Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не следует забывать, что социальное воспитание является основой духовно-нравственной солидарности, именно поэтому необходимо ясно понимать, как должно строиться воспитание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь. Возникло социальное воспитание ровно тогда, когда человек отделился от животного мира. Условия, которые поставила человеку сущностная реальность, требовали усвоения каких-либо навыков предками и передачи молодому поколению приобретенного опыта. Однако сформироваться как научному явлению социальному воспитанию удалось только к концу XIX - началу XX вв.
Воспитание для всех времен и народов - важнейшее явление духовной жизни, без которого немыслима жизнь человеческого общества. Его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Молодые и взрослые люди существенно различаются мировоззрением, а также взглядами на конкретные жизненные события. Причина данных расхождений кроется в определенных изменениях социокультурной жизни общества, которые в современных условиях создают иные принципы социализации и воспитания подрастающего поколения относительно существовавших ранее [Кокина, 2019].
Заметим, что с социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе в независимости от его стабильности. Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочих. Россия последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. В таком обществе воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так, например, было в нашей истории после отмены крепостного права или в 20-е гг. XX в. Схожие процессы происходили в Америке в 20-е и начале 30-х гг., а также в Германии и Японии после Второй мировой войны [Завгородняя, Макаренко, Мусаелян, 2017].
В процессе социального воспитания у родителей возникают определенные проблемы, для решения которых необходимо уделять больше внимания нравственному аспекту формирования личности, отводя на второй план «коррозии» общества. В абсолютном большинстве случаев социальное воспитание имеет общие черты с социализацией. В основном их соотносят с возрастом человека. Так, С.И. Гессен рассматривал процесс социального становления, разделяя его на три этапа.
Первый этап - дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.
Второй - школьный период, когда происходит активное познание окружающей жизни, ее законов и требований.
Третий - завершение формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я» [Цит. по Борисова, Плоткин, 2017].
Выделяют следующие виды принципов социального воспитания:
1. Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих культурных ценностях.
2. Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству или социальным институтам.
3. Принцип дополнительности образования дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
4. Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
5. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
6. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
7. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
8. Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего, речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся [Дармодехин, 2012].
Как отмечалось выше, социализация и социальное воспитание сходны: они направлены на усвоение нравственных норм. Однако имеются и некоторые различия в данных процессах. Воспитание формирует и развивает духовные качества, общественное здоровье, в то время как социализация развивает личностные качества. Одновременно в процессе социализации у человека (в частности - ребенка) может возникнуть совершенно объективная потребность в проявлении себя и своих возможностей и потребность «сравняться с другими и быть как все».
По причине смены идеологической направленности нашего государства и отказа от коммунистической идеи возникло множество разногласий на счет соотношения понятий «социализация» и «воспитание». Многие высказываются о синонимичности данных терминов, в то время как другие определяют воспитание как часть социализации. Бесспорно, то, что социальное воспитание в значительной мере предопределяет характер развития общества, воздействуя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование механизмов передачи социального опыта и традиций.
Самое важное, что социализация и социальное воспитание неразрывно связаны с солидарным обществом. Феномен современного воспитания и социализации являются важнейшими инструментами в формировании солидарного общества, которое предполагает моральные, нравственные характеристики и взаимную ответственность.
2.2. Социальные основы развития воспитания в Российской Федерации
29 мая 2015 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Распоряжение, 2015]. В этом документе определены приоритеты воспитания гражданина России. С одной стороны, этот важный документ аккумулирует современные подходы к воспитательной деятельности различных социальных институтов, с другой – определяет новые ориентиры в воспитательной деятельности, которые требуют научного осмысления и творческого поиска как ученых, так и педагогов-практиков. Несомненно, необходимо сопоставить задачи, поставленные в Стратегии, с тем опытом, который накоплен образовательными организациями.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством. Содержание Стратегии развития воспитания также учитывает те ценности, которые сегодняшние школьники считают приоритетными. Проведенное анкетирование старшеклассников по вопросам семейных показало, что главной ценностью для них является семья, на втором месте – общение с друзьями, на третьем – увлечения [Борисова, Плоткин, 2017].
На вопрос «Что нужно для того, чтобы добиться успеха в жизни?» были даны следующие ответы
, ранжированные в порядке убывания: целеустремленность, хорошее образование, стабильность, трудолюбие, талант, отношение людей [Борисова, Плоткин, 2017]. Эти данные были учтены разработчиками Стратегии развития воспитания.
Ключевым вопросом, который рассматривает любой документ о воспитании, является определение цели воспитания. Прежде всего надо говорить о трех взаимосвязанных целях воспитания: идеальной, персонифицированной и процессуальной.
Идеальная цель воспитания всегда находилась в центре внимания общества. И это не случайно, ведь через цели воспитания общество определяет идеал человека будущего. Философы, педагоги, общественные деятели в своих работах уделяли внимание этой проблеме. К.Д. Ушинский писал, что определение цели воспитания считается пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий [Цит. по Игнашкина, Сайдяшева, Новикова, 2014]. Пожалуй, не было ни одной идеологии, ни одного ученого педагога, ни одного политика, которые не обратили свой взор к цели воспитания.
Можно обнаружить два основных подхода к определению идеальных целей воспитания.
Первый подход при разработке целей учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия. Второй подход в определении идеальных целей предполагает учет потребностей человека. Здесь целью является помощь в его социальном становлении, обеспечении его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно в сохранении своего «я», развитии индивидуальности. Часто эти подходы вступают в противоречие друг с другом. Сегодня в различных концепциях нет единой трактовки идеальных целей.
Каким же образом в Стратегии определяется идеальная цель воспитания? Она предполагает «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [Колесова, 2019]. При этом приоритетом государственной политики в области воспитания определяется создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Свободная личность характеризует такого человека, обладающего прежде всего внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбранными самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.
При этом очень важно отметить, что Стратегия предполагает обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сфере физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подходов к социальной ситуации развития ребенка.
Стратегия определяет приоритеты обновления воспитательной деятельности:
− гражданское воспитание, которое включает создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
− патриотическое воспитание и формирование российской идентичности (предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества);
− духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (осуществляется за счет развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра);
− приобщение детей к культурному наследию (предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического);
− популяризация научных знаний среди детей (подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества);
− физическое воспитание и формирование культуры здоровья (включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания);
− трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;