Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                    - бытие – предпосылка становления (в виде самореализации и жизнедеятельности).

4) формы бытия:

        - материальное бытие (природа, окружающий мир);

        - идеальное бытие (индивидуализированное духовное бытие);

5) Диалектико - материалистическая квалификация бытия:

                     - материя – основа бытия;

                     - все иные бытийные формы (дух, человек) – порождение материи;

                        NB: материя первична и представляет собой наличное бытие.

6) Бытие – более общая категория:

            - бытие охватывает и материальное и духовное;

            - возникновение какой – либо формы бытия – это результат перехода одной формы бытия в другую.

             - бытие – это «нечто», небытие – «ничто»;

7) Бытие  - самая древняя категория философии и потому она выступала центральной во всех философских учениях:

            Пример: Логос (совокупность природных элементов) выполняет роль «энергийного принципа бытия», как конкретной формы бытия.

8) Диалектика бытия:

            - бытие сущего когда-нибудь заканчивается и возвращается в «небытие»;

            - переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и его становление в иной форме;

            - возникновение иной формы бытия – результат перехода из одной в другую форму бытия.

9) Из истории философии:

            - диалектику бытия Гегель связывал с идеей развития, становления (от понятия «ничто» или «чистое бытие» до понятия «нечто»):

            - «чистое бытие» (настолько бедное и пустое) неотличимо от «ничто» (латентный вид болезни);

            - «чистое бытие» связано с началом;

            - начало – с наличием возможности (условий для заболевания);

            - сама возможность – это уже «нечто», потенция (болезни) или «свернутая форма» будущего бытия (болезни)

            - это ситуация (момент), когда в зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие (например, зарождающегося расстройства, болезни, дизонтогенеза, патогенеза).

10) Методологический аспект проблемы:

            - это двуликое тождество «ничто» и «нечто» есть зарождение (включение) механизма (закона) противоречия – единства и борьбы противоположностей;

            - это состояние глубинного (самого изначального) беспокойства, напряжения:

            - здесь (глубоко внутри) совершается скрытая (латентный вид) «работа», которая ведет к становлению, переходу «ничто» в «нечто»;


            - вывод: нет абсолютного «ничто», так как это –исходная форма проявления будущего «нечто» (расстройства, болезни, дизонтогенеза, патогенеза).

            NB: какие бы формы (из физического, биологического, психического и др. мира) бытия мы не рассматривали, мы должны знать: все они своим предельным основанием (или своей субстанцией) формируют материю.

 

1.2.         Материя

 

1) Диалектическое понимание материи в общих чертах сложилось еще до кризиса в естествознании XVIII – XIX вв.. Так, Гераклит говорил о целостности мира.

            NB: Понятие «дурная бесконечность» - это когда каждое новое открытие (электромагнитные, гравитационные поля) как разновидность материи пытались свести к «вещному» пониманию материи к изменению мировоззрения, к сведению понятия материи к неделимым «кирпичикам» мироздания, т.е. определение материи привязали к физическим видам ее существования.

            В.И. Ленин: физика «свихнулась в идеализм» именно потому, что физики не знали диалектики (т.18, с.296).

2) Суть диалектико – материалистического понимания материи:

            - материя – единая субстанция мира;

            - путь к такому пониманию материи лежит не через перечисление ее свойств, а через соотнесение материи с сознанием;

            - научное определение материи В.И. Ленин дал в работе «Материализм и эмпириокритицизм» : «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (ВИЛ. т.18, с.131).

            NB: Образец перевода философской методологии в научном анализе на примере данной цитаты:

            - новорожденный младенец  - это tabula rasa – «чистая доска», у которого для связи с окружающим миром, т.е. объективной реальность, физиологически сформирован (в утробе) только один канал – ощущения;

            - даже после рождения младенец все равно формирует связи с объективной реальностью через ощущения (т.к. пока никаких других каналов связи еще не сформировано);

            - затем вступает в силу диалектический закон развития: на основе полученного количества ощущений (через соприкосновение с матерью и другими членами семьи) – положительных и отрицательных – формируются первые формы социальной связи: подражание – это «копирование, фотографирование»);

            NB: на этой методологии в XIXв. были построены социологические «теории подражания» Лебона, Тарда (Франция), а в XXв. была сформирована «Теория научения» Альберта Бандуры (США) в психологии (в вопросе формирования психического онтогенеза).



            NB: нейрофизиология подтвердила «диалектику копирования и фотографирования» и открыла «зеркальные нейроны», которые через подражание формируют модели (образы) поведения). Пример: Маугли; Теория доминирования (ошибочна), собаки учат друг друга.

3) Философия и физика – о строении материи:

             - вопрос о строении материи – это физический вопрос;

            - вопрос об отношении нашего познания к физическому миру – это философская проблема.

 4) Науке известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях:

            - элементарные частицы (фиксируются приборами величайшей чувствительности) по следам их взаимодействия (связи);

            NB: Прибор – это модифицированный орган человеческого восприятия материи.

            NB: мир, не данный нам в непосредственных ощущениях, «ощупывается» человеческим мышлением.

            NB: в человеческом разуме материя отражается в виде чувственных и понятийных образов.

5) Материя как объективная реальность – единственная субстанция со всеми ее:

            - свойствами;

            - законами строения;    

            - законами функционирования;

            - движения и развития.

6) Два вида материи:

- вещество;

            - поле.

Принципы функционирования мира:

- «принцип материального единства мира» на основе его многообразия;

- «принцип сохранения материи».

 

Рассмотрим подробнее:

 

2.1. «Принцип материального единства мира» на основе его многообразия

- обоснование единства материи и сознания (пример в медицине: психофизиология и феномен психоматики);

- Диалектический принцип (монизма):

= «Действительное единство мира состоит в его материальности» (К.Маркс, т.20, с.43);

= сознание – не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

NB: смысл «единства мира» (т.е. его целостности) в том, что сознание (дух) как идеальные явления представляет собой:

- суть и познание материальной действительности;

- составная часть этой действительности;

- между материальным миром (данным нам в ощущениях) и сознанием (т.е. идеальным миром) нет непроходимой пропасти.

NB: при этом «единство» - это не «качественное подобие», а «единая субстанция, основа с разнообразными формами».


NB: однако «единство» предполагает «универсальное» взаимодействие триады (природа, общество, мышление, сознание) – и это приоритет не научного, а философского знания.

Субстанция – это та же материя, в которой сознание рассматривается как атрибут.

NB: в физике волновая и корпускулярная (т.е. дискретно - вещественная) теории поставили вопрос о «множестве субстанций» материи.

 

2.2. Принцип сохранения материи:

            - оба принципа подтверждают диалектические принципы «всеобщей связи и развития»;

            - материя «не возникает из ничего» и «не исчезает в никуда», она находится в постоянном превращении;

            - материя – причина, источник и следствие самой себя;

            - общая энергия Вселенной равна «нулю» («+», «-»), т.е. это неуничтожимость  и несотворимость материи.

          NB: одно и то же количество материи – это условие ее существования: ведь энергия – это мера движения материи.

 

Вопрос  третий. Структура материи

 

Структура материи:

            - неживая природа;

            - живая природа;

            - человек (общество).

NB: Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

а) Уровни неживой природы:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – единицы материи меньше атома);

            -  микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электронов);

            - ядерный (ядро атома);

            - атомарный (атомы);

            - молекулярный (молекулы);

            - уровень единичных вещей;

            - уровень макротел;

            - уровень планет;

            - уровень систем планет;        

            - уровень галактик;

            - уровень систем галактик;

            - уровень метагалактии;

            - уровень Вселенной, мира в целом.

б) Уровни живой природы:

            - доклеточный (ДНК, РНК, белки);

            - клеточный (клетка);

            - уровень многоклеточных организмов;

            - уровень видов;

            - уровень популяций;

            - уровень биоценоза;

            - уровень биосферы в целом.

в) Уровни социума – отдельный индивид;

            - семья;

            - группа;

            - коллективы разных уровней;

            - социальные группы (классы);


            - этносы;

            - нации;

            - расы;

            - отдельные общества;

            - государства;

            - союзы государств;

            - человечество в целом.

г) Характерные черты и свойства материи (базовые):

            - наличие движения;

            - самоорганизация;

            - размещенность в пространстве и времени;

            - способность к отражению (физическое, химическое, механическое,

             биологическое, психическое).

                                 NB:сознание – высший уровень отражения материи психикой.

            д) Виды движения:

                        - механическое;

                        - физическое;

                        - химическое;

                        - биологическое;

                        - социальное.

   Базовые свойства материи:    

        1) Определение материи дано в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от нашего сознания».

        2) Базовые свойства материи:

            а) движение;

            б) самоорганизация;

            в) размещенность в пространстве и времени;

            г) отражение.

        3) Рассмотрим более подробно:

            а) движение – базовое свойство материи:

             - виды движения:

                 = механическое движение;

                 = физическое движение;

                 = химическое движение;

                 = биологическое движение;

                 = социальное движение.

             - гносеологические корни движения материи:

                 = источник движения материи – в заложенных в ней противоположностях, в их единстве и борьбе;

                 = движение всеобъемлюще (движется в рамках универсума):

               +отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы;

               + идет постоянная работа живых организмов и функциональных систем (работают сердце, пищеварение, осуществляются физические процессы);

               + движутся химические элементы;

               + движутся живые организмы;

               + движутся реки;

               + осуществляется круговорот веществ в природе;

               + постоянно развивается общество;

               + земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд);