Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей (отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также тех, кто учится на дневной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профобразования, в учреждениях послевузовского профобразования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в течение срока, установленного для выдачи заработной платы. В случае увольнения с работы выплата этого пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения. Данное пособие выплачивается за счет средств ФСС.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, которые были зарегистрированы в медицинских учреждениях в сроки беременности до 12 недель.

В 2008 году появилось новое пособие – это единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву25.

Н.В. Антипьева выделяет, «в случае если срок Вашей беременности не менее 180 дней, а мужа призвали в армию, то Вы имеете право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Кроме того, это пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей»26.

По сроку выплаты – периодические пособия. К периодическому пособию, выплачиваемому гражданам, имеющим детей, относится пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам было введено в Российском государстве в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности.

В то время как, до начала 40-х годов беременность, и роды были зарегистрированы в качестве одного из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. В последующем указанная выплата стала самостоятельным видом пособия. Цель этого пособия заключается в компенсации утраченного заработка в связи с прекращением женщиной своей занятости по труду, в случае беременности и родов, чтобы обеспечить здоровье будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после рождения. Данное пособие разработано только для работающих женщин
27.

Женщинам в их заявлении и на основании установленного порядка выдается сертификат нетрудоспособности в соответствии со ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)28 должен был предоставлен отпуск по беременности и родам в соответствии с государственным социальным страхованием выплаты пособий в размере, установленном федеральными законами.

Как показывает многочисленная судебная практика29, есть проблемы с компенсацией пособий, например, если незадолго до выхода работницы в отпуск по беременности и родам она была переведена на более высокооплачиваемую должность, в конечном итоге сумма пособия была больше, чем та, что была бы рассчитана исходя из старого оклада. Такие обстоятельства сотрудники фонда относятся более чем подозрительно и часто отказываются компенсировать эти выплаты, утверждая, что действия работодателя были направлены на незаконное возмещение денежных средств пособий за счет средств ФСС. Судебная практика рассматривала такую ситуацию, при которой были удовлетворены исковые требования прокурора в интересах гражданки А., обратившейся с иском о взыскании с АОО «В» в пользу А. задолженности по пособию по уходу за ребенком49.

Можно согласиться с мнением Н.И. Будакова30, который отмечает, что пособие по беременности и родам является одним из важных видов социальных пособий по временной нетрудоспособности.

Не все беременные женщины и роженицы имеют право на пособие, а только те, кто находится в отпуске по беременности и родам, и застрахованы по системе обязательного социального страхования. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет определенный круг женщин, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.

Статья 39 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»31, не устанавливает круг получателей пособия по уходу за ребенком усыновителей, патронатных воспитателей, а также фактических воспитателей не из числа родственников; не расширяется круг получателей данного пособия в размерах, соизмеримых с прежним заработком, за счет отнесения к ним всех лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по такому основанию, как истечение у них срока трудового договора, и включения лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по уважительным причинам и по сокращению численности или штата работников организации. Пособие должно

быть выплачено по этим категориям получателей, а также лиц которые подлежат обязательному социальному страхованию, в количествах, соизмеримых с их заработком, без ограничения максимального размера, и дифференцированны в зависимости от очередности рождения детей (50 % среднемесячного заработка для первого ребенка и 70 % – на второго и последующих детей, за которыми осуществляется уход).

Следовательно, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в России система социальных льгот для детей, нуждающихся в законодательном закреплении в одном кодифицированном акте – Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которые бы систематизировал основные типы, сроки и условия назначения и выплаты этих льгот.

Во-вторых, целесообразно статью 14 Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложить в следующей редакции: «ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет».

В-третьих, статью 16 Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» необходимо дополнить положением, в соответствии с которым сумма пособия на ребенка должна составлять не менее 1 минимального размера оплаты труда, установленного в регионе проживания получателя.

После исследования проблем назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, необходимо рассмотреть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в РФ, чему и будет посвящен следующий параграф нашей работы.

рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху « сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя: федеральные детские пособия: по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ; по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ; федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго




2.2 Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ




Главный ресурс любой страны являются его граждане. Это возобновляемый ресурс, в равной степени природный и социальный, количество и качество которого зависят в первую очередь от деятельности семьи. Рождение, физическое и духовное, нравственное вскармливание детей и их образование – деятельность, а самое главное, ответственность, творческая и наиболее трудная из всех ныне известных, в связи, с чем необходимо признать, что проблема объективного и критического анализа истинного положения, перспектив развития и совершенствования семьи стоит со всей остротой. Нельзя не согласиться с мнением М.Л. Малышева, который подчеркивает, что основной принцип социальной политики государства для детей должен заключаться во внимании их интересам в текущих социальных и экономических реформах32.

Как показывает судебная практика одной из наиболее передовых и сложных проблем в реализации государственной поддержки граждан имеющих детей, является мошенничество при получении выплат33.

Смягчение уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления в сфере экономики, в том числе относящиеся к различным видам мошенничества, и одновременное усложнение порядка уголовного преследования, ведущегося в их отношении – взаимосвязанные явления отечественного права, часть уголовно-правовой политики государства.

Указание на страницах юридической печати на то, что отраженная в санкциях соответствующих норм позиция законодателя свидетельствует применительно к «новым» составам мошенничества о «признании данных преступных деяний менее общественно опасными по отношению к «общему» составу мошенничества»34, равно как и упование на то, что «установление льготных санкций является ошибкой, которая со временем будет исправлена законодателем»35, являются правильными по своей «юридической сути» и справедливыми с точки зрения отраслевой науки (уголовного права). Однако следует понимать, что адекватная уголовно-правовая политика государства неизбежно учитывает все явления, происходящие в обществе, а если такое общество построено на культе денег, будет защищать их обладателей, иногда оставляя без внимания нарушения в механизме приобретения имущества. Экономика, как известно, первична, а право – вторично.