Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 ответ на запрос будет получен в течение всего нескольких секунд. Кроме того, работая с OLAP
-системой, экономист может пользоваться такими привычными для себя инструментами, как электронные таблицы или специальными средствами построения отчетов.
OLAP - инструмент универсальный. Но в то же время именно универсальность делает его не вполне подходящим для специфических финансово-экономических задач, требующих применения специальных методик и организационных принципов. Поэтому OLAP -приложения не могут служить полноценной альтернативой специализированным аналитическим приложениям, например системам бюджетирования или консолидации финансовой отчетности.
OLAP -средства часто используются клиентскими аналитическими приложениями для многомерного хранения данных. Здесь пользователь применяет привычные для него инструменты для реализации определенных управленческих методик, но при этом данные для обработки и анализа хранятся на ОЬЛР- сервере.
4.5 ВРМ-системы
Business Performance Management (ВРМ) или, по-русски, управление эффективностью бизнеса - это совокупность интегрированных циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, так и к операционной деятельности организации.
ВРМ позволяет предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям и управлять процессом их достижения.
При этом ключевые ВРМ-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.
Заметим, что, понятие ВРМ-система может употребляться в двух значениях: как концепция управления (определенный подход к принятию управленческих решений и их практической реализации) и как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих идеологию ВРМ и обеспечивающих ее практическую реализацию).
Исследования, проведенные корпорацией Hyperion, показывают, что применительно к ВРМ можно выделить семь проблемных областей управления:
 рассогласование стратегии и текущей деятельности;
 локальный характер оптимизации;
 низкая оперативность реагирования;
 управленческие решения, основанные на ненадежной информации;
 медленные темпы улучшений;
 скрытые знания;
 недостижение поставленных целей.
Элементы системы управления
Как система управления ВРМ представляет собой комбинацию четырех основных элементов, к которым относятся:
 участники процесса управления;
 интерактивные бизнес-процессы управления;
 методы управления;
 информационные системы и технологии.
Система управления - это люди (менеджеры), реализующие определенные функции
(бизнес-процессы) управления (либо влияющие на эти процессы) в соответствии с определенными правилами (методиками, основанными на концепциях общего характера), при поддержке соответствующих информационных систем.
Методы управления
В основном любая методология управления содержит два уровня: концептуальную основу и конкретные практические методики. Первый из них включает наиболее общие методы и подходы, не зависящие от условий, в которых работает конкретное предприятие. Сюда


40 относятся различные методы управленческого учета, финансового и производственного планирования, целевого управления, а также требования к представлению финансовой отчетности.
На общетеоретических принципах строятся конкретные методики управления, которые разрабатываются с учетом особенностей тех или иных предприятий и, как правило, закреплены в соответствующих корпоративных стандартах. Такие методики иногда называют управленческими практиками. Набор методик, как правило, должен включать:
 принципы определения целей и регламент их согласования;
 поддержку моделей бизнес-единиц и определение влияющих на них факторов;
 принципы разработки и согласования планов;
 мониторинг достигнутых и прогнозируемых результатов;
 оценку отклонений прогнозных значений от целевых, применение этой информации для повышения эффективности деятельности и управления;
 регламент взаимодействия заинтересованных сторон.
В любом случае, концепция ВРМ позволяет структурировать существующие управленческие методики, процессы, показатели, бизнес-правила, роли участников и информационные потоки, а при необходимости - пересматривать их в соответствии с интересами компании и изменяющимися условиями бизнеса.
Информационные системы
Информационная система должна обеспечить участнику процесса управления персонифицированный взгляд на состояние бизнеса. Прежде всего, это своего рода «панель управления» (dashboard), оснащенная «приборами», показывающими целевые и текущие значения ключевых показателей эффективности бизнеса, а также дополнительные средства, позволяющие планировать, анализировать, моделировать, то есть обеспечивать все то, что переводит целевое управление в практическую плоскость.
Такая информационная система обязательно должна охватывать всю компанию и предусматривать совместный доступ к данным, чтобы все участники процесса управления имели возможность обмениваться необходимой информацией. Важным моментом является взаимодействие информационной ВРМ- системы с транзакционными системами - ЕКР, СКМ и другими (либо через хранилище данных, либо напрямую): без этого невозможна интеграция стратегического управления с оперативным.
Цикл управления в ВРМ-системе
В основе концепции ВРМ лежит идея непрерывного цикла управления, включающего:
 определение целей развития;
 моделирование факторов, определяющих достижение этих целей, и имеющихся ограничений;
 планирование действий, ведущих к достижению поставленных целей;
 постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать состояние ключевых показателей эффективности и их отклонение от плана;
 анализ достигнутых результатов, позволяющий лучше осознать природу «носителей эффективности»;
 составление финансовой и управленческой отчетности, помогающей руководителям принимать экономически обоснованные решения.
Таким образом, суть ВРМ как системы управления состоит в том, что она позволяет более системно и комплексно подойти к задачам управления сложной организацией. В рамках ВРМ задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс.
Функциональность информационной системы класса ВРМ
Целевое управление. Информационные системы позволяют структурировать цель развития (с учетом как финансовых, так и нефинансовых показателей), доводить целевые показатели до нижестоящих звеньев, а также формировать общекорпоративную систему мотивации, стимулирующую достижение этих целей и направляющую усилия многочисленных подразделений в единое русло. Совокупность индикаторов позволяет руководителям оценить,


41 насколько успешно компания продвигается в заданном направлении и насколько ее текущая деятельность соответствует утвержденной стратегии.
Моделирование бизнеса. ВРМ-система позволяет формировать многовариантные сценарии деятельности, рассчитывать себестоимость с применением методов функционально- стоимостного анализа (Activity Based Costing), учитывать использование ресурсов и выявлять узкие места. Все это позволяет руководителю лучше понять явления и процессы, происходящие в компании, и на основе этого оценить, насколько те или иные факторы способствуют (или препятствуют) достижению поставленных целей.
Планирование, бюджетирование и прогнозирование. Специализированные системы этой категории содержат всю базовую функциональность, необходимую для планирования и бюджетирования, включая ведение аналитических направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений и т. п.
Система бюджетирования учитывает потребности крупных организаций, позволяя составлять бюджеты для каждой бизнес-единицы и для каждого из структурных подразделений, при этом консолидация может осуществляться на любом из уровней организационной структуры.
Наконец, современные системы бюджетирования содержат развитые организационные функции, позволяющие вовлечь в бюджетный процесс десятки и даже сотни специалистов.
Мониторинг. Под мониторингом понимается регулярное отслеживание состояния компании, фиксирование отклонений и выяснение их причин. В составе ВРМ-комплекса есть элемент, представляющий собой универсальное аналитическое решение. Речь идет о модуле бизнес-интеллекта (Business Intelli-gence, BI). Его главное назначение - собирать необходимую информацию из различных и, скорее всего, разнородных источников (ERP, CRM, SCM и др.), структурировать ее в соответствии с экономическими категориями и таким образом обеспечивать единый взгляд на управленческую информацию («единую версию правды» - single version of truth), столь необходимый руководителю.
Отчетность. Функции формирования отчетности должны быть достаточно хорошо развиты в любом из уже упомянутых функциональных приложений ВРМ-системы.
Таким образом, функциональность информационной системы класса ВРМ, соответствует как циклу корпоративного управления, так и иерархии управления.
4.6 Некоторые аспекты построения корпоративных информационных систем
Корпоративные информационные системы (КИС) для руководства средних и крупных предприятий являются необходимым инструментом, позволяющим повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов и обеспечить централизованную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и во всех сферах бизнеса компании. Таким образом, назначение КИС (корпоративных информационных систем) - это учет, контроль, анализ и оптимизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они должны иметь гибко настраиваемый инструмент разработки, позволяющий адаптировать систему к учету на предприятии. Цель КИС - обеспечить руководителей и работников предприятия комплексной и качественной информацией для принятия и контроля исполнения управленческих решений.
Корпоративная информационная система должна обеспечивать:
 комплексный подход к составу подсистем и задач автоматизации управления предприятием;
 работу всех программных модулей системы в едином информационном пространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных подсистем, групп пользователей и рабочих мест;
 использование единой системы документооборота, обеспечение принципа однократности ввода данных, возможность использования выходных документов системы в качестве первичных;
 возможность одновременного обслуживания системой нескольких предприятий, с получением консолидированных отчетов;


42
 возможность работы пользователей, обслуживающих разные предприятия, с едиными или автономными аналитическими справочниками;
 открытость структур хранения информации;
 возможности работы в условиях распределенной обработки данных;
 использование во всех подсистемах общих программных библиотек с поддержанием единой технологии обработки данных и стандартизованных интерфейсов.
Помимо этих параметров важную роль при выборе КИС играют быстрая окупаемость первоначальных инвестиций и обеспечение плавного перехода от старой системы к новой.
Достижения в области информационных технологий позволили преодолеть принципиальные технические и программно - инструментальные проблемы создания КИС.
Появились современные аппаратно - программные платформы архитектуры клиент-сервер, средства для проведения распределенных параллельных вычислений и управления вычислительным процессом в гетерогенных сетях, методы и средства разработки программ и баз данных, обеспечивающие возможности создания открытых, переносимых, масштабируемых приложений и баз данных, возможности быстрой разработки и т. д.
Как инструмент управления предприятием корпоративная информационная система должна иметь отраслевую ориентацию и представлять собой набор функциональных модулей, направленных на автоматизацию определенных бизнес-процессов. На российском рынке наиболее известны такие фирмы- разработчики КИС, как SAP, Baan, Oracle, Computer
Associates, IFS, Columbus IT Partners, АйТи, Атлант- Информа , Галактика, Парус, Интерфейс,
Инфософт.
Рассмотрим перечень функциональных модулей на примере КИС «ФЛАГМАН» фирмы
«Инфософт»:
Финансово-экономическое управление
 маркетинг;
 технико-экономическое планирование;
 договоры и взаиморасчеты;
 финансовый менеджмент;
Логистика
 сбыт и торговля;
 складской учет;
 снабжение и закупки;
Управление производством
 техническая подготовка производства;
 управление проектами;
 календарное планирование;
 управление цехом;
 услуги и сервис;
Управление персоналом
 персонал;
 зарплата;
 налог;
Бухгалтерский учет и анализ
 бухгалтерский учет;
 финансовый анализ;
Контроллинг
 управление затратами;
 мониторинг бизнеса;
Управление информационными ресурсами
 администрирование;
 документооборот;
 инструментальные средства.


43
Как можно заметить, перечисленные модули охватывают большинство сфер деятельности предприятия. В целом КИС - это сложная и динамичная система с множеством объектов и взаимосвязей. Процесс ее внедрения на предприятии является очень трудной задачей, конечный результат которой далеко не всегда предсказуем.
Процессу внедрения сопутствует множество негативных факторов, увеличивающих риск отрицательного результата. Они в некоторой степени являются следствием ниже перечисленных тенденций в использовании информационных технологий и построении КИС.
Информационные технологии несут с собой потребность полного пересмотра принципов и методов ведения бизнеса. Например, требуется существенное увеличение скорости всех процессов, происходящих в организации: обучение персонала, принятие решений, взаимодействие с поставщиками и покупателями и т. п. Увеличение скорости процессов достигается, в том числе, за счет их интеграции.
Большинство данных в корпоративных информационных системах, основанные на сложившемся порядке учета, касается активов и издержек предприятия. Такая информация может быть полезна бухгалтеру и, в гораздо меньшей степени, - руководителю. Поэтому в последние годы все боле активно развиваются новые концепции - учет экономических цепочек, экономическая добавленная стоимость, рейтинговая система оценки, сетевая экономика. Их возникновение во многом способствовало переосмыслению значения информации как экономической категории. Информационная система должна содержать не только данные прошлых периодов, но и прогнозные и плановые данные на будущее.
Так как основные риски для предприятия сосредоточены во внешней среде (главный риск - потеря спроса на продукцию предприятия), то информационная система должна содержать значительный объем данных, характеризующих внешнюю среду. Эта информация, как правило, труднее поддается формализации и однозначному восприятию. Соответственно происходит смещение от автоматизации к информатизации. Процедуры обработки поступающих данных становятся менее алгоритмизированными и, соответственно, более творческими.
Тенденция перехода к широкому использованию информационных систем управления в условиях интеллектуализации большинства сфер деятельности перемещает конкуренцию в сферу управления персоналом. В современном менеджменте наблюдается переход от традиционных форм управления персоналом к развитию творческих ресурсов каждого работника в рамках формирования проектно-целевых групп и самоуправляющихся команд.
Лучший персонал и более высокая, чем у конкурентов, корпоративная культура выступают сегодня важнейшими факторами, позволяющими эффективно управлять различными рисками.
Специфика российского бизнеса и отличие от развитых западных стран заключается еще и в том, что персонал российских предприятий в подавляющем большинстве имеет очень низкую деловую культуру. Причина очевидна - многолетнее функционирование предприятий в условиях административно- командной системы и псевдорыночной экономики. Эту особенность нельзя игнорировать при внедрении КИС.
Следует отметить, что не нужно при внедрении КИС стремиться к решению 100 % проблем.
Экономически целесообразным является создание системы, решающей по Парето 80 % проблем за минимальные деньги.
1   2   3   4   5   6   7