ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутрибанковские платежные системы повышают эффективность деятельности отечественных многофилиальных банков. Они функционируют на базе специализированного программного обеспечения в рамках создаваемых расчетных центров. Последние позволяют более экономично и прибыльно управлять денежными потоками. Передовые банки извлекают значительные выгоды за счет:
- быстрого исполнения платежей в связи с прямым (минуя РКЦ) взаимодействием расчетных центров с филиалами;
- сокращения платы за расчетные услуги внешних платежных систем;
- снижения внутренних расходов банков благодаря внедрению автоматизированной платежной системы;
- уменьшения потерь, обусловленных финансовыми злоупотреблениями;
- увеличения доходов при обслуживании холдингов и предоставления дополнительных услуг VIP-клиентам;
- усиления финансового контроля.
Клиринг: организация и технология.
Клиринг (от англ.clearing - расчищать) — является способом безналичных расчетов, основанным на зачете взаимных денежных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо.
Концептуально значение клиринга можно определить следующим образом:
- ускоряет платежи;
- снижает количество реальных денег, необходимых для обращения;
- сокращает неплатежи.
Банковский клиринг тесно связан с межхозяйственными расчетами (благодаря зачету взаимных платежей клиентов происходит зачет платежей банков). При клиринге денежные требования участников погашаются их же денежными обязательствами с минимальным использованием реальных денег или вовсе без них.
Функции учета взаимных обязательств участников клиринговой системы выполняет клиринговая палата, которая является формальным или неформальным соглашением между банками об обмене платежными инструментами (в бумажном или электронном виде) в определенном месте и в определенное время.
Окончательный расчет по клирингу осуществляет расчетный агент. Его роль — в ходе взаимозачета получать платежи по расчетам от нетто-дебиторов и переводить средства на счета нетто-кредиторов. Он может выполнять и другие банковские операции: предоставлять кредиты для завершения расчетов, хранить залог для обеспечения обязательств по расчетам. Расчетный агент назначается или избирается членами клиринговой палаты.
Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему.
Системы межстрановых переводов.
SWIFT – это организация, находящаяся в собственности представителей финансового сообщества, которая на протяжении уже более чем четверти века играет решающую роль в обеспечении непрерывной деятельности и целостности всемирной системы финансовых сообщений.
SWIFT связывает между собой банки, фондовые биржи, платежные системы, клиринговые системы, расчетные системы и т.д.
Основные преимущества использования SWIFT заключаются в следующем:
- Экономичность. Открытый стандарт, обеспечивающий возможности автоматизации и сквозной обработки, широкие масштабы применения при низких тратах.
- Снижение рисков. Безопасность сети за счет механизма аутентификации, защиты от несанкционирования доступа, разделения трафика и шифрования.
- Непрерывность функционирования. Обеспечение 100% бесперебойной доступности для использования, SWIFT работает 24 часа в сутки.
SWIFT является кооперативным сообществом, действующим в соответствии с законодательством Бельгии. Совет директоров SWIFT, состоящий из 25 членов, осуществляет надзор и текущее управление деятельностью компании.
Обмен сообщениями между участниками системы SWIFT осуществляется с помощью сообщений определенного формата. Всё множество сообщений (запрос, требование, ответ на запрос, извещение о чеке и т.д.) в рамках системы SWIFT разбито на Категории. В рамках каждой Категории сообщению каждого типа, в свою очередь, соответствует сообщение SWIFT-формата.
Система TELEX.
Наряду с системой SWIFT в качестве системы межбанковских переводов довольно широкое применение получила система TELEX.
В качестве факторов, способствовавших распространению системы TELEX можно перечислить следующие:
- предоставление спектра услуг, во многом аналогичного услугам системы SWIFT;
- отсутствие ряда ограничений, присущих системе SWIFT (например, наложение ограничений по длине ряда полей (тэгов);
- наличие в качестве внешней системы у контрагента банка только системы TELEX (т.е. по ряду причин контрагент произвел подключение к системе SWIFT).
Тема 5. Организация операционной работы в банке.
Организация работы операционного управления в банке.
Учетно-операционное управление банка включает в себя работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
Учетно-операционное управление возглавляется главным бухгалтером банка. Им же определяются конкретные обязанности работников.
В крупных банках могут создаваться учетно-операционные отделы. Количество создаваемых отделов зависит от объема совершаемых операций.
Каждый отдел возглавляется начальником отдела, который непосредственно подчиняется главному бухгалтеру. Все сотрудники отдела в свою очередь подчиняются своему начальнику.
Работа отдела и распределение обязанностей между сотрудниками осуществляется в соответствии с должностными инструкциями.
Рассмотрим организацию операционного и расчетно-кассового обслуживания в среднем коммерческом банке.
Организационная структура Операционно-Учетного Управления коммерческого банка приведена на рис. 13 и выглядит следующим образом:
Расчетно-платежные услуги банки оказывают, если клиент имеет счет в банке, хранит там денежные средства (за исключением установленного лимита наличных денег), предъявляет в банк для проведения расчетных операций стандартизованные расчетноплатежные документы, соответствующие законодательству и договору банковского счета. Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе подсчета и передачи сумм, подлежащих уплате за товары и услуги между должником и получателем.
При проведении расчетных операций основными видами деятельности банка являются: · прием расчетных документов;
- проверка правильности их составления и оформления;
- контроль законности и возможности проведения денежной операции;
- определение объема остатков средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д. зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;
- извещение всех участников операции о результатах ее проведения.
Основанием для осуществления расчетов является наличие договора банковского или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Организацию расчётного обслуживания клиентов - юридических лиц в банке можно представить в виде схемы (рис. 14).
Кассовые операции банка.
Кассовые операции банка — это операции, связанные с инкассацией, приемом, хранением и выдачей наличных денег, иностранной валюты и других ценностей.
Касса банка и организация ее работы подразумевает три основных направления:
- Распорядительные документы по кассе банка и информация;
- Техническая укрепленность помещений банка для совершения операций с наличными деньгами и прочими ценностями;
- Кассовая техника и банковское оборудование.
Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации создают кассовый узел, оборудованный в соответствии с требованиями к устройству и технической укрепленности, разработанными Банком России. В состав кассового узла входят:
- хранилище ценностей; · операционные кассы (приходные, расходные, приходнорасходные, вечерние кассы, кассы пересчета);
- помещение по приему (выдаче) денег инкассаторам;
- кладовая или сейфовая комната;
- другие помещения.
В целях расширения кассового обслуживания населения кредитные организации могут открывать оборудованные операционные кассы вне кассового узла для совершения операций по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже и покупке ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от физических лиц, а также банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы. Коммерческие банки, осуществляющие операции с наличной иностранной валютной, открывают также обменные пункты.
Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой контролируют своевременность оприходования денег, поступивших в кассы кредитной организации, организуют кассовое обслуживание клиентов и несут ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями регламентирует Банк России. Основной документ по организации кассовой работы — Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24апреля 2008 г. № 318-П. На базе этого документа кредитная организация разрабатывает свое положение о кассовом подразделении и должностные инструкции кассовых работников.
Обслуживание кредитных организаций по операциям с денежной наличностью осуществляют расчетно-кассовые центры Банка России, которые для каждой кредитной организации устанавливают минимальный размер денежной наличности (остаток наличных денег по операционной кассе).
Непосредственно операции с наличными деньгами ведут кассовые и инкассаторские работники кредитной организации. С ними заключают договоры о полной материальной ответственности. Они обязаны строго соблюдать порядок ведения кассовых операций. Операции по приему и выдаче наличных денег могут выполняться только на основании оформленного установленным порядком учетно-операционным работником приходного и расходного кассового документа. В обязанности такого работника входит и проверка законности оформления кассовых операций.
Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, — образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации. Операционные работники имеют карточки с образцами подписей и оттисками печатей клиентов, получающих наличные деньги со своих счетов.
Основы организации налично-денежного оборота.
Все организации (независимо от организационно-правовой формы) должны хранить свободные денежные средства на счетах в коммерческих банках на договорных условиях. Наличные деньги, поступающие в кассы организаций, подлежат обязательной сдаче в учреждения банка для зачисления на соответствующие счета. Денежная наличность сдается организациями: