Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объем получаемой от сообщества информации, но и качество этой информации. Чем раньше ребенок перейдет от стадии разумного животного к эволюционной стадии собственно человека, тем более качественный фундамент создается для возможности развития стадии многомерного Космического человека. Кроме этого, если ребенок достигнет стадии собственно человека разумного до подросткового гормонального взрыва, исчезает опасность эволюционного замораживания на стадии разумного животного.
Развитие в период полового созревания, при буре в организме мощных половых гормонов, резко замедляется, а при наличии сексуальной активности становится практически невозможным. В этом случае именно инстинкты пола начинают контролировать поведение человека и не позволяют преодолеть стадию разумного животного. А не наоборот.
В ситуации, когда наблюдается разрушение систем образования и воспитания молодого поколения и пропаганда среди молодежи сексуальной свободы и вседозволенности, и делается это не из-за беспокойства о «свободе личности» молодежи, как это стараются сегодня преподнести, а для того, чтобы остановить эволюционное развитие этой молодежи на стадии разумного животного. В силу того, что именно на этой стадии развития легче всего человек превращается в управляемого биоробота. Но процессы манипулирования, зомбирования никакого отношения к правильному воспитанию не имеют [Плоткин, Бочарова, 2017].
Таким образом, быть человеком – это эксперимент по воспитанию (развитию) его личности. И этот эксперимент, может, удастся, а может, и не удастся. Человек может остаться на уровне животного. Для того чтобы эксперимент удался, необходимо понимать все тонкости механизма воспитания как процесса личностного развития человека, который разворачивается педагогом. Поскольку без старших развивающемуся поколению очень сложно, а иногда просто невозможно, пройти сквозь дебри социальной паутины и ловушек, которые встречаются буквально на каждом шагу их взросления. Самостоятельно выйти на путь личностной зрелости в таких сложных социальных дебрях не представляется возможным. Поэтому необходимо искать пути понимания старших младшими, и наоборот, так как без такого контакта воспитание теряет свой развивающий потенциал.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Социальный характер воспитания личности
История становления социальной педагогики неразрывно связана с историей развития педагогической мысли и с практикой воспитательной работы.
Историко-логический подход к изучению педагогики позволяет обнаружить закономерности развития институциональных форм образования (семья, школы, университеты и другое), различные специализации педагога (учитель-предметник, в том числе по пению и физической культуре в школе, профессорско-преподавательский состав в вузе) и его функциональные обязанности [Ромм, 2019].
В рамках данного раздела более интересным является использование цивилизационного подхода к анализу педагогического наследия предыдущих эпох. В этом случае изучение историко-педагогического процесса связано с определением социокультурных детерминант развития общества, выраженных такими вопросами, как: «Каким образом обучение, а особенно воспитание, влияет на становление личности?», «Каково влияние социума на человека?».
Подобными вопросами п другими проблемами занимается социальная педагогика. Следует отметить, что представители как восточной, западной, так и российской педагогической науки [Дармодехин, 2012] указывают на то, что в центре внимания педагогической системы лежат проблемы воспитания подрастающего поколения, направленного на сохранение общего и самобытного (национального) социального наследия и совершенствования жизни общества.
Как известно, термин «социальная педагогика» появляется в XIX в. В разных источниках можно найти сведения о двух создателях социальной педагогики: немецкий педагог и политик Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег и немецкий философ и педагог Пауль Герхард Натори [Болдина, Деева, 2020]. А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности в организации учебно-воспитательного процесса. По Дистервегу. существуют определенная внешняя, внутренняя и общественная культуры, влияющие на воспитание. Внешняя культура представлена нормами морали, быта, потребления. Внутренняя культура составляет суть духовной жизни человека. Общественная культура - это социальные отношения и национальная культура. Принцип культуросообразности требует того, чтобы в воспитании принимались во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить (культуру страны, являющейся родиной ученика).
П. Натори считал, что социальное воспитание позволяет человеку осмыслить общественную действительность. По мнению философа, предметом социальной педагогики являются социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Приоритетным средством и условием социального научения является общение, т.к. только через общение с другими людьми человек воспитывается и образуется. Наторп выявил следующую закономерность: совершенствование общества зависит от уровня сформированности сознания и воли отдельных представителей данного общества. Поскольку формирование воли и сознания происходит поэтапно, то и структура образования должна быть структурирована: семья является первой ступени общественности, деятельность школы должна быть подчинена задаче формирования воли воспитуемых. последующая жизнь человека должна быть представлена самовоспитанием и участием в создании или функционировании различных общественных структур [Социальная педагогика П. Наторпа].
Становление человека гражданином общества - это его развитие, которое предполагает реализацию внутренне присущих задатков и свойств человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой и под ее влиянием. В отличие от понимания развития другими отраслями педагогической науки (например, общей педагогики, педагогической, а также возрастной психологии и др.) в социальной педагогике данный термин обозначает усвоение и воспроизводство индивидом культурных ценностей и социальных норм, его стремление к саморазвитию и самореализации в обществе, в котором он проживает [Ромм, 2010].
Процесс развития двунаправлен. С одной стороны, он связан с адаптацией (иначе приспособлением) человека к обществу (что и составляет суть социализации), с другой - с его обособлением как проявлением собственной индивидуальности. Обособление человека проявляется в виде ценностной (наличие собственных взглядов), эмоциональной (наличие собственных привязанностей) и поведенческой (потребность в самоопределении, самореализации, самоутверждении) автономии, в потребности самостоятельно преодолевать кризисные жизненные ситуации.
Социализация личности может быть естественной (стихийной) в результате непосредственного контакта с ближним социальным окружением и микросредой, так и специально организованной (в виде государственной политики, целенаправленного воспитания через семейный и иной вид социальных институтов). Итоги двух видов социализаций проявляются в человеке в его про- или антисоциальном изменении из-за или вопреки имеющимся жизненным обстоятельствам. Реальная действительность на данный момент развития общества - это не только физическое окружение человека и его культурный потенциал, но и
виртуальное пространство, формируемое средствами массовой информации, в том числе телекоммуникационными [Аксютина, 2019]. Последнее, проявляемое в виде системы Интернет и его разветвленной сети социальных интернет сообществ, чаще всего несет негативное влияние на подростков. Формируется социальное поведение, характеризующееся низким уровнем сознательной ответственности за действия в сети, несоблюдением этических норм и правил и т.п. В связи с этим возрастает роль общественных институтов в социальном обучении и воспитании. Первое понимается нами как целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности [Анкудинова, 2010] и ее обособлению в случае негативных влияний внешней социальной среды. Социальное воспитание трактуется нами вслед за Л.В. Махаевым как направленная деятельность воспитателя по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в целях привития устойчивого просоциального «иммунитета» [Махаев, 2018].
В современном мире проблема социального воспитания становится все более актуальной. Дело в том, что происходит некое расформирование ценностей, идеалов, а взамен - приобретение и усвоение новых. Все чаще молодое поколение забывает о духовном развитии, предпочитая что-то материальное.
Довольно часто молодые люди не обращают внимания на то, что отношение к окружающему миру приобретает потребительский характер. Но такое отношение проявляется, в частности, из-за формирования его в людях с детства. Все чаще обращают на себя внимание пестрящие повсюду рекламные щиты, вывески и т.д. Родители используют в методах воспитания некую манипуляцию поведением ребенка, когда за выполнение детской просьбы предлагают вещь в ответ.
Не могут не беспокоить и факты проявления жестокости, вандализма, пьянства, наркомании у значительного количества молодых людей. На второй план отходят какие-либо традиции и опыт прошлых поколений. Современная молодежь стремится отойти от «старого», в чем редко находит единомышленников со стороны старшего поколения. Не менее масштабной проблемой в социальном воспитании является нежелание родителей осуществлять свои прямые родительские функции по воспитанию детей. Все больше возрастает число неблагополучных семей со злоупотребляющими алкоголем и другими вредными привычками родителями. Из средств массовой информации в последнее время мы слышим об участившихся случаях проявления домашнего насилия. Распространение практик родительства у несовершеннолетней молодежи так же говорит нам о проблеме социального воспитания. Зачастую образ мышления, чувство ответственности за свои поступки несовершеннолетних родителей сводится к минимуму. Не понимая всех тонкостей воспитания ребенка, они идут на серьезный шаг, а далее, претерпевая самые разнообразные проблемы, они отказываются от детей. По статистике молодые родители «бросают» своих детей в 80% случаях, что наводит на мысль о масштабной проблеме общества. К сожалению, актуальна проблема одиноких отцов и детей, когда мать оставляет свою семью по самым разнообразным причинам. Данный исход наносит определенные травмы ребенку и негативным образом влияет на его воспитание. С другой стороны, имеет место быть проблема, диаметрально противоположная предыдущей - когда родители чрезмерно опекают своих детей.
Развитие в период полового созревания, при буре в организме мощных половых гормонов, резко замедляется, а при наличии сексуальной активности становится практически невозможным. В этом случае именно инстинкты пола начинают контролировать поведение человека и не позволяют преодолеть стадию разумного животного. А не наоборот.
В ситуации, когда наблюдается разрушение систем образования и воспитания молодого поколения и пропаганда среди молодежи сексуальной свободы и вседозволенности, и делается это не из-за беспокойства о «свободе личности» молодежи, как это стараются сегодня преподнести, а для того, чтобы остановить эволюционное развитие этой молодежи на стадии разумного животного. В силу того, что именно на этой стадии развития легче всего человек превращается в управляемого биоробота. Но процессы манипулирования, зомбирования никакого отношения к правильному воспитанию не имеют [Плоткин, Бочарова, 2017].
Таким образом, быть человеком – это эксперимент по воспитанию (развитию) его личности. И этот эксперимент, может, удастся, а может, и не удастся. Человек может остаться на уровне животного. Для того чтобы эксперимент удался, необходимо понимать все тонкости механизма воспитания как процесса личностного развития человека, который разворачивается педагогом. Поскольку без старших развивающемуся поколению очень сложно, а иногда просто невозможно, пройти сквозь дебри социальной паутины и ловушек, которые встречаются буквально на каждом шагу их взросления. Самостоятельно выйти на путь личностной зрелости в таких сложных социальных дебрях не представляется возможным. Поэтому необходимо искать пути понимания старших младшими, и наоборот, так как без такого контакта воспитание теряет свой развивающий потенциал.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Социальный характер воспитания личности
История становления социальной педагогики неразрывно связана с историей развития педагогической мысли и с практикой воспитательной работы.
Историко-логический подход к изучению педагогики позволяет обнаружить закономерности развития институциональных форм образования (семья, школы, университеты и другое), различные специализации педагога (учитель-предметник, в том числе по пению и физической культуре в школе, профессорско-преподавательский состав в вузе) и его функциональные обязанности [Ромм, 2019].
В рамках данного раздела более интересным является использование цивилизационного подхода к анализу педагогического наследия предыдущих эпох. В этом случае изучение историко-педагогического процесса связано с определением социокультурных детерминант развития общества, выраженных такими вопросами, как: «Каким образом обучение, а особенно воспитание, влияет на становление личности?», «Каково влияние социума на человека?».
Подобными вопросами п другими проблемами занимается социальная педагогика. Следует отметить, что представители как восточной, западной, так и российской педагогической науки [Дармодехин, 2012] указывают на то, что в центре внимания педагогической системы лежат проблемы воспитания подрастающего поколения, направленного на сохранение общего и самобытного (национального) социального наследия и совершенствования жизни общества.
Как известно, термин «социальная педагогика» появляется в XIX в. В разных источниках можно найти сведения о двух создателях социальной педагогики: немецкий педагог и политик Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег и немецкий философ и педагог Пауль Герхард Натори [Болдина, Деева, 2020]. А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности в организации учебно-воспитательного процесса. По Дистервегу. существуют определенная внешняя, внутренняя и общественная культуры, влияющие на воспитание. Внешняя культура представлена нормами морали, быта, потребления. Внутренняя культура составляет суть духовной жизни человека. Общественная культура - это социальные отношения и национальная культура. Принцип культуросообразности требует того, чтобы в воспитании принимались во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить (культуру страны, являющейся родиной ученика).
П. Натори считал, что социальное воспитание позволяет человеку осмыслить общественную действительность. По мнению философа, предметом социальной педагогики являются социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Приоритетным средством и условием социального научения является общение, т.к. только через общение с другими людьми человек воспитывается и образуется. Наторп выявил следующую закономерность: совершенствование общества зависит от уровня сформированности сознания и воли отдельных представителей данного общества. Поскольку формирование воли и сознания происходит поэтапно, то и структура образования должна быть структурирована: семья является первой ступени общественности, деятельность школы должна быть подчинена задаче формирования воли воспитуемых. последующая жизнь человека должна быть представлена самовоспитанием и участием в создании или функционировании различных общественных структур [Социальная педагогика П. Наторпа].
Становление человека гражданином общества - это его развитие, которое предполагает реализацию внутренне присущих задатков и свойств человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой и под ее влиянием. В отличие от понимания развития другими отраслями педагогической науки (например, общей педагогики, педагогической, а также возрастной психологии и др.) в социальной педагогике данный термин обозначает усвоение и воспроизводство индивидом культурных ценностей и социальных норм, его стремление к саморазвитию и самореализации в обществе, в котором он проживает [Ромм, 2010].
Процесс развития двунаправлен. С одной стороны, он связан с адаптацией (иначе приспособлением) человека к обществу (что и составляет суть социализации), с другой - с его обособлением как проявлением собственной индивидуальности. Обособление человека проявляется в виде ценностной (наличие собственных взглядов), эмоциональной (наличие собственных привязанностей) и поведенческой (потребность в самоопределении, самореализации, самоутверждении) автономии, в потребности самостоятельно преодолевать кризисные жизненные ситуации.
Социализация личности может быть естественной (стихийной) в результате непосредственного контакта с ближним социальным окружением и микросредой, так и специально организованной (в виде государственной политики, целенаправленного воспитания через семейный и иной вид социальных институтов). Итоги двух видов социализаций проявляются в человеке в его про- или антисоциальном изменении из-за или вопреки имеющимся жизненным обстоятельствам. Реальная действительность на данный момент развития общества - это не только физическое окружение человека и его культурный потенциал, но и
виртуальное пространство, формируемое средствами массовой информации, в том числе телекоммуникационными [Аксютина, 2019]. Последнее, проявляемое в виде системы Интернет и его разветвленной сети социальных интернет сообществ, чаще всего несет негативное влияние на подростков. Формируется социальное поведение, характеризующееся низким уровнем сознательной ответственности за действия в сети, несоблюдением этических норм и правил и т.п. В связи с этим возрастает роль общественных институтов в социальном обучении и воспитании. Первое понимается нами как целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности [Анкудинова, 2010] и ее обособлению в случае негативных влияний внешней социальной среды. Социальное воспитание трактуется нами вслед за Л.В. Махаевым как направленная деятельность воспитателя по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в целях привития устойчивого просоциального «иммунитета» [Махаев, 2018].
В современном мире проблема социального воспитания становится все более актуальной. Дело в том, что происходит некое расформирование ценностей, идеалов, а взамен - приобретение и усвоение новых. Все чаще молодое поколение забывает о духовном развитии, предпочитая что-то материальное.
Довольно часто молодые люди не обращают внимания на то, что отношение к окружающему миру приобретает потребительский характер. Но такое отношение проявляется, в частности, из-за формирования его в людях с детства. Все чаще обращают на себя внимание пестрящие повсюду рекламные щиты, вывески и т.д. Родители используют в методах воспитания некую манипуляцию поведением ребенка, когда за выполнение детской просьбы предлагают вещь в ответ.
Не могут не беспокоить и факты проявления жестокости, вандализма, пьянства, наркомании у значительного количества молодых людей. На второй план отходят какие-либо традиции и опыт прошлых поколений. Современная молодежь стремится отойти от «старого», в чем редко находит единомышленников со стороны старшего поколения. Не менее масштабной проблемой в социальном воспитании является нежелание родителей осуществлять свои прямые родительские функции по воспитанию детей. Все больше возрастает число неблагополучных семей со злоупотребляющими алкоголем и другими вредными привычками родителями. Из средств массовой информации в последнее время мы слышим об участившихся случаях проявления домашнего насилия. Распространение практик родительства у несовершеннолетней молодежи так же говорит нам о проблеме социального воспитания. Зачастую образ мышления, чувство ответственности за свои поступки несовершеннолетних родителей сводится к минимуму. Не понимая всех тонкостей воспитания ребенка, они идут на серьезный шаг, а далее, претерпевая самые разнообразные проблемы, они отказываются от детей. По статистике молодые родители «бросают» своих детей в 80% случаях, что наводит на мысль о масштабной проблеме общества. К сожалению, актуальна проблема одиноких отцов и детей, когда мать оставляет свою семью по самым разнообразным причинам. Данный исход наносит определенные травмы ребенку и негативным образом влияет на его воспитание. С другой стороны, имеет место быть проблема, диаметрально противоположная предыдущей - когда родители чрезмерно опекают своих детей.