоналом, как правило, положена реляционная модель базы данных.
Все операции, связанные с изменениями данных в программах, выполняются в режиме выполнения транзакций, тем самым поддерживается целостность информации в базе данных.

Интегрированные программные комплексы, автоматизирующие управление предприятия в целом, строятся по принципу открытости. Это предполагает использование стандартных форматов обмена данными и стандартизованные интерфейсы для межпрограммного обмена, что существенно сокращает работу по интеграции программного обеспечения разных производителей.

Интернет-ресурсы позволяют предоставить реальные информационные, технические и технологические возможности для решения аспектов функционирования служб управления персоналом. Однако существует проблема, связанная с ограниченными возможностями оценки потенциала кандидата при использовании исключительно электронной коммуникации, поэтому Интернет должен рассматриваться прежде всего как эффективное средство первичного отбора для некоторых профессий и дополнительное — по отношению к традиционным средствам отбора персонала.


Вопросы для самоконтроля
1.
Перечислите и охарактеризуйте основные направления процесса управления персоналом.
2.
Каковы основные методы работы с кадрами? Дайте характеристику кадровому планированию, управлению затратами на персонал, организации труда на предприятии.
3.
Сформулируйте необходимость внедрения современных профессиональных автоматизированных систем в сфере управления персоналом.
4.
Дайте определение понятию «бизнес-процесс». Перечислите комплексы задач, решаемых бизнес-процессом управления персоналом.
5.
Какие три основных комплекса составляют модель автоматизированного решения задач по управлению персоналом предприятия?
6.
Перечислите информационные объекты, требующие автоматизированной обработки в процессе управления персоналом.
7.
Назовите три варианта использования прикладных программных продуктов в кадровых службах.
8.
В чем состоят основные функции, реализуемые специализированными пакетами прикладных программ для автономного решения задач управления персоналом?
9.
Назовите основные интегрированные программные комплексы, автоматизирующие управление предприятием в целом и имеющие в своем составе модуль по управлению персоналом.
10.
Рассмотрите основные направления использования интернет- ресурсов в кадровых службах.

Тема 8
Информационные ресурсы и технологии стратегического менеджмента на
предприятии

Стратегический менеджмент как система поведения предприятия на длительный период времени

Организационная и экономическая сущность стратегического менеджмента и ее отражение в бизнес-плане

Специфика отдельных разделов бизнес-плана

Блоки функциональных задач стратегического менеджмента

Особенности входных и выходных данных функциональных задач стратегического менеджмента

Специфика информационного взаимодействия функциональных задач стратегического менеджмента

Прикладные программы, реализующие функциональные задачи стратегического менеджмента; их особенности
8.1. Организационно-экономическая сущность стратегического менеджмента на предприятии
Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система
поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из
альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в
цивилизованных рыночных отношениях. Выбор направления развития предполагает определение долгосрочных целевых установок с учетом внутренних возможностей предприятия и реальных условий внешней среды, формулирование взаимосвязанных стратегических задач для достижения цели и разработку мероприятий для их реализации.
Механизм выживания связан с корректировкой целевых установок, стратегических задач и мероприятий. Необходимость корректировки определяется новыми проблемами, возникающими в процессе реализации целевых установок.
Вопрос длительности периода времени для стратегического менеджмента является дискуссионным в зарубежной и отечественной литературе. Определены следующие временные уровни: от одного года до трех лет, от трех до пяти лет, от пяти до десяти лет, от десяти до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати лет. Однако понятие стратегии может использоваться при необходимости управления объектом в течение менее одного года и даже менее месяца, например в течение недели. Общепринято рассматривать