Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.5 Характеристика рынка ИТ
1.5.1 Общие тенденции

9
Согласно аналитическим исследованиям EITO, в 2014 году мировой ИТ-рынок составил
970 млрд. евро, ТЛК-рынок - 1190 млрд. евро, а включающий их ИКТ-рынок - 2160 млрд. евро.
При этом практически треть ИКТ-рынка придется на США - около 691 млрд. евро.
На 2015 год прогнозируется рост в размере 5 - 6 %. Отметим, что в России темпы роста
ИКТ-рынка одни из самых высоких в мире - около 25 %. Однако, по различным оценкам, российский ИТ-рынок примерно в 100 раз меньше аналогичного рынка США.
Основной рост мирового ИТ-рынка в 2015 году, по предположениям IDC, будет обусловлен увеличением оборота в секторах программного обеспечения (в том числе, информационной безопасности), карманных устройств, сетевого оборудования и аутсорсинговых услуг.
В целом на период с 2015 по 2018 год специалисты IDC прогнозируют умеренный рост
ИТ-рынка. При подобном климате вендоры будут стремиться использовать стандартные массовые технологии для снижения своих затрат, но в то же время будут ориентировать продуктовые линейки на поддержку решений более высокого уровня.
Говоря об отдельных секторах ИТ-рынка, специалисты IDC прогнозируют наибольший рост в секторе программного обеспечения (в том числе, и для обеспечения информационной безопасности) и аутсорсинга. На протяжении 2015 года аналитики ожидают увеличения объемов продаж новых приложений, сетевого оборудования, а также спроса на услуги по управлению проектами. На 2015 год придется пик цикла очередной замены ПК и серверов, однако из-за ценовых войн рост объемов продаж в этом секторе будет относительно умеренным по сравнению с другими сегментами рынка ИТ. Ожидается, что в целом объем затрат на ПО в мире увеличится в 2015 году на 7 % и составит $213 млрд.
Самые высокие темпы роста мирового ИТ-рынка ожидаются в госсекторе, на производстве и в сфере здравоохранения.
Определяя приоритетные статьи, на которые будут направлены средства из корпоративных ИТ-бюджетов, исследователи из компании Gartner свидетельствуют, что ИТ- менеджеры из корпоративного сектора в первую очередь планируют покупку мобильных устройств - КПК и ноутбуков, в то время, как расходы на ПК и устройства хранения данных, напротив, могут сократиться.
Лидеры отрасли, в свою очередь, постараются выявить самые быстрорастущие нишевые рынки и нацелить свою продукцию именно на них. Речь идет, в частности, о рынке малого и среднего бизнеса, особое внимание которому вендоры начали уделять около двух лет назад.
Данный сектор уже заметно увеличил объем ИТ-расходов, в то время, как крупные компании отнюдь не спешат тратиться на новые технологии. По мнению аналитиков, внимание к нуждам малых и средних компаний принесет неплохие дивиденды тем вендорам, которые появились здесь раньше других.
Оборот мирового рынка аппаратных средств, по прогнозам ГОС, к 2018 году увеличится до $465 млрд. Рост рынка будет обеспечивать устойчивый спрос со стороны физических лиц, сектора телекоммуникаций и госсектора. Параллельно до $423,8 млрд. в 2015 году вырастет сектор ИТ-услуг, со среднегодовым показателем роста 5,7 %. Активными потребителями здесь также выступят банки, промышленные предприятия и госсектор.
ОаЛпег со своей стороны прогнозирует увеличение ИТ-затрат в 2015 году до более чем
$2,5 трлн. При этом «львиная доля» - почти $1,5 трлн. пойдет на телекоммуникационные услуги. Около 25 % от общего объема прогнозируемых расходов будет потрачена на ИТ- сервисы. Доля затрат на «железо» составит порядка 14 %. Минимальный показатель - 4 % - составят затраты на ПО. Причем, по сравнению с 2014 годом, вырастет он всего на 8 %.
В 2016 году по прогнозам Gartner объем затрат на ИТ в целом увеличится на 4 %, по сравнению с показателями 2015 года. В структуре затрат сохранится сложившаяся «расстановка сил» - доминировать по потреблению инвестиций будет телеком, затем - со значительным отрывом ИТ-сервисы, далее «железо» и ПО.
Крупнейшие ИТ-компании России.
Затраты на продукты В1 станут приоритетом ИТ-бюджетов, а также главным фактором роста бизнеса в период с 2015 по 2018 гг. Стратегические потребности предприятий уже не


10 ограничиваются задачей работать дешевле и быстрее, но концентрируются уже вокруг параметра «качественнее».
Оптимизация бизнес-процессов уже 20 лет находится в фокусе топ- менеджмента. Новые
ИТ-инструменты позволяют им сегодня интегрировать ранее автономные процессы и приложения, масштабировать их в рамках географически распределенной среды.
1.5.2 Рынок ПК
По оценкам IDC, уже в 2013 году в мире было 670 млн. пользователей ПК, а к концу
2019 года их количество достигнет 1,2 млрд., то есть за период 2013 - 2019 годов произойдет 79
% рост.
Мировые продажи ПК (т. е. настольных и мобильных систем, а также серверов) продолжают расти, демонстрируя уже из года в год стабильный показатель - от 11 % до 14 %, по разным оценкам. Лидерами рынка в 2014 году продолжают оставаться американские компании Dell и HP.
Продажи ПК по итогам 2014 года оцениваются в размере 180 млн. штук, объем рынка оценивался IDC в $175 млрд. По прогнозам IDC, в 2015 году мировой рынок ПК вырастет на 10
%. Объем поставок составит 195,1 млн. ПК, а в денежном измерении увеличится на 3,9 % - до
$201 млрд.
Под поставками ПК оба аналитических агентства подразумевают продажи настольных компьютеров, ноутбуков и серверов (кроме RISC).
1.5.3 Рынок ПК в России
Общий объем российского рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2014 году, по оценкам ITResearch, немногим превышал 4600 тыс. шт. В 2013 году этот показатель составлял, по тем же данным, примерно 3700 тыс. шт. или 2317 млн. долл. в денежном выражении. Таким образом, рост за 2014 год составил чуть больше 24 %.
Около 81,2 % продаж компьютеров в 2014 году (в натуральном выражении) приходилось на настольные ПК, порядка 12,6 % на ноутбуки, 4,4 % - на карманные компьютеры (КПК) и примерно 1,8 % - на серверы (на платформе Intel). Для сравнения, в 2013 году эти показатели составляли, соответственно, 87,5 % - настольные ПК, 8,5 % - ноутбуки, 2 % - КПК и примерно 2
% - серверы (на платформе Intel).
Лидерами российского рынка ПК по итогам 2014 году стали компании Aquarius, Depo
Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway.
В сегменте ноутбуков в первую пятерку в 2014 году, по оценкам ITResearch, вошли
Asustek, iRU, Rover Com puters, Samsung, Toshiba. Наилучшие показатели продаж карманных компьютеров за этот же период у Hewlett-Packard, за которой следуют Asustek, Nokia, PalmOne и Rover Computers. Последняя компания, между тем, приняла в 2014 году решение покинуть этот рынок и сфокусироваться теперь на производстве смартфонов.
В сегменте серверов уверенно лидирует Hewlett-Packard. Первые пять производителей техники этого класса - Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.
1.6 Понятие информационной системы. Жизненный цикл ИС
Под информационной системой (ИС) понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе, с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99 информационная система - это система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет.


11
Информационная система как производственная система Пониманию предмета может способствовать представление о том, что информационная система, по существу, является производством, выпускающим определенную продукцию. Эта продукция может быть измерена количественно и оценена качественно, а также может быть определена ее стоимость.
Сопоставление технологического процесса в некоторой условной информационной системе по этапам с некой производственной системой представлено в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Сопоставление технологического процесса
Основой информационной системы является технология. Если рассматривать информационную технологию (ИТ) по этапам, можно заметить следующее. От объема и характера входной информации в информационной системе зависят требования к устройствам ввода, их производительности, а также время ввода.
Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе. Объем памяти
ИС, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских помещений. И так же как сырье, информация не должна «лежать на складе», она должна полностью и постоянно использоваться; избыточная память (аналогия - излишние складские площади) снижает эффективность системы, поскольку информация обрабатывается дольше, устройства большой емкости стоят дороже, их стоимость переносится на продукцию, т. е. на результат обработки информации (ОИ).
Основной этап информационных технологий, конечно, - обработка данных программами. Возможности потерь и резервы здесь обычно скрыты в большем объеме, чем на других этапах.
Выдерживая приведенную выше аналогию с производственной системой, можно заметить, что:
 информация - это заготовки или полуфабрикаты,
 прикладные обрабатывающие программы - это инструменты,
 сервисные программные средства - приспособления,
 оборудование ЭВМ и их базовые программные средства - это основное технологическое оборудование (станки, сварочные автоматы, прессы и т.д.).
Мощные оборудование, базовые программные средства, прикладные программы, конечно, повышают производительность и качество работ, однако могут быть избыточными, что влечет за собой удорожание продукции - информационной услуги или результата расчета.
Выдача информации в требуемых формах (продукции) может осуществляться по- разному: на экран индивидуального пользовательского дисплея, в сетевые структуры для коллективного использования, в виде «твердой копии» - документа, на экран (табло) и т. д.
Формирование выходной информации требует затрат и оборудования и в этом аналогично предыдущему этапу.
Передача информации пользователю - рациональное потребление продукции информационной системы - весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т. е. потребляется и дает эффект.
Приведенные особенности ИС выявляют необходимость обеспечения эффективности как на каждом из этапов, используемых ИТ, так и в системе в целом как специальной проблемы менеджмента.
Этапы жизненного цикла ИС
№ п/п
Средства информатизации
Производственная система
1 2
3 1
Входная информация
Сырье
2
Занесение в память
Хранение на складе
3
Обработка данных программами
Обработка на станках, в печах и т. п.
4
Выдача информации в требуемых формах
Сдача готовой продукции на склад
5
Передача информации пользователю
Сбыт продукции


12
Поле приложения информационного менеджмента - все этапы жизненного цикла информационной системы.
Жизненный цикл ИС включает стадии создание - внедрение - поддержка.
Последовательное создание новой ИС выглядит следующим образом:
 вначале осуществляется разработка концепции системы и ее дерева целей;
 потом выясняются условия работы системы и формируются соответствующие модели;
 осуществляется разработка (проектирование и создание) системы - протяженный многовитковый итерационный процесс;
 далее система внедряется на тех рабочих местах, для которых она создается;
 во время своей эксплуатации любая система нуждается в сопровождении и поддержке.
В практике создания ИС принято начинать использовать модули решения задач и комплексов задач или подсистем по мере их готовности и отработки. Поэтому процессы внедрения и создания обычно идут одновременно, переплетаясь самым причудливым образом.
Когда проект системы в намеченных контурах завершается, основную роль начинают играть процессы внедрения, однако тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее модернизации, совершенствования и т. п. Поэтому, не завершив создание всей системы, ее начинают дорабатывать, соответственно при этом затягивается процесс внедрения.
По мере внедрения, т. е. ввода в эксплуатацию элементов ИС, создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровождения, обслуживания, испытания, освоения и т. д.
Следует сказать, что эксплуатируемая ИС представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить функциональные подсистемы, которые в свою очередь могут также быть декомпозированы на подсистемы следующего уровня.
В процессе эксплуатации ИС предприятия не остается неизменной, так как она должна приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Модернизация и адаптация ИС осуществляется последовательно для отдельных подсистем. В результате разные подсистемы
ИС предприятия могут находиться на разных стадиях и этапах жизненного цикла.
Таким образом, информационная система практически никогда не бывает завершена окончательно, она всегда пребывает в процессе изменения. Параллельно должны непрерывно решаться ее основные задачи, причем с максимальной эффективностью на каждой стадии или в каждой фазе ее состояния.
В связи с этим в задачи информационного менеджмента входит постоянный контроль за состоянием ИС и использованием всех ее элементов: на всех стадиях необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед системой, и планомерное и целенаправленное ее развитие в структуре основной деятельности предприятия или учреждения.
Вопросы для самоконтроля
1.
Основные базовые понятия информационного менеджмента
2.
Понятие информационного менеджмента
3.
Значение и роль информационного менеджмента в современном обществе
4.
Характеристика рынка ИТ
5.
Понятие информационной системы. Жизненный цикл ИС
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1.
Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 536 с. ISBN - 5-258-00435-4.
2.
Вебер, А.В. Knowledge технологии в консалтинге и управление предприятием / А.В. Вебер.
С-пб. : Наука и техника,2009. -287 с. - ISSN 5-6975-0594-0.
3.
Волкова, О.Н. Управленческий учет: Учебник [Текст]/ О.Н. Волкова. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2009. – 472 с. -ISBN 6-8369-0042-6.


13 4.
Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т.
Гиляровская.- М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 306 с. - ISSN 5-482-00862-2.
Дополнительная
1.
Балыкин А. Консалтинг для российских предприятий / А. Балыкин//Управление компанией. - 2009. - № 9. – С. 35-48

14
Лекция 2
ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Формирование технологической среды информационной системы
Под формированием технологической среды информационной системы понимаются решения, которые принимаются на предприятии относительно состава и объема вычислительной техники, средств телекоммуникации и программного обеспечения ИС.
С позиций стратегического информационного менеджмента в отношении Hardware и
Software предприятию необходимо выяснить следующие важные вопросы [15]:
 выбор оптимальной степени децентрализации ИС и ИТ;
 выбор между новейшими средствами информатизации или уже испытанными и хорошо себя зарекомендовавшими;
 утверждение нормативов (разработанных или заимствованных) на средства информатизации и ИТ;
 разработка критериев выбора поставщиков.
Степень децентрализации информационной системы, как правило, выбирается по аналогии со степенью децентрализации на предприятии других функций. Выбор средств информатизации для развития информационных систем из новых предложений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изделий осуществляется с учетом накопленного опыта эксплуатации ИТ, внутренних условий (квалификации персонала и т. д.), соображений стандартизации. При этом необходимо ориентироваться на тот стратегический критерий, значение которого наиболее полно отражает роль ИС для предприятия.
Поставщик средств информатизации определяется на основе анализа таких характеристик, как репутация, степень обслуживания и сопровождения, финансовые условия и др.
При использовании персональных компьютеров (ПК) целесообразно в течение рассматриваемого стратегического периода иметь единый технологический парк с тем, чтобы использовать как внутренние (надзор, обучение), так и внешние (условия при покупке, солидное сопровождение) его преимущества. По мере развития процесса стандартизации средств информатизации появляется возможность использовать продукцию различных изготовителей.
Следует регулярно анализировать, в какой степени те или иные услуги должны обеспечиваться своими силами, а в какой - тем или иным внешним исполнителем. Анализ показателей хозяйственной деятельности (например, анализ стоимости ремонта в единицу времени) может потребовать замены технических или программных средств.
2.2 Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания
ИС предприятия не остаются неизменными и подлежат планомерному развитию.
Потребность в постоянном развитии ИС обусловлена: с одной стороны, появлением новых и изменением старых задач, стоящих перед ИС, вследствие изменений, происходящих во внутренней и внешней средах предприятия, а с другой - прогрессом в средствах информатизации, достижения которого экономически эффективно внедрить в эксплуатируемую
ИС предприятия.
Развитие ИС приводит к необходимому росту объема обслуживания, с течением времени развитие и обслуживание информационных систем оказываются взаимно обусловленными и связанными между собой. Поэтому при принятии решений о развитии необходимо учитывать совокупные затраты на развитие и обслуживание.
Уровень производительности и качество работы, а также необходимость, направление и темп развития ИС и ее обслуживание следует также подвергнуть стратегическому рассмотрению с учетом глобальных интересов фирмы. В самом деле, уровень среднего