Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.

Однако вряд ли приведение в приказе этой даты каким-то образом может повлиять на право работника прервать отпуск и выйти на работу. В то же время отражение в приказе конечной даты отпуска позволяет четко определить его временные границы и количество дней.

С 01 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:

– федеральные детские пособия:

  1. по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС РФ в соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»13;

  2. по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

  • федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по Федеральному Закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»14;

  • многочисленные региональные пособия и материнский капитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:

  1. дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;

  2. УказамиПрезидента РФ, в том числе Указом Президента«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»15;

  3. республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

  • сократить круг получателей ряда детских пособий и льгот исходя из необходимости применения регионами принципа адресности и критериев нуждаемости (закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»)16;

  • не проводить ежегодную индексацию основных социальных выплат


(включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 01 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 01 февраля 2016 года (Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»)17;

  • вообще не проводить индексацию материнского капитала в

2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне – в размере

453 026 рублей (Федеральный Закон «О федеральном бюджете на

2016 год»)18.

В 2008 году поправками в Федеральный Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год, то есть:

  • повышение выплат традиционно проводилось опережающим темпом в сравнении с ростом индекса потребительских цен;

  • при этом повышающий коэффициент индексации по сложившемуся правилу в обычные годы применялся однократно с 01 января в отношении всех установленных размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам с детьми в виде фиксированной (твердой) суммы.

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.

В связи с невозможностью спрогнозировать сразу на год вперед величину инфляции в условиях экономического кризиса и падения цен на нефть, Правительство фактически предложило пропустить сейчас очередную индексацию пособий на текущий год и провести ее с 01 февраля 2017 года на основе данных о фактической годовой инфляции (то есть уже не опережающим, а догоняющим темпом).

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми – до 01 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 01 февраля 2016 года доиндексироватьразмеры детских пособий, установленных с 01 января 2015 года. Таким образом, тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5,5 % (коэффициент индексации 1,055). Однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 01 января индексацию и составила 12,9 % (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1,129).



На эту недостающую разницу 1,129 / 1,055 = 1,070 государственные пособия семьям с детьми были дополнительно проиндексированы с

01 февраля 2016 года – этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.

С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5,5 %, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12,9 % – с 01 февраля 2016 года детские пособия были дополнительно проиндексированы на 7 % (так называемая «доиндексация»):

112,9 % / 105,5 % = 1,070, или 7,0 %19.

С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий

на ребенка.

Таблица индексации детских пособий в 2016 году



Название пособия

Размер c 01.02.2016, рублей

Примечание




Единовременные




Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности

581,73

Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки

Пособие по беременности и родам

100 % от среднего заработка за 2

предыдущих года или по МРОТ

либо 581,73 рублей или в размере стипендии

Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

При ликвидации организации – в фиксированном минимальном размере

Для студентов – по месту учебы в виде стипендии




Пособие беременной жене военнослужащего по призыву

24 565,89

Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности










более 180 дней (третий триместр)

Единовременное пособие при рождении ребенка

15 512,65

Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо

лицо, их заменяющее

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью)

15 512,65 или 118 529,25

В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

ребенка-инвалида; ребенка старше 7 лет; нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.

Ежемесячные

Пособие по уходу за ребенком

40 % от среднего заработка за 2

предыдущих года, но не менее: 2 908,62 рублей – на первого ребенка 5 817,24 – на второго и последующих

Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

В минимальном размере – в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

Пособие на ребенка военнослужащего по призыву

до 3 лет

10 528,24

Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

Пособие детям

военнослужащих по потере кормильца

2 117,50

Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах

Министерства обороны РФ или в

УСЗН по месту жительства

Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет

В размере регионального прожиточного

минимума на ребенка

По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации




В частности, одно из новых направлений было введено уже с 01 января – теперь материнский капитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. В 2016 году также предоставлено право на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП – частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007 – 2016). Всего за это время материнский капитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81 %). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1 %20.

Материнский капитал ежегодно подвергается индексации, что отражено в таблице.

Год

Сумма (рубли)

2007

250 000

2008




276 250

2009

312 162

2010




343 378

2011

365 698







2012

2013

387 640

408 961

2014




429 409

2015




453 026







2016

453 026





Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий – но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.


В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работников Дмитрий Медведев призвал Правительство РФ решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости21.

На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:

Во-первых, в связи с тем, что в законодательстве нет четкой концептуальной схемы, четкого понятийного аппарата, законодателю необходимо добавить главу I «Общие положения» Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», основные понятия, такие как: Семья с детьми; неполная семья; молодая семья; многодетная семья; малообеспеченная семья; студенческая семья и другие основополагающие понятия для четкой концептуальной схемы понятийного аппарата.

Во-вторых, необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:

  • определить и сформулировать критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет;

  • составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия;

  • найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» – по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета;

  • разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет:

  • изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня;

  • открытие ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.

В-третьих, перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения. Существующая в настоящее время категориальная система социальной поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости были широко внедрены в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году – прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат»