Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История становления и развития законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей
1.2 Теоретические аспекты и общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОСОБИЯМИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
2.1 Проблемы назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей
2.2 Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ
Введение в уголовный закон группы составов преступлений, объединенных тем, что все они считаются мошенничеством, с точки зрения историко-правовой является шагом назад, поскольку служит примером казуистического регулирования общественных отношений, определения специфики уголовно-правового воздействия по различным, иногда случайным признакам (сферам, способам, средствам совершения).
Введение в УК РФ ст. ст. 159.1 – 159.6 ставит перед правоприменителем ряд вопросов, связанных с разграничением составов между собой и с ранее существовавшим «классическим» мошенничеством (ст. 159 УК РФ), действие которого теперь заужено решением законодателя о выделении специальных составов. Толкование уголовного закона должно осуществляться с обращением к значению соответствующих терминов, приводимому в других законодательных актах, нормы которых относятся в том числе к отраслям гражданского права и права социального обеспечения36.
Статьей 159.2 «Мошенничество при получении выплат» Уголовный кодекс Российской Федерации37 (далее – УК РФ) дополнен Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Анализ диспозиции ст. 159.2 УК РФ «Мошенничество при получении выплат» позволяет утверждать, что само название статьи выбрано не очень удачно. Как указывает законодатель, мошенничество при получении выплат – это «хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат» (ч. 1 ст. 159.2 УК РФ)38.
Учитывая содержание нормы, придется сделать вывод, что смысловая нагрузка словосочетания «мошенничество при получении выплат» не соответствует сути отраженного в законе преступного деяния. Мошенничество согласно диспозиции происходит не при получении выплат, а раньше, в частности, при предоставлении ложных сведений, другое дело что данное преступление может считаться оконченным лишь в момент, когда выплата получена. Поведение лица, совершающего преступление, должно иметь итогом принятие волевого решения должностным лицом органа публичной власти о назначении выплаты субъекту, совершающему противоправное деяние, или другому лицу.
Собственно выплата, осуществленная ненадлежащему лицу, если она была назначена субъекту, имеющему право на ее получение, не является преступлением, состав которого описан в ст. 159.2 УК РФ. Например, получение социальной выплаты иным лицом, внешне похожим на управомоченное, по паспорту последнего является «обычным» мошенничеством и должно квалифицироваться по ст. 159 УК РФ.
Использование в названии ст. 159.2 УК РФ словосочетания «социальных выплат» (вместо слова «выплат») заменить более рациональным. Вероятно, правильнее было бы говорить о «мошенничестве с целью получения социальных выплат», хотя и в данном виде название было бы не идеально, поскольку согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Указание двойных целей – не самый сильный, с юридико-технической стороны, прием, но разве цели не могут быть двойными39.
Л. Прозументов и А. Архипов предлагают назвать анализируемый состав «Мошенничество в сфере социального обеспечения»40, однако сфера социального обеспечения весьма широка, а семантическая нагрузка такого названия состава, на наш взгляд, охватывает мошеннические хищения бюджетных и внебюджетных средств еще до того, как из них «сформированы» выплаты в пользу конкретных адресатов (без имитации существования предусмотренных нормами права социального обеспечения оснований) на уровне преступного взаимодействия должностных лиц высокого звена.
Нельзя не согласиться с названными авторами в том, что указание в диспозиции статьи иного (помимо социальных выплат) имущества как предмета хищения затрудняет понимание мысли законодателя и не способствует однозначному пониманию смысла нормы41. Тем не менее норма ст. 159.2 УК РФ применима к ситуациям мошеннического получения не только денег, но и имущества, обладающего потребительскими свойствами (когда приобретение произошло со ссылками на нормы права социального обеспечения).
Квалификация хищения как мошенничества при получении социальных выплат в правоприменительной практике осуществляется при незаконном получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком42, материнского (семейного) капитала
4344.
Существующие противоречия, вызванные недостатками юридической техники, могут быть устранены путем внесения изменений в название ст. 159.2 УК РФ и диспозицию ее первой части. Название статьи целесообразно сформулировать как «Мошенничество в сфере социального обеспечения». Применительно к диспозиции, по мнению автора, целесообразным отказаться от термина «выплата» в качестве ключа для определения предмета преступного посягательства, в действующей редакции, заменив его фразой «денежные средства, предназначенные для социальных выплат, а также иное имущество, предназначенное для передачи физическим лицам, в качестве мер социального обеспечения, установленных законами и иными нормативными правовыми актами». Предлагаемая формулировка предмета хищения в диспозиции позволит устранить перечисление отдельных видов социальных выплат, существующее в действующей редакции статьи.
Еще одной проблемой работы органов социальной защиты является недостаточное финансирование социальной сферы, потому что без достаточной финансовой поддержки социальной сферы «социальная политика как бы повисает в воздухе остается нереализованной». Необходимость увеличения государственных расходов, в срочном порядке требует их более рационального использования.
В связи с осуществлением дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми в России необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи.
Для того чтобы стимулировать рождение в семьях второго и третьего ребенка (в соответствии с требованиями современной демографической ситуация в стране) предлагается дифференцировать: отпуск по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов): послеродовой отпуск в зависимости от субъекта – получателя данного пособия, установив его продолжительность (194 календарных дня) для одиноких матерей.
В связи, с чем автор предлагает, статью 255 ТК РФ, ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством»45, ст. 7 Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам
, имеющим детей», касающиеся периода выплаты пособия по беременности и родам, следует дополнить следующими предписаниями в части:
-
предоставления женщинам отпуска по беременности и родам при рождении второго и последующих детей на срок до 84 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов; -
предоставления женщинам-матерям в неполных семьях отпуска по беременности и родам на срок до 84 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов; -
сокращения у женщин по их заявлению и на основании выданного им в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительности дородового отпуска. При этом минимальная продолжительность дородового отпуска не может составлять менее 30 дней до родов; -
предоставления женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на работах с тяжелыми условиями труда отпуска по беременности и родам на срок 100 календарных дней до родов и 100 календарных дней после родов, а при рождении второго и следующих детей – 110 календарных дней до родов и 140 календарных дней после родов без права сокращения дородового отпуска.
Подход законодателя, установившего в п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), вызывает возражение, о чем свидетельствует судебная практика. Данный метод установления размера пособия юридически не поощряет рождение детей в молодых семьях (в том числе студенческих), которые могут негативно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка. Это было бы логично, чтобы установить размер пособия, который составляет 70 % среднемесячного заработка женщины46.
Таким образом, п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» необходимо внести следующие изменения: «Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 70 % среднемесячного заработка женщины».
Целесообразность принятия в ст. 261 ТК РФ изменения, в соответствии с которым срочный трудовой договор продлевается до истечения срока отпуска по беременности и родам. Похожие нормы должны быть установлены для мужчин, находящихся в родительском отпуске по уходу за новорожденным ребенком.
Исходя из вышеизложенного, целесообразно ч. 2 ст. 261 ТК РФ слова «до окончания беременности» заменить словами «до окончания отпуска по беременности и родам» и добавить следующим положением: «В случае истечения срочного трудового договора в период родительского отпуска по уходу за новорожденным, работодатель обязан по письменному заявлению лица и при предоставлении соответствующих документов продлить срок действия трудового договора до окончания родительского отпуска по уходу за новорожденным».
Главным критерием развития государства должен быть уровень жизни и безопасность семьи, материнства и детства. Реализация данной программы – забота не только Президента и Правительства, но и каждого гражданина страны. Только объединив все социальные и политические силы можно достичь поэтапного осуществления вышеуказанных целей семейной политики.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, внести изменения в Гл. 21 УК РФ «Преступление против собственности», название статьи 159.2 УК РФ «Мошенничество при получении выплат» целесообразно сформулировать как «Мошенничество в сфере социального обеспечения». Часть 1 статьи 159.2 УК РФ изложить в новой редакции «Мошенничество при получении денежных средств, предназначенных для социальных выплат, а также иное имущество, предназначенное для передачи физическим лицам, в качестве мер социального обеспечения, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат».
Во-вторых, в целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка (как того требует современная демографическая ситуация в стране) предлагается дифференцировать: отпуск по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов): послеродовой отпуск в зависимости от субъекта – получателя данного пособия, установив его продолжительность (194 календарных дня) для одиноких матерей. В связи, с чем предлагается, статью 255 ТК РФ, ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст. 7 Федерального Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», касающихся периода выплаты пособия по беременности и родам.