Файл: Курс лекций для студентов iv курса Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 работников сферы ОИ, основные принципы их содержания, т. е. оплата их труда, требуемые квалификация и образование, а также порядок организации труда работников сферы ОИ и привлечения работников или консультантов со стороны.
Информационные технологии. В рамках условий, которые касаются ИТ, планируемых в будущем к применению, должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой подлежащей применению ИТ по таким вопросам, как, например:
политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;
собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок.
Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т. е. принятие решений по вопросам:
выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов (вид, число, упорядочение, взаимодействие, затраты);
распределения по предприятию (централизация/децентрализация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.
Бюджет сферы ОИ. Объем бюджета сферы ОИ в большинстве организаций бывает задан заранее. Однако внутреннее распределение бюджетных средств в сфере ОИ практически всегда является в значительной мере свободным. В нормальном случае результаты стратегического планирования бюджета отражаются в мероприятиях, запланированных в рамках принятой архитектуры применения ИС. Конечным продуктом бюджетного планирования на предприятии является возможно более детальный обзор затрат для областей развития и обслуживания, эксплуатации или использования ИС и персонала сферы ОИ.
Стратегия в вопросах организации и управления. В рамках построения общей стратегии для ИС необходимо принять также целый ряд решений, касающихся организации сферы ОИ и руководства этой сферой.
Организация и функционирование ИС. Первоочередной организационной задачей обычно является определение того, что именно в будущем должно рассматриваться как услуги
ИС. В зависимости от варианта решения этой задачи, смотря по обстоятельствам, могут потребоваться изменения не только внутри организации структуры и функционирования подразделений ОИ, но также и в области организации работы с пользователями или с другими службами и отделениями. Особенно важно определить стратегии или стратегические направления, охватывающие следующие области:
организационное расчленение сферы ОИ (планирование, развитие и использование ИС, а также обслуживание пользователей);
планирование и администрирование данных, используемых в ИС (подходы, методы и инструменты);
применение ИТ (подходы, методы и инструменты для анализа, дизайна, программирования, испытания и обслуживания);
обучение и повышение квалификации работников сферы ОИ как на предприятии, так и с использованием внешних возможностей;
распределение ресурсов и затрат по областям применения ИС;
приобретение, внедрение и обслуживание технических и программных средств
(например, определенные стратегические продукты, единые для всего предприятия инструменты);
регулирование сотрудничества с пользователями (связи с пользователями, поручения по развитию сферы услуг, обслуживание пользователей и их обучение, вид и объем сервисных услуг);
кратко-, средне- и долгосрочное планирование ИС, а также планирование и контроль утвержденных проектов;
документация на внедренные приложения, технические, программные и оргсредства, а также документация на приобретенные информационные продукты и проекты собственного изготовления;
31
сохранность и защищенность.
Концепция руководства. Стиль руководства ИС, прежде всего задачи планирования, естественно, является предметом стратегического рассмотрения.
Контроль и ревизия ИС и исчисление затрат. Эта сфера планирования охватывает вопросы установления инструментов контроля эффективности производственной системы ОИ.
Для измерения этого показателя можно выделить два принципиально разных подхода. Один - определение удовлетворенности пользователей, это, конечно, необъективная мера, но очень широко принята в США; другой - использование объективных количественных характеристик электронных систем ОИ для определения производственных и, прежде всего, экономических характеристик систем ОИ (принят в ФРГ).
Далее должны быть разъяснены вид, объем и интервалы ревизии ИС как вида деятельности в рамках стратегических решений. Поскольку способ исчисления затрат имеет большое значение при оценке эффективности ОИ, то важно установить на достаточно продолжительное время стимулирующий производительность ИС способ распределения расходов.
1 2 3 4 5 6 7
Вопросы для самоконтроля
1.
Сущность процесса планирования
2.
Основы стратегического планирования информационных систем
3.
Фазы стратегического планирования информационных систем
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1.
Ушаков И. И. Бизнес-план / И. И.Ушаков–СПб.:Питер2005 год - 288 стр. - ISBN 5-469-00211-X.
2.
Ковалев, В.В., Финансы организаций (предприятий): Учебник. / Ковалев Вит.В.– М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 352 с. -ISBN 5-9798-207-3.
Дополнительная
1.
Филатов, О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: практическое пособие / О.К.
Филатов, Л.А. Козловских, Т.Н. Цветкова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 384с. - ISBN 5-699-04624-
0.
32
Лекция 4
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Аналитическая пирамида средств ОИ
Информационную инфраструктуру компании можно представить в виде нескольких иерархических уровней, каждый из которых характеризуется степенью агрегированности информации и своей ролью в процессе управления [13]. В качестве примера схематического представления информационной инфраструктуры можно привести так называемую аналитическую пирамиду. В этой иерархии прослеживаются несколько уровней:
уровень транзакционных систем;
уровень систем бизнес-интеллекта, включая хранилища данных, витрины данных;
уровень аналитических приложений.
А
налитич
Рис. 4.1.1 Аналитическая пирамида
Основанием аналитической пирамиды служат ЕКР и другие транзакционные системы.
По мере движения от основания пирамиды к ее вершине происходит постепенное преобразование детальных операционных данных в агрегированную информацию, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений.
Заметим, что отнести тот или иной программный продукт к какому-либо одному классу не всегда возможно, поскольку многие системы позволяют решать аналитические задачи нескольких категорий.
Уровень транзакционных систем
К числу транзакционных относятся ЕКР-системы, автоматизированные банковские системы (АБС), биллинговые системы, учетные системы и некоторые другие. Часто для обозначения таких систем используется термин- обработка транзакций в режиме реального времени. Эти системы представляют собой источники первичной информации, используемой для аналитической обработки. Данные из этих источников требуется собрать, структурировать и представить в виде, удобном для принятия решений. Сами транзакционные системы тоже содержат некоторые аналитические возможности, но, строго говоря, не относятся к категории аналитических систем. В то же время именно они являются поставщиками информации для систем бизнес-интеллекта и аналитических приложений.
Одним из основных типов транзакционных систем являются системы класса ЕКР, именно они служат важным источником данных для после дующего анализа. Отметим, что передача данных из транзакционных систем в аналитические приложения может производиться
33 как последовательно, через все обозначенные ярусы аналитической, так и более коротким путем, минуя один или несколько уровней.
Системы бизнес-интеллекта
Понятие систем бизнес-интеллекта объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия. Среди В1-систем можно выделить такие составляющие, как: хранилища данных, витрины данных, инструменты оперативной аналитической обработки, средства обнаружения знаний, а также инструменты конечного пользователя, предназначенные для выполнения запросов и построения отчетов.
Хранилища данных находятся на следующем после транзакционных систем уровне аналитической пирамиды. Хранилища определяются как «предметно-ориентированные, интегрированные, стабильные, поддерживающие хронологию наборы данных, организованные для целей поддержки управления, призванные выступать в роли «единого и единственного источника истины», обеспечивающего менеджеров и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений». Ценность хранилищ данных для менеджеров и экономистов заключается в том, что это - некая база данных масштаба предприятия, которая содержит определенную аналитическую информацию, обеспечивает ее оперативное представление в удобном для пользователя виде и обладает структурой, учитывающей отраслевую специфику деятельности организации.
Витрины данных, как и хранилища, представляют собой структурированные информационные массивы, но отличие состоит в том, что витрины в еще большей степени являются предметно-ориентированными. Как правило, витрина содержит информацию, относящуюся к какому-либо определенному направлению деятельности организации. Поэтому информация в витрине данных хранится в специальном виде, наиболее подходящем для решения конкретных аналитических задач или обработки запросов определенной группы аналитиков.
Есть два взгляда на витрины данных. В одном случае витрина, по сути дела, представляет собой часть хранилища, оптимизированную для запросов к данным конкретной предметной области, в том числе, для передачи этих данных. В другом случае витрина - это
OLAP-куб или его часть, оптимизированная для запросов пользователей к данным конкретной предметной области. Поэтому с точки зрения организации хранения данных витрины могут быть как реляционными, так и многомерными, но в любом случае они обладают таким общим свойством, как предметная ориентированность.
OLAP-системы.
Под термином OLAP понимают системы аналитической обработки данных в режиме реального времени. OLAP-системы могут обеспечить решение многих аналитических задач: анализ ключевых показателей деятельности, маркетинговый и финансово-экономический анализ, анализ сценариев, моделирование, прогнозирование и т. д. Такие системы могут работать со всеми необходимыми данными, независимо от особенностей информационной инфраструктуры компании.
Особенность OLAP-систем состоит в многомерности хранения данных (в противовес реляционным таблицам), а также в предрасчете агрегированных значений. Это дает пользователю возможность строить оперативные нерегламентированные запросы к данным с использованием аналитических измерений. Кроме того, для OLAP-систем характерна предметная (а не техническая) структурированность информации, позволяющая пользователю оперировать привычными экономическими категориями и понятиями. Типичным представителем программных продуктов этого класса является разработка корпорации Hyperion
- ОЬАР-сервер Hyperion Essbase.
Средства обнаружения знаний. Соответствующие программные продукты обеспечивают выявление закономерностей в данных, позволяя аналитику получать качественно новую информацию (возможно, не содержащуюся в источнике данных явным образом) и таким способом формировать знания на основе данных. Здесь используются такие методы анализа данных, как фильтрация, дерево решений, ассоциативные правила, генетические алгоритмы, нейронные сети, статистический анализ.
34
Системы бизнес-интеллекта, включающие реляционные и многомерные базы данных, в свою очередь, служат основой для систем верхнего уровня аналитической пирамиды - аналитических приложений.
Аналитические приложения
Высший уровень аналитической пирамиды - уровень аналитических приложений. Это информационные системы, обеспечивающие потребности организаций в автоматизации процессов обработки, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Здесь пользователь применяет привычные для него инструменты, обеспечивающие реализацию методик управления. Такие системы могут быть довольно разнообразными: от простейших электронных таблиц до специализированных приложений для решения задач бюджетирования, консолидации финансовой отчетности, бизнес- моделирования. Именно к этой категории относятся прикладные программные ВРМ-продукты.
Как следует из названия, аналитические приложения нацелены на проведение анализа, целью которого является более глубокое понимание и осознание того, что произошло, происходит или произойдет. В этом смысле аналитические приложения действительно отличаются от транзакционных систем, ориентированных прежде всего на обработку отдельных операций, но в то же время дополняют их, образуя в совокупности многофункциональную комплексную систему управления.
Для того, чтобы система могла считаться аналитическим приложением, она должна удовлетворять следующим критериям:
структурировать и автоматизировать процессы, способствующие повышению качества управленческой информации, что, в свою очередь, приведет к повышению качества принятия решений. Это достигается путем применения правил, процедур и технологий (основанных на соответствующей методологии), направленных на решение определенных бизнес-проблем;
поддерживать аналитические функции, то есть действия по анализу данных, полученных из самых разных источников (внутренних или внешних, финансовых или операционных), включая анализ трендов и прогнозирование ситуации в будущем;
представлять собой самостоятельный программный продукт, который может работать независимо от транзакционных систем, но в то же время способный взаимодействовать с ними
«в обе стороны» как в части получения транзакционных данных, так и в части обратной передачи результатов их обработки.
Более того, аналитические приложения часто имеют дело с нестандартными, непредсказуемыми или редкими ситуациями. Такие ситуации могут возникать, например, при запуске в производство нового продукта, моделировании новой корпоративной структуры или создании нового подразделения, а также при оценке последствий слияний и приобретений, пересмотре бюджетов и т. п.
Аналитические приложения часто основаны на многомерных базах данных (что также отличает их от транзакционных систем, использующих реляционные базы данных). Это позволяет аналитическим приложениям эффективно использовать как все необходимые данные, так и бизнес-правила, описывающие их взаимосвязи с точки зрения определенных бизнес-задач.
Выделяют три основных категории аналитических приложений:
системы управления эффективностью бизнеса;
приложения для анализа операционной/производственной деятельности;
системы анализа взаимоотношений с клиентами.
Системы класса Вымпел (ВРМ). Аналитические приложения этого типа предназначены для широкого круга задач: анализа и оптимизации финансовых индикаторов, определения стратегии развития компании, бюджетного планирования, финансовой консолидации. Системы бюджетирования и консолидации были созданы в числе первых готовых аналитических приложений, поскольку эти задачи хорошо проработаны методологически, понятны большинству руководителей и применяются практически во всех отраслях. В последние годы произошел качественный скачок в плане разработки интегрированных систем, включающих в себя ряд новых функций бюджетного планирования и прогнозирования, финансовой консолидации, функционально-стоимостного анализа и стратегического управления бизнесом.