Файл: Социальная помощь государства в виде набора социальных услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2151

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
1.2. Виды государственной социальной помощи
Действующее законодательство предусматривает, что существует два вида государственной социальной помощи: в денежной и в натуральной форме
[5]. Именно ко второму виду государственной социальной помощи относится оказание социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Денежные выплаты могут устанавливаться в виде социальных пособий, субсидий, компенсационных и иных видов выплат. Можно выделить такие признаки государственной социальной помощи в виде денежных выплат:
 безвозмездность;
 адресность;
 целевой характер;
 фиксированный, установленный законодательством размер;
 финансируются за счет средств соответствующего бюджета;
 являются формой материальной поддержки нуждающихся граждан
[29, с. 352].
В соответствии с абз. 3 ст. 1 ФЗ № 178 «социальное пособие –
безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации» [5].
В Российской Федерации в настоящее время выплачиваются следующие виды пособий:
1. Пособие по временной нетрудоспособности
2. Пособие по безработице
3. Детские пособия:
 пособие по беременности и родам;
 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
 единовременное пособие при рождении ребенка;
 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

13
 ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ;
 материнский капитал;
 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
 единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
 ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [34].
При назначении социальных пособий учитываются такие факторы как состояние здоровья (наличие болезни или травмы), определенные жизненные обстоятельства (беременность, уход за ребенком), особенности социально- бытовых условий (нуждаемость в жилой площади), изменение социального статуса (рождение ребенка, увольнение с работы) и т.д.
Социальные пособия могут быть как федеральными, так и выплачиваться на региональном уровне. Однако, при всем многообразии выплачиваемых пособий их размер продолжает оставаться невысоким.
Следует согласиться с позицией А.Н. Тереховой, которая указывает, что
«в последние годы наблюдается тенденция роста выплачиваемых государством пособий. Однако, заметна тенденция к сокращению уровня темпов прироста таких выплат. Такой анализ позволяет сделать вывод, что в будущем не планируется резкое повышение выплачиваемых отдельным категориям граждан пособий. Что в свою очередь означает, что в ближайшей краткосрочной перспективе уровень выплачиваемых пособий будет оставаться на достаточно низком уровне» [30, с. 285].
Абз. 4 ст. 1 ФЗ № 178 устанавливает, что «
субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг
» [5].
Право на получение социальной помощи в виде субсидий имеют малообеспеченные граждане или семьи, многодетные семьи, безработные, инвалиды, пенсионеры, семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий


14 и иные категории льготников. Такая мера государственной поддержки предоставляется, как правило, для полного или дополнительного финансирования оплаты жилищно-коммунальных услуг, приобретение жилья, оказание помощи инвалидам, многодетным или молодым семьям, оплата лечения или лекарственных средств и т.д.
К видам натуральной социальной помощи относятся снабжение топливом, продуктами питания, лекарственными средствами, одеждой, обувью и т.д. Перечень видов натуральной помощи, установленный ФЗ № 178 является открытым. Анализ действующего социального законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственная социальная помощь может оказываться так же в виде предоставления гражданам социальных услуг.
Наряду с государственной социальной помощью, предоставляемой в виде набора социальных услуг, которая подробно будет рассмотрена во второй главе настоящего исследования, федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-
ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливаются формы и виды социальных услуг.
Так, в соответствии со ст. 19 указанного закона формами предоставления социальных услуг являются:
 стационарная – услуги предоставляются при условии проживания в организации социального обслуживания;
 полустационарная – услуги предоставляются в период пребывания в организациях социального обслуживания;
 на дому – услуги предоставляются социальными работниками с выездом на дом к нуждающимся гражданам [6].
В соответствии со ст. 20 указанного закона «получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

15 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги» [6].
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг, оказываемых гражданам, в зависимости от вида социальных услуг.
Так, к социально-бытовым услугам, относятся. например:
 «обеспечение жилыми помещениями;
 обеспечение питанием;


16
 обеспечение одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями;
 обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;
 покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
 помощь в приготовлении пищи;
 оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно- коммунальных услуг и услуг связи;
 покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и
(или) водоснабжения);
 организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;
 обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
 уборка жилых помещений;
 предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
 отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
 помощь в приеме пищи (кормление)» [8].
К социально-медицинским услугам относятся:
 «выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья;
 оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
 проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
 проведение занятий по адаптивной физической культуре;
 консультирование по социально-медицинским вопросам» [8].

17
Также организациями социальной защиты оказываются следующие виды социально-психологических услуг:
 «социально-психологическое консультирование;
 социально-психологический патронаж;
 оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия)» [8].
В перечень социально-педагогических услуг входят следующие:
 «обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
 организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов;
 социально-педагогическая коррекция;
 формирование позитивных интересов;
 организация досуга» [8].
Социально-трудовые услуги представлены следующими:
 «проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
 оказание помощи в трудоустройстве;
 организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами
(детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями» [8].
Также предоставляются следующие социально-правовые услуги:
 «оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;
 оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
 оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг» [8].


18
В целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, оказываются такие социальные услуги, как:
 «обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
 проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
 обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
 оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности»
[8].
К срочным социальным услугам относятся:
 «обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
 обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
 содействие в получении временного жилого помещения;
 содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
 содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей» [8].
Таким образом, государственная социальная помощь может оказываться как в денежной форме, так и в натуральной. Федеральное и региональное законодательство предусматривает широкий перечень как материальной социальной помощи в виде пособий, субсидий и иных видов выплат, так и натуральной. К последней относятся и социальные услуги, которые законодатель разделил на восемь групп. Закрепленные в федеральном законе виды социальных услуг конкретизируются в постановлении Правительства РФ.
Все они направлены на удовлетворение физиологических, психологических, социально-трудовых, правовых и коммуникативных потребностей нуждающихся категорий граждан.

19
1.3. Нормативно-правовая база сферы социальных услуг государства
В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством. Данный конституционно-правовой признак означает, что оно должно обеспечивать высокий уровень социального обеспечения, осуществляемого в различных формах. Одной из таких форм является государственная социальная помощь.
Регулированию сферы социального обслуживания населения, в том числе различным аспектам оказания государственной социальной помощи посвящено значительное количество нормативных правовых актов различного уровня.
Основы правового регулирования социальной сферы устанавливаются
Конституцией РФ. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом» [1]. В данной конституционно-правовой норме используется широкая трактовка понятия социального обеспечения, предусматривающая все виды помощи нуждающимся категориям населения, а также устанавливаются основания для оказания такой помощи: достижение определенного возраста, наступление болезни или инвалидности, потеря кормильца и т.д. Отдельно гарантируется оказание социальной помощи в виде денежных выплат (пенсии и пособия).
Среди актов международного характера, регулирующих те или иные аспекты социального обеспечения можно назвать Всемирную декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., и, конечно, Конвенцию Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обслуживания».
Данными документами:


20
 устанавливаются международно-правовые стандарты социальной защиты и социального обслуживания;
 гарантируются охрана семьи, материнства, защита детей от экономической и социальной эксплуатации; право на достаточный уровень жизни; право на достижимый уровень физического и психического здоровья; социальное страхование.
 закрепляются нормы, регулирующие виды, размеры и условиях предоставления социальной защиты (медицинская помощь, пенсии и пособия);
 устанавливается коэффициент замещения пенсией заработной платы на уровне не ниже 40% [27, с. 73].
Действующее законодательство Российской Федерации развивает положения Конституции РФ о социальном обеспечении граждан. Рассмотрим основные нормативные правовые акты, нормы которых регулируют общественные отношения в сфере социального обслуживания населения и предоставления различных социальных услуг.
Основным нормативным правовым актом в данной сфере является
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [6]. Данный федеральный закон устанавливает (п. 1 ст. 1):
«1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг» [6].
Как следует из наименования рассматриваемого федерального закона и содержания п. 2 ст. 1, его действие распространяется на не только на граждан
Российской Федерации, но и на постоянно проживающих на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства, а также беженцев. Таким образом

21 закрепляется упомянутая выше конституционная гарантия права на социальное обслуживание каждого лица, независимо от его гражданства.
Кроме этого данным федеральным законом в число субъектов социального обслуживания включаются юридические лица любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания.
Другим важнейшим нормативным правовым актом в сфере социального обслуживания и оказания государством социальных услуг является федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [5].
Данный закон «устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами» [5]. Указанным федеральным законом регулируется государственная социальная помощь, предоставляемая в виде набора социальных услуг.
Иными источниками правового регулирования государственной социальной помощи выступают федеральные законы, закрепляющие основы правового статуса отдельных категорий населения, нуждающихся в таковой.
Это, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» [2], федеральные законы от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» [3], от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» [4] и ряд других.