Файл: Содержание Общая характеристика организации базы практики Тематический план практики Содержание практики (планы психологопедагогической работы) Заключение Список .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13)
Программа разработана с учётом Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду/ под ред. Т. И. Бабаевой.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей от 4 до 5 лет и направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.1 Возрастные особенности детей 4-5 лет
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения.
В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Характеристика особенностей детей средней группы
Списочный состав группы 24 ребенка , дети 2012 и 2013 года рождения.
Контингент воспитанников по полу:
Воспитанников | Количество | % |
мальчиков | 14 | 60 % |
девочек | 10 | 40 % |
Распределение детей по группам здоровья:
Группа здоровья | Количество | % |
1 | - | |
2 | 19 | 95 % |
3 | 1 | 5 % |
Дети относительно здоровы. Наиболее распространенными заболеваниями являются: ОРЗ, ОРВИ.
Дети адаптировались к условиям детского сада достаточно успешно: из них
лёгкая степень адаптации - 17 детей (65 %),
средняя степень адаптации - 7 детей (35 %),
тяжёлая степень адаптации – отсутствует.
Социальная характеристика детей:
Состав семьи | Количество | % |
1 ребёнок | 10 | 40 % |
2 детей | 14 | 60 % |
Полные семьи | 16 | 70 % |
Неполные семьи | 8 | 30 % |
В разводе | 1 | 5 % |
Многодетные | 4 | 20 |
По уходу за ребёнком | 4 | 20 % |
Дети работников бюджетной сферы | 3 | 15 % |
Уровень образования родителей | | |
неполное среднее | - | - |
среднее | 10 | 50 % |
средне специальное | 17 | 85 % |
незаконченное высшее | - | - |
высшее | 8 | 40 % |
Таким образом, в контингенте воспитанников преобладающее число мальчиков (60 %); превалирует 2 группа здоровья (100 %), преобладающее число детей воспитываются в полных семьях (70 %).
Все дети жизнерадостные, активные, очень подвижные.
По темпераменту: холериков – 6 человека (20 %), сангвиников - 9 человек (35 %), меланхоликов – 4 человека (20 %), флегматиков – 5 человек (25 %).
Праворуких – 20 человек (100 %), леворуких - 0.
При моделировании образовательного процесса учитываются индивидуальные особенности детей в освоении содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Сфера развития детей | Индивидуальные особенности детей в группе |
Физическая | Часто болеющие дети – 5 человек. Почти все дети в соответствии с возрастом владеют основными движениями. Все дети проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. |
Социально-коммуникативная | Дети соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания, однако им требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя, что в этом возрасте является допустимым. Дети активно осваивают правила этикета: здороваются и прощаются друг с другом и с взрослыми. Дети активно играют в «Дочки-матери», где воспроизводятся образцы взаимоотношений в семье. Распределение ролей в сюжетно-ролевой игре «Моя семья» носит гендерный характер: девочки – мамы и сестры, мальчики – папы и братья. У девочек популярными являются игры «Парикмахерская», «Доктор».У мальчиков игры с машинками. |
Речевая | У многих детей имеются нарушения речи разной степени выраженности. Почти все дети способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий. Некоторые дети с помощью взрослого рассказывают о содержании сюжетной картинки. |
Познавательная | Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность. Большинство детей затрудняются в ориентировке в пространстве (путают левую и правую стороны). Различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Большинство детей затрудняются в определении части суток. Не все дети знают времена года в правильной последовательности. Многие дети путают цвета. У большинства детей отмечен недостаточный уровень первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
Художественно- эстетическая | Дети проявляют интерес к художественным произведениям. Большой эмоциональный отклик вызывают музыкальные занятия: дети активно «повторяют» песни и танцы в свободной игровой среде группы. Огромный интерес проявляют к любому виду продуктивной деятельности. Отмечаются сложности в умении владеть кистью, карандашом, создании отчетливых форм, подборе цвета и аккуратного закрашивания. Многие дети не владеют основными приемами лепки. Навыки владения ножницами у большинства детей пока слабые. |
1.2 Цели и задачи рабочей программы
Цель рабочей программы:
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности воспитанниками;
— организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах, специфических для детей 4-5 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы;
— организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды ДОО;
— использование образовательных возможностей района и города для развития ребенка;
Задачи рабочей программы:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;