Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 менеджмента (например, уровень руководителя подразделения) характеризуется определенной консервативностью в выборе ИТ из-за предпочтения стабильных технологий: установления, например, одного определенного языка программирования, той или иной информационной структуры и создавшейся в связи с этим технологической среды. В то время как новые средства могут приводить к существенному укреплению технологической базы, а в ряде случаев, даже к изменению направления деятельности предприятия.
Стратегические решения могут приниматься также и в подходах к созданию ИС: с одной стороны, это классическое создание новой ИС, например, в виде традиционной автоматизированной системы управления (АСУ) на основе некоторого типового проекта, здесь в ряде случаев используется эволюция от некоторого прототипа; с другой стороны, создание и развитие ИС на предприятиях определенного типа могут частично перекладываться на пользователя.
В случае принятия стратегических решений по существенным изменениям в ИС
(переход на другую платформу или более сильную ориентацию на стандартные программные средства) эти решения должны преобразоваться на уровне оперативного информационного менеджмента в конкретные задачи с использованием необходимых средств.
К этому же кругу вопросов относится регулярное исследование производительности и качества в задачах развития и обслуживания ИС. Например, через ежемесячные доклады о показателях и статистических данных во всех проектах развития и обслуживания ИС можно проследить за расходами, сроками и качеством. Выявленный уровень показателей на предприятии необходимо сравнивать с эталонными данными (собственными и/или посторонними).
Совместно с ИС должны поставляться потребителю специальные средства, в совокупности составляющие систему обслуживания. Эти средства проектируются и изготавливаются совместно с ИС, согласованы с ней и решают задачи поддержания ИС в работоспособном состоянии. Сюда включаются различные тесты текущего контроля и диагностики состояния системы и ее элементов, средства обеспечения работы персонала, приспособления для обслуживания технических элементов, т. е. для устранения мелких неисправностей и настройки, наставления и руководства и т. п. Назначение и применение этих средств должны быть хорошо понятны руководству и персоналу ИС.
Средства обслуживания должны появиться у пользователя неявно вместе с ИС и при необходимости обеспечить ее постоянную работоспособность, а также выявление и устранение мелких затруднений в использовании модулей системы.
Для выполнения операций по обслуживанию ИС у пользователя должен быть соответствующий персонал. Подготовка такого персонала у пользователя может оказаться нерациональной, поскольку его загрузка на одном отдельном комплексе не будет интенсивной.
Поэтому в практике информатизации в таких случаях принято обслуживание систем силами предприятия-изготовителя или с привлечением специализированных центров обслуживания, имеющих и интенсивно использующих квалифицированный персонал и дорогостоящие специализированные средства. Это вполне аналогично ситуации, когда малые фирмы не имеют в штате бухгалтера или юриста, а пользуются услугами специализированных бюро или агентств.
При приобретении средств информатизации необходимо также обращать внимание на наличие у разработчика службы сопровождения. В простейшем своем виде эта система дает ответы на вопросы, касающиеся ИС: это может быть так называемая «горячая линия», на которой операторы отвечают на типовые вопросы с использованием заранее заготовленных вариантов ответов.
В сложных случаях поставляется система сопровождения, включающая набор инструментальных средств для проведения опытной эксплуатации и организационно- технической подготовки мероприятий. Во время эксплуатации эти средства при необходимости используются для внесения изменений в изделие, восстановления изделия после аварии, устранения ошибок и расширения возможностей.


16
Поддержка нужна на протяжении всего жизненного цикла изделия. При этом целесообразно выделять поддержку в использовании и в обслуживании изделия. Служба поддержки защищает интересы пользователей, оказывает им дополнительную помощь и как бы осуществляет интерфейс между ними и создателями изделия. Через систему поддержки пользователь уведомляется о выявленных дефектах, получает рекомендации по их преодолению или информацию о порядке их устранения с участием представителей фирмы.
Создаваться служба поддержки может с участием всех заинтересованных сторон (пользователь, разработчик, изготовитель).
1   2   3   4   5   6   7

2.3 Планирование в среде информационной системы
Цель планирования в среде информационной системы - повышение эффективности работы предприятия на основе эффективного использования информационных ресурсов и технологий.
Система планирования и управления любой организации носит иерархический характер и включает различные виды планов, отличающихся друг от друга по горизонту планирования и, как следствие, по степени детализации.
В соответствии с протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). При этом цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оперативном. Глобальная стратегическая цель ИМ в информационных системах должна состоять в обеспечении возможно большего вклада ИС в цели предприятия по основной деятельности через использование информационных технологий; в соответствии с этой целью возникают специфические задачи и для организации собственно информационного менеджмента.
Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных - на срок 3-5 лет - целей по всем направлениям, а с другой, - выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.
Принятые решения долгосрочных задач являются исходными данными для оперативного уровня.
Задачи оперативного информационного менеджмента ориентируются на соответствующие стратегические задачи и цели. Интервал планирования задач ОИМ составляет период времени до одного года. Эти задачи обычно решаются на уровне руководства службой обработки информации организации.
Планирование - главная задача ИМ на стратегическом уровне. Она обусловлена как необходимостью своевременного устранения возможных препятствий, так и потребностью выявления максимальных шансов для предприятия, создаваемых ИС и ИТ.
Информационная система имеет большое значение для предприятия, когда на ее основе решаются задачи конкуренции на рынке, а также, когда информационная интенсивность технологического процесса основной деятельности предприятия и поддержания производительности этого процесса высока. Это имеет место, например, для банков, бирж и страховых обществ, ряда государственных учреждений и др.
Другим важным направлением планирования является определение плана инвестиций в

ИС. При составлении такого плана ориентируются: на заложенные в стратегическом плане приоритетные направления; накопившиеся неудовлетворенные запросы пользователей и заявки на замену или создание частей системы; потребности финансирования растущего объема обслуживания.
На стратегическом уровне следует также определить стиль, направления и степень интенсификации системы планирования и контроля. Это важно именно на данном этапе, поскольку достаточно часто оказывается, что изменения не произведут необходимого эффекта из-за слишком тесных ограничений, наложенных планированием и контролем.

17
Из стратегического плана инвестиций в ИС должно формироваться и подходящими средствами осуществляться годовое планирование. Вследствие решения этой задачи наблюдается, как правило, значительное общее повышение потребностей в планировании, согласованиях и контроле.
2.4 Формирование организационной структуры в области информатизации
Внутренняя организация области обработки информации должна однозначно соответствовать организации основной деятельности предприятия, задачам создания, развития, обслуживания и эксплуатации ИС.
В сфере информатизации можно выделить следующие направления деятельности:
 обработка информации;
 обслуживание вычислительной техники;
 обслуживание сетей телекоммуникаций;
 разработка и сопровождение программного обеспечения;
 консультации и поддержка программных средств.
В зависимости от масштаба предприятия и обработки информации эти направления могут быть, как распределены между различными функциональными подразделениями, так и объединены в одном подразделении.
Большое влияние оказывает принятая степень децентрализации информационной сферы.
Общая тенденция в последнее время состоит в уменьшении централизации и передачи работ по
ОИ конечным пользователям.
Необходимо также принимать решения по степени специализации рабочих мест
(осуществлять выбор между узкой специализацией и универсальными специалистами).
При наличии мощной вычислительной техники в структуре предприятия выделяется вычислительный центр, в задачи которого входит ее обслуживание и выполнение централизованных работ в области ОИ.
Техническая и технологическая децентрализация, появление типовых ав- томатизированных рабочих мест (АРМ) и мощных стандартных проблемно- ориентированных пакетов прикладных программ (ППП) привели к возникновению в области обработки информации объемных задач консультирования пользователей и сопровождения ИС, требующих значительной квалификации. Что, в свою очередь, повлекло создание новой типовой специфической организационной единицы - информационный центр (ИЦ).
Организационно ИЦ чаще всего совпадают с отделами (или вообще - со службами) развития/обслуживания и эксплуатации ИС.
Наряду с внутренней организацией изменяется также уровень вхождения подразделений по обработке информации в иерархию предприятий. Оперативные подразделения по обработке информации можно разместить на третьем или даже на четвертом уровне структуры предприятия, а ответственность за планирование и контроль сферы информатизации поднять на второй или даже на первый уровень.
Организационные изменения, если таковые потребуются, должны быть, естественно, разъяснены всем непосредственным участникам, даже если изменения должны быть
«реализованы» на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на предприятии как процесс должны сопровождаться соответствующими организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями по обучению работников и т. д.).
1.5 Использование и эксплуатация информационных систем
Эффективное использование и обеспечение работоспособности всех средств информатизации составляют основу информационного менеджмента.


18
Основными на данный момент являются распределенные технологии обработки информации, вопросы их раздельной централизованной и децентрализованной эксплуатации. В информационных системах наблюдаются следующие тенденции:
 все большее применение находят вычислительные и информационные сети;
 снижается интенсивность необходимого обслуживания при использовании ИС (в частности, за счет перекладывания некоторых задач обслуживания на пользователя);
 на передний план выступают соображения защищенности информации и ИС в целом на основе комплексов машин и сетей.
При оценке эффективности использования ИС основываются на разработанной системе критериев производительности, использования СИ и качества работы системы (например, время ответа, доступность, время пробега, частота и вид отказов). К экстенсивным показателям эффективности относятся доли эффективного времени в общем режимном или календарном времени для каждого контролируемого информационного ресурса и для всех ресурсов в целом.
К интенсивным показателям эффективности относится выработка продукции на единицу затраченного времени или единицу ресурса.
Еще одной задачей является контроль износа и деградации системы. Износ технических средств решается их заменой или профилактическими работами. Износ программных средств имеет моральный характер. Эти вопросы решаются заменой ПС на более совершенные.
Важной частью в современных условиях становится, так называемый, менеджмент данных. Его задачами являются проектирование информационных структур, хранение, обновление и восстановление данных после сбоев, организация защиты данных от повреждения и несанкционированного доступа. Кроме того, должна быть выработана стратегия менеджмента данных в условиях катастроф.
1.6
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных
программ
Сфера обработки информации является динамичной и быстро изменяющейся областью.
Чтобы открывающиеся при этом возможности сделать полезными для предприятия, следует объявить требование постоянных инноваций в ИС задачей особой важности для информационного менеджмента.
Инновация представляет собой процесс, главной функцией которого является изменение.
Под инновационным менеджментом понимается совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью инновационными структурами и их персоналом.
В зависимости от параметров, характеризующих инновационную деятельность, инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации касаются новых материалов и комплектующих и принципиально новых продуктов.
Процессные инновации включают работы по исследованию и внедрению новых методов организации производства и новых технологий; в результате таких работ может измениться организационная структура фирмы.
Интенсивное развитие средств обработки информации требуют постоянных инноваций в интересах ИС на предприятии. Готовность к инновациям становится явной и важной составной частью культуры производства или предпринимательства вообще. Ключевым фактором успеха информационного менеджмента на предприятии может стать его способность выявлять перспективные направления во всех сферах обработки информации и преобразовывать их в инновационные проекты.
Это происходит на оперативном уровне путем превращения в реальность некоторой стратегической концепции. Удачно найденный способ проведения инноваций в жизнь и подходящие стимулы создают «инновационный климат», который является элементом общей культуры предприятия.