Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И.А. Лукинова, со ссылкой на педагогическую энциклопедию, отмечает, что воспитание в широком значении – это функция общества, обеспечивающая его становление при помощи передачи новым поколениям людей социально- исторического навыка предыдущих поколений в согласовании с целями и интересами тех или же других классов, общественных групп. В узком значении И.А. Лукинова определяет воспитание как «...процесс намеренного, целенаправленного и периодического формирования личности, осуществляемый в рамках общественных институтов с целью подготовки данной личности к выполнению конкретных общественных функций и ролей, жизнедеятельности во всевозможных сферах общественной практики и на различных ролях, всевозможных ролевых композициях» [Лукинова, 2021].
Становление личности происходит при помощи производимой ею предметной работы. Более необходимым фактором считается функциональная позиция самой личности: как раз благодаря энергичности самого субъекта происходит становление личности человека как нового психологического новообразования.
Как видно из вышесказанного, представление социологов о воспитании мало чем различается от философов. Иначе говоря, социология оценивает воспитание как некоторый социальный институт, обеспечивающий стабильность и целостность общественной системы, также ее выживание и саморазвитие, более ясно воплощенный в его социальных функциях. Главным различием считается установление роли педагога в этом процессе.
Говоря о воспитании как научном знании и учитывая мнение Л.В. Махаева, правомерно выделить 3 главных взаимосвязанных ценности, когда под воспитанием понимаются:
-
внутренний процесс развития и становления личности; -
воспитание как воздействие общества, общественной среды на формирование личности; -
воспитание как работа, нацеленная на обеспечивание условий становления личности [Махаев, 2018].
В соответствии с объективными значениями понятия «воспитание» в педагогике можно выделить три основных направления развития научного знания о воспитании, три варианта научной позиции:
1. Психолого-педологическое, в масштабах которого воспитание рассматривается как внутри личностные конфигурации. По центру внимания изыскателей развивающаяся личность, культурно-нравственное становление, процессы формирования общественно значимых свойств. Исследователя тревожит то, что делается с личностью, под воздействием каких причин, условий и событий. Методологической основой этих исследовательских работ становятся психические доктрины личности, мысли и положения возрастной и педагогической психологии.
2. Праксеологическое. Воспитание рассматривается как особенный вид педагогической деятельности-воспитательная работа. Добывается познание о том, как производить данную деятельность действенно и эффективно. Приоритетными методологическими причинами становится единая доктрина и методология работы и праксеологический расклад.
3. Системологическое. Понятие «воспитание» употребляется в значении нацеленные внешние воздействия и значение его трактуется как управление развитием личности. В центре внимания исследователей – система нацеленных воздействий на личностное становление включённых в неё людей, единая организация усилий педагогов, самого места взаимодействия. Единая предметная область – воспитательные системы, разные нюансы их сотворения, функционирования и становления [Ранеева, 2020].
Непременно, в педагогической науке имеют все шансы и должны присутствовать несколько подходов к трактовке понятия воспитание, отражающих разные направления научных поисков и способных приблизить научно-педагогическое общество к постижению сути явления во всей его трудности, многогранности, глубине. Хотя неважно какая наука требует возведения тезауруса, отражающего её границы, область её изыскания и систему иерархических понятий, и в данном смысле появляется неувязка чёткости определения её главных понятий, в частности воспитания. Некоторым интегрирующим началом научных поисков в области воспитания может стать учет тех социокультурных условий, в которых они ведутся.
Таким образом, проанализировав разные подходы к определению понятия воспитания, в нашей работе мы станем рассматривать его как социально-психологическое действо, являющее собой систему принужденно созданных социально-психологических условий, содействующих формированию и развитию новейших форм поведения, которые гарантируют адаптацию личности к изменяющимся условиям среды. При этом ключевым понятием в данном определении мы считаем «искусственно созданные социально-психологические условия», т.к. воспитание возможно только в специально организованных условиях, позволяющих ребенку усваивать новый опыт, что отмечали такие авторы, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.
1.2. Воспитание как развитие личности человека
Одной из главных и вечных категорий педагогики, являющейся доминантой в российском образовании, выступает воспитание. Общая связка педагогики и воспитания лежит в плоскости самой человеческой жизни, в самом феномене, который называется «человек».
Самые большие проблемы, перед которыми стоит человек, – это те загадки, которые он сам-собой-себе-задан [Ромм, 2010]. Они связаны не с тем, что человеческие глубины непознаваемы для педагогической науки, а с тем, что человек – такое существо, которое требует дальнейшего развития в процессе всей жизни. И тем самым он обретает завершенность в процессе развития, которой при физическом рождении он обладал лишь потенциально. Развитие запрашивает усилие со стороны человека. И без воспроизводства этого усилия развитие не может осуществляться. А с другой стороны, имеется человек, который это усилие совершает в силу своей незавершенности [Яблонских, 2015]. И в этом усилии восполняет свою незавершенность. Потому что в человеке, помимо того, что называется биологической составляющей его тела, есть еще и выделенная потенциально действующая сила, толкающая его все время к выходу за эти пределы, т.е. к трансцендированию. И в этом смысле есть такие нравственные понятия, как свобода, благородство, порядочность, совесть, добро, честь и пр., которые связаны с транцендированием – выходом за свои биологические пределы. Данный выход осуществляется благодаря личностному действию. Способность к личностному деянию как раз можно рассматривать как уровень развития человека. Развитие – это хрупкая вещь. Но когда оно задается уже в личностных структурах, то уже появляется какая-то гарантия для совершенствования растущего человека. Если бы не было резервуара выхождения за порядки человеческой биологии в каждый данный момент, то развитие давно бы прекратилось, т.к. биологическое начало – это лишь потенциально человеческое существо. Таким образом, развитие человека связано с созданием организованных личностных структур, которые своей работой воспроизводят на биологическом материале человеческие возможности – личностные действия. Именно через личностные действия происходит переход с одного уровня развития человека на другой.
Доказательство этой позиции представим через исследование семантики самого слова «развитие». Казалось бы, это самое обычное слово, но стоит только немного сосредоточить на нем внимание, и для генетически русского человека это слово заиграет всеми красками своего истинного значения. Слово «развитие» образовано из двух слов: «ра» и «виток» или «виток», «ра». Буква з выполняет функцию соединения двух корней «ра» и «виток». Корень -ра- несет в себе смысл просветления, а корень -виток- – переход на более высокий уровень понимания, развития сознания. В силу того, что смысловое значение слова «ра» более значимое, чем слова «виток», наши предки всегда это подчеркивали, помещая слово «ра» впереди любого другого при объединении нескольких слов в одно. Другими словами, раньше существовала иерархия слов русского языка в соответствии с их значением.
Однако далее обратимся к анализу ступеней личностного развития как восхождения к более высокому уровню развития человека более подробно. При этом будем опираться на теоретический подход, представленный в работах С.В. Дармодехина.
В процессе жизни развитие личности человека происходит одновременно на нескольких уровнях: биологическом, социальном, культурном и космическом.
На биологической стадии человека-животного смыслом жизни выступает удовлетворение всех биологических потребностей и ощущение наслаждения именно от этого: вкусной пищи, хорошего сна, удобного жилища, сексуального удовольствия и пр. В личностном плане на этом уровне формируется такая часть человека, как его Эго. И здесь воспитание необходимо понимать, как формирование заданного поведения у личности. Например, поведение личности человека-потребителя [Дармодехин, 2017].
На социальной стадии разумного животного для человека значимым выступает достижение определенного социального статуса и налаживание социально-значимых знакомств, уровень финансовых достижений и пр. Воспитание при этом следует трактовать как приобщение к социальным нормам человеческого общежития [Дармодехин, 2017].
На культурной стадии собственно человека в качестве ведущей ценности выступает личностно-духовное общение и творчество. Человек испытывает чувство счастья и глубокого удовлетворения от исполнения своего долга и развития своих способностей в процессе выбранной им деятельности. Сердцевиной воспитания на этом уровне выступает развитие нравственности. На стадии высокоразвитого Космического человека какие-либо пределы развития отсутствуют [Дармодехин, 2016].
Соответственно уровням личностного развития человека воспитание выступает в качестве очень сложного многомерного процесса, который одновременно протекает на биологическом, социальном, культурном и космическом планах. Человек-животное живет только в биологической плоскости, поэтому на этом уровне и воспитание не выходит за рамки опеки, приучения и дрессуры. Воспитание как социальный процесс представляет собой формирование молодого поколения соответственно потребностям и нормам социума. И в этом смысле оно называется социализацией. На культурном уровне доминантой процесса воспитания выступает гуманизм и формирование гуманных отношений друг с другом. А на космическом – воспитание связано с безграничным трансцендированием и выходом за свои биологические, социальные и другие пределы. Рождается же человек только с потенциальной возможностью развития до уровня Космического человека. Для такого развития необходимы информация и знания, которые в начале человек получает в кругу семьи и при знакомстве с окружающим миром в процессе освоения языка, развивая в себе возможность говорить. Освоение языка, речи и предметного мышления на этом этапе развития является ключевым для перехода ко второму социальному уровню развития человека – разумного животного. Если по тем или иным причинам ребенок человека не получил необходимого объема информации, он навсегда останется на стадии животного. И это не теоретические предположения. Известны случаи, когда по тем или иным причинам дикие животные воспитывали детей человека [Дармодехин, 2017]. К сожалению, прекрасный образ Маугли можно найти только в произведениях Киплинга, а не в жизни. В реальных случаях, когда таких «Маугли» возвращали в человеческое
общество в возрасте старше девяти лет, они никогда не могли приобрести хотя бы минимальные навыки, присущие человеку. Они навсегда остались по поведению теми животными, которые их вырастили несмотря на то, что физически они были абсолютно здоровыми. И до конца своих дней так и не смогли научиться говорить и вести себя так, как подобает человеку.
Только правильное воспитание, развитие сознания и наличие совести, только понимание ответственности за свои поступки позволяет человеку развить личность, пройти через испытания и не сотворить деяний, которые сделают дальнейшую эволюцию просто невозможной. Сама активизация низменных инстинктов и эмоций не означает эволюционного краха. Это неизбежное зло, точнее неизбежное состояние, через которое проходили почти все. Единственное, что необходимо для того, чтобы пройти это без каких-либо серьезных последствий для себя, – развитие самоконтроля, чтобы добиться возможности управлять своими инстинктами и эмоциями. К сожалению, не каждый в состоянии достигнуть такого уровня самоконтроля, и тогда на помощь приходит педагог, который должен удержать подрастающее поколение не только собственным примером, поведением, требованиями и законами, но и совокупным влиянием психологического поля на каждого, проходящего через эту стадию [Кольцова, 2019]. Обратите внимание – сила воли, высокие моральные качества и принципы, передаваемые из поколения в поколение, являются тем средством, которое позволяет нейтрализовать негативное влияние социума. Это очень важный момент, так как раскачивание, с последующим уничтожением, выпестованных веками, а порой и тысячелетиями, моральных устоев и традиций, культуры, развенчивание нравственных лидеров, разрушение морали, неизбежно приводит к уничтожению института воспитания. И тогда достаточно порой незначительного внешнего толчка, чтобы большинство молодых людей могли довольно быстро попасть под полный контроль криминальных, безнравственных сил. В принципе, практически вернуться на биологическую стадию животного, на которой властвуют одни инстинкты. В случае, когда поведением человека управляют инстинкты, такой человек является разумным животным, так как он ведет себя точно так же, как и любое другое животное. Если же человек умеет контролировать свои инстинкты и ведет себя в соответствии с волей, сознанием, разумом, совестью, он является человеком. И не только по внешнему виду, но и, по сути, он становится человеком разумным [Литвак, Гревцева, 2017]. Для этого имеет значение не только