Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- бытие – предпосылка становления (в виде самореализации и жизнедеятельности).
4) формы бытия:
- материальное бытие (природа, окружающий мир);
- идеальное бытие (индивидуализированное духовное бытие);
5) Диалектико - материалистическая квалификация бытия:
- материя – основа бытия;
- все иные бытийные формы (дух, человек) – порождение материи;
NB: материя первична и представляет собой наличное бытие.
6) Бытие – более общая категория:
- бытие охватывает и материальное и духовное;
- возникновение какой – либо формы бытия – это результат перехода одной формы бытия в другую.
- бытие – это «нечто», небытие – «ничто»;
7) Бытие - самая древняя категория философии и потому она выступала центральной во всех философских учениях:
Пример: Логос (совокупность природных элементов) выполняет роль «энергийного принципа бытия», как конкретной формы бытия.
8) Диалектика бытия:
- бытие сущего когда-нибудь заканчивается и возвращается в «небытие»;
- переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и его становление в иной форме;
- возникновение иной формы бытия – результат перехода из одной в другую форму бытия.
9) Из истории философии:
- диалектику бытия Гегель связывал с идеей развития, становления (от понятия «ничто» или «чистое бытие» до понятия «нечто»):
- «чистое бытие» (настолько бедное и пустое) неотличимо от «ничто» (латентный вид болезни);
- «чистое бытие» связано с началом;
- начало – с наличием возможности (условий для заболевания);
- сама возможность – это уже «нечто», потенция (болезни) или «свернутая форма» будущего бытия (болезни)
- это ситуация (момент), когда в зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие (например, зарождающегося расстройства, болезни, дизонтогенеза, патогенеза).
10) Методологический аспект проблемы:
- это двуликое тождество «ничто» и «нечто» есть зарождение (включение) механизма (закона) противоречия – единства и борьбы противоположностей;
- это состояние глубинного (самого изначального) беспокойства, напряжения:
- здесь (глубоко внутри) совершается скрытая (латентный вид) «работа», которая ведет к становлению, переходу «ничто» в «нечто»;
- вывод: нет абсолютного «ничто», так как это –исходная форма проявления будущего «нечто» (расстройства, болезни, дизонтогенеза, патогенеза).
NB: какие бы формы (из физического, биологического, психического и др. мира) бытия мы не рассматривали, мы должны знать: все они своим предельным основанием (или своей субстанцией) формируют материю.
1.2. Материя
1) Диалектическое понимание материи в общих чертах сложилось еще до кризиса в естествознании XVIII – XIX вв.. Так, Гераклит говорил о целостности мира.
NB: Понятие «дурная бесконечность» - это когда каждое новое открытие (электромагнитные, гравитационные поля) как разновидность материи пытались свести к «вещному» пониманию материи к изменению мировоззрения, к сведению понятия материи к неделимым «кирпичикам» мироздания, т.е. определение материи привязали к физическим видам ее существования.
В.И. Ленин: физика «свихнулась в идеализм» именно потому, что физики не знали диалектики (т.18, с.296).
2) Суть диалектико – материалистического понимания материи:
- материя – единая субстанция мира;
- путь к такому пониманию материи лежит не через перечисление ее свойств, а через соотнесение материи с сознанием;
- научное определение материи В.И. Ленин дал в работе «Материализм и эмпириокритицизм» : «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (ВИЛ. т.18, с.131).
NB: Образец перевода философской методологии в научном анализе на примере данной цитаты:
- новорожденный младенец - это tabula rasa – «чистая доска», у которого для связи с окружающим миром, т.е. объективной реальность, физиологически сформирован (в утробе) только один канал – ощущения;
- даже после рождения младенец все равно формирует связи с объективной реальностью через ощущения (т.к. пока никаких других каналов связи еще не сформировано);
- затем вступает в силу диалектический закон развития: на основе полученного количества ощущений (через соприкосновение с матерью и другими членами семьи) – положительных и отрицательных – формируются первые формы социальной связи: подражание – это «копирование, фотографирование»);
NB: на этой методологии в XIXв. были построены социологические «теории подражания» Лебона, Тарда (Франция), а в XXв. была сформирована «Теория научения» Альберта Бандуры (США) в психологии (в вопросе формирования психического онтогенеза).
NB: нейрофизиология подтвердила «диалектику копирования и фотографирования» и открыла «зеркальные нейроны», которые через подражание формируют модели (образы) поведения). Пример: Маугли; Теория доминирования (ошибочна), собаки учат друг друга.
3) Философия и физика – о строении материи:
- вопрос о строении материи – это физический вопрос;
- вопрос об отношении нашего познания к физическому миру – это философская проблема.
4) Науке известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях:
- элементарные частицы (фиксируются приборами величайшей чувствительности) по следам их взаимодействия (связи);
NB: Прибор – это модифицированный орган человеческого восприятия материи.
NB: мир, не данный нам в непосредственных ощущениях, «ощупывается» человеческим мышлением.
NB: в человеческом разуме материя отражается в виде чувственных и понятийных образов.
5) Материя как объективная реальность – единственная субстанция со всеми ее:
- свойствами;
- законами строения;
- законами функционирования;
- движения и развития.
6) Два вида материи:
- вещество;
- поле.
Принципы функционирования мира:
- «принцип материального единства мира» на основе его многообразия;
- «принцип сохранения материи».
Рассмотрим подробнее:
2.1. «Принцип материального единства мира» на основе его многообразия
- обоснование единства материи и сознания (пример в медицине: психофизиология и феномен психоматики);
- Диалектический принцип (монизма):
= «Действительное единство мира состоит в его материальности» (К.Маркс, т.20, с.43);
= сознание – не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.
NB: смысл «единства мира» (т.е. его целостности) в том, что сознание (дух) как идеальные явления представляет собой:
- суть и познание материальной действительности;
- составная часть этой действительности;
- между материальным миром (данным нам в ощущениях) и сознанием (т.е. идеальным миром) нет непроходимой пропасти.
NB: при этом «единство» - это не «качественное подобие», а «единая субстанция, основа с разнообразными формами».
NB: однако «единство» предполагает «универсальное» взаимодействие триады (природа, общество, мышление, сознание) – и это приоритет не научного, а философского знания.
Субстанция – это та же материя, в которой сознание рассматривается как атрибут.
NB: в физике волновая и корпускулярная (т.е. дискретно - вещественная) теории поставили вопрос о «множестве субстанций» материи.
2.2. Принцип сохранения материи:
- оба принципа подтверждают диалектические принципы «всеобщей связи и развития»;
- материя «не возникает из ничего» и «не исчезает в никуда», она находится в постоянном превращении;
- материя – причина, источник и следствие самой себя;
- общая энергия Вселенной равна «нулю» («+», «-»), т.е. это неуничтожимость и несотворимость материи.
NB: одно и то же количество материи – это условие ее существования: ведь энергия – это мера движения материи.
Вопрос третий. Структура материи
Структура материи:
- неживая природа;
- живая природа;
- человек (общество).
NB: Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
а) Уровни неживой природы:
- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – единицы материи меньше атома);
- микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электронов);
- ядерный (ядро атома);
- атомарный (атомы);
- молекулярный (молекулы);
- уровень единичных вещей;
- уровень макротел;
- уровень планет;
- уровень систем планет;
- уровень галактик;
- уровень систем галактик;
- уровень метагалактии;
- уровень Вселенной, мира в целом.
б) Уровни живой природы:
- доклеточный (ДНК, РНК, белки);
- клеточный (клетка);
- уровень многоклеточных организмов;
- уровень видов;
- уровень популяций;
- уровень биоценоза;
- уровень биосферы в целом.
в) Уровни социума – отдельный индивид;
- семья;
- группа;
- коллективы разных уровней;
- социальные группы (классы);
- этносы;
- нации;
- расы;
- отдельные общества;
- государства;
- союзы государств;
- человечество в целом.
г) Характерные черты и свойства материи (базовые):
- наличие движения;
- самоорганизация;
- размещенность в пространстве и времени;
- способность к отражению (физическое, химическое, механическое,
биологическое, психическое).
NB:сознание – высший уровень отражения материи психикой.
д) Виды движения:
- механическое;
- физическое;
- химическое;
- биологическое;
- социальное.
Базовые свойства материи:
1) Определение материи дано в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от нашего сознания».
2) Базовые свойства материи:
а) движение;
б) самоорганизация;
в) размещенность в пространстве и времени;
г) отражение.
3) Рассмотрим более подробно:
а) движение – базовое свойство материи:
- виды движения:
= механическое движение;
= физическое движение;
= химическое движение;
= биологическое движение;
= социальное движение.
- гносеологические корни движения материи:
= источник движения материи – в заложенных в ней противоположностях, в их единстве и борьбе;
= движение всеобъемлюще (движется в рамках универсума):
+отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы;
+ идет постоянная работа живых организмов и функциональных систем (работают сердце, пищеварение, осуществляются физические процессы);
+ движутся химические элементы;
+ движутся живые организмы;
+ движутся реки;
+ осуществляется круговорот веществ в природе;
+ постоянно развивается общество;
+ земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд);