Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История становления и развития законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей
1.2 Теоретические аспекты и общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОСОБИЯМИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
2.1 Проблемы назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей
2.2 Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ
12.
Однако вряд ли приведение в приказе этой даты каким-то образом может повлиять на право работника прервать отпуск и выйти на работу. В то же время отражение в приказе конечной даты отпуска позволяет четко определить его временные границы и количество дней.
С 01 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:
– федеральные детские пособия:
Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:
(включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 01 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 01 февраля 2016 года (Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»)17;
2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне – в размере
453 026 рублей (Федеральный Закон «О федеральном бюджете на
2016 год»)18.
В 2008 году поправками в Федеральный Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год, то есть:
Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.
В связи с невозможностью спрогнозировать сразу на год вперед величину инфляции в условиях экономического кризиса и падения цен на нефть, Правительство фактически предложило пропустить сейчас очередную индексацию пособий на текущий год и провести ее с 01 февраля 2017 года на основе данных о фактической годовой инфляции (то есть уже не опережающим, а догоняющим темпом).
Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми – до 01 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 01 февраля 2016 года доиндексироватьразмеры детских пособий, установленных с 01 января 2015 года. Таким образом, тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5,5 % (коэффициент индексации 1,055). Однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 01 января индексацию и составила 12,9 % (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1,129).
На эту недостающую разницу 1,129 / 1,055 = 1,070 государственные пособия семьям с детьми были дополнительно проиндексированы с
01 февраля 2016 года – этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.
С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5,5 %, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12,9 % – с 01 февраля 2016 года детские пособия были дополнительно проиндексированы на 7 % (так называемая «доиндексация»):
112,9 % / 105,5 % = 1,070, или 7,0 %19.
С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий
на ребенка.
Таблица индексации детских пособий в 2016 году
В частности, одно из новых направлений было введено уже с 01 января – теперь материнский капитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. В 2016 году также предоставлено право на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП – частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.
Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007 – 2016). Всего за это время материнский капитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81 %). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1 %20.
Материнский капитал ежегодно подвергается индексации, что отражено в таблице.
Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий – но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.
В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работников Дмитрий Медведев призвал Правительство РФ решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости21.
На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, в связи с тем, что в законодательстве нет четкой концептуальной схемы, четкого понятийного аппарата, законодателю необходимо добавить главу I «Общие положения» Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», основные понятия, такие как: Семья с детьми; неполная семья; молодая семья; многодетная семья; малообеспеченная семья; студенческая семья и другие основополагающие понятия для четкой концептуальной схемы понятийного аппарата.
Во-вторых, необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:
В-третьих, перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения. Существующая в настоящее время категориальная система социальной поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости были широко внедрены в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году – прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат»
Однако вряд ли приведение в приказе этой даты каким-то образом может повлиять на право работника прервать отпуск и выйти на работу. В то же время отражение в приказе конечной даты отпуска позволяет четко определить его временные границы и количество дней.
С 01 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:
– федеральные детские пособия:
-
по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС РФ в соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»13; -
по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
-
федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по Федеральному Закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»14; -
многочисленные региональные пособия и материнский капитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
-
дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов; -
УказамиПрезидента РФ, в том числе Указом Президента«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»15; -
республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.
Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:
-
сократить круг получателей ряда детских пособий и льгот исходя из необходимости применения регионами принципа адресности и критериев нуждаемости (закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»)16; -
не проводить ежегодную индексацию основных социальных выплат
(включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 01 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 01 февраля 2016 года (Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»)17;
-
вообще не проводить индексацию материнского капитала в
2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне – в размере
453 026 рублей (Федеральный Закон «О федеральном бюджете на
2016 год»)18.
В 2008 году поправками в Федеральный Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год, то есть:
-
повышение выплат традиционно проводилось опережающим темпом в сравнении с ростом индекса потребительских цен; -
при этом повышающий коэффициент индексации по сложившемуся правилу в обычные годы применялся однократно с 01 января в отношении всех установленных размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам с детьми в виде фиксированной (твердой) суммы.
Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.
В связи с невозможностью спрогнозировать сразу на год вперед величину инфляции в условиях экономического кризиса и падения цен на нефть, Правительство фактически предложило пропустить сейчас очередную индексацию пособий на текущий год и провести ее с 01 февраля 2017 года на основе данных о фактической годовой инфляции (то есть уже не опережающим, а догоняющим темпом).
Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми – до 01 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 01 февраля 2016 года доиндексироватьразмеры детских пособий, установленных с 01 января 2015 года. Таким образом, тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5,5 % (коэффициент индексации 1,055). Однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 01 января индексацию и составила 12,9 % (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1,129).
На эту недостающую разницу 1,129 / 1,055 = 1,070 государственные пособия семьям с детьми были дополнительно проиндексированы с
01 февраля 2016 года – этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.
С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5,5 %, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12,9 % – с 01 февраля 2016 года детские пособия были дополнительно проиндексированы на 7 % (так называемая «доиндексация»):
112,9 % / 105,5 % = 1,070, или 7,0 %19.
С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий
на ребенка.
Таблица индексации детских пособий в 2016 году
Название пособия | Размер c 01.02.2016, рублей | Примечание |
| Единовременные | |
Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности | 581,73 | Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки |
Пособие по беременности и родам | 100 % от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ либо 581,73 рублей или в размере стипендии | Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194) При ликвидации организации – в фиксированном минимальном размере Для студентов – по месту учебы в виде стипендии |
| ||
Пособие беременной жене военнослужащего по призыву | 24 565,89 | Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности |
| | более 180 дней (третий триместр) |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 15 512,65 | Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения) Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее |
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) | 15 512,65 или 118 529,25 | В повышенном размере выплачивается при усыновлении: ребенка-инвалида; ребенка старше 7 лет; нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами. |
Ежемесячные | ||
Пособие по уходу за ребенком | 40 % от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее: 2 908,62 рублей – на первого ребенка 5 817,24 – на второго и последующих | Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия В минимальном размере – в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства |
Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет | 10 528,24 | Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву |
Пособие детям военнослужащих по потере кормильца | 2 117,50 | Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства |
Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет | В размере регионального прожиточного минимума на ребенка | По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации |
В частности, одно из новых направлений было введено уже с 01 января – теперь материнский капитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. В 2016 году также предоставлено право на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП – частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.
Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007 – 2016). Всего за это время материнский капитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81 %). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1 %20.
Материнский капитал ежегодно подвергается индексации, что отражено в таблице.
Год | Сумма (рубли) |
2007 | 250 000 |
2008 | |
276 250 | |
2009 | 312 162 |
2010 | |
343 378 | |
2011 | 365 698 |
| |
2012 2013 | 387 640 408 961 |
2014 | |
429 409 | |
2015 | |
453 026 | |
| |
2016 | 453 026 |
Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий – но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.
В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работников Дмитрий Медведев призвал Правительство РФ решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости21.
На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, в связи с тем, что в законодательстве нет четкой концептуальной схемы, четкого понятийного аппарата, законодателю необходимо добавить главу I «Общие положения» Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», основные понятия, такие как: Семья с детьми; неполная семья; молодая семья; многодетная семья; малообеспеченная семья; студенческая семья и другие основополагающие понятия для четкой концептуальной схемы понятийного аппарата.
Во-вторых, необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:
-
определить и сформулировать критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет; -
составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия; -
найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» – по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета; -
разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: -
изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня; -
открытие ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.
В-третьих, перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения. Существующая в настоящее время категориальная система социальной поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости были широко внедрены в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году – прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат»