Файл: Социальная помощь государства в виде набора социальных услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2153

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) или органы социальной защиты населения по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы
ФСС.
В заявлении о предоставлении санаторно-курортной путевки указываются:
 наименование территориального органа ФСС или органа социальной защиты населения либо уполномоченного органа, в который представляется заявление;
 фамилия, имя, отчество (при наличии), без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, дата и место рождения лица, имеющего право на получение санаторно-курортной путевки;
 наименование и местонахождение лечебно-профилактического учреждения, выдавшего справку для получения путевки по форме № 070/у-04, а также номер справки и дата ее выдачи;
 сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность.
Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде с печатью территориального органа ФСС или уполномоченного органа с отметкой
«Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит» [10].
Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно- курортную карту (учетная форма N 072/у-04, для детей - N 076/у-04 [10].

32
Документами, подтверждающими получение санаторно-курортного лечения, являются отрывной талон путевки, который санаторно-курортные учреждения обязаны представить в срок не позднее 30 дней после окончания санаторно-курортного лечения в ФСС Российской Федерации или его территориальные органы [25, с. 420].
Граждане в случае отказа от санаторно-курортной путевки обязаны возвратить ее в территориальный орган ФСС или орган социальной защиты населения, а также уполномоченный орган по месту жительства, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 дней до начала срока ее действия.
Наиболее частой причиной отказа в предоставлении путевки в санаторий является отсутствие финансирования. Однако следует учесть, что право на санаторно-курортное лечение для инвалидов всех групп, а также для ветеранов боевых действий и участников предусмотрено ФЗ № 178, и отказ в таком случае является незаконным. Если причиной отказа является именно отсутствие средств для приобретения путевок – тогда следует обжаловать отказ в судебном порядке либо обратиться в органы прокуратуры для защиты нарушенных прав.
Иногда отказ в предоставлении путевок в санаторий мотивирован тем, что заявитель обратился слишком поздно и ему не хватило путевок. Как и в предыдущем случае необходимо исходить из того, что данное право закреплено в законе. Поэтому при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не может быть отказано в предоставлении лечения по мотивам наличия граждан, ранее обратившихся за получением такого лечения, поскольку очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена.
Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
В практике нередко случаются ситуации, при которых граждане ожидают предоставления путевки чрезмерно долго. К тому же четкого периода времени, в течение которого путевка должна быть предоставлена, не установлено,


33 путевку могут выдать в неудобное время. Поэтому у граждан, имеющих право на получение бесплатной путевки, возникает идея о возможности покупки гражданином путевки за свой счет с последующим обращением в органы ФСС для возмещения понесенных затрат на приобретение путевки в санаторий.
Однако, возможность компенсации стоимости путевки на санаторно- курортное лечение не предусмотрена законодательством, поэтому получить компенсацию за приобретенную путевку в данном случае не получится.
Особенностью предоставления санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда при предоставлении социальных услуг ст. 6.2 ФЗ № 178 является, что «граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно- курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица» [5]. Таким путем обеспечивается возможность для сопровождающего лица непосредственно осуществлять уход за инвалидом в течение всего срока пребывания последнего на лечении или в пути без несения дополнительных затрат.
Таким образом, отметим, что в состав набора социальных услуг включается три их вида: обеспечение лекарственными препаратами, предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение и обеспечение бесплатного проезда в транспорте. Предоставление набора социальных услуг может существенно облегчить жизнь льготникам, в тоже время сегодня есть большие недоработки в этой сфере законодательства.
Не всегда нуждающимся гражданам бывает достаточно мер оказываемой государством социальной поддержки, хотя в законе предусмотрены некоторые исключения, которые немного расширяют права льготников. Так по решению медицинской комиссии гражданин может получить по рецепту врача необходимые ему лекарства, не включенные в перечень медикаментов, предоставляемых бесплатно в рамках набора социальных услуг.

34
Дополнительные социальные услуги могут быть предоставлены и на региональном уровне, поэтому гражданину следует обращаться в свои региональные органы для уточнения полного перечня услуг, которые оказываются в субъекте его проживания.
2.3. Порядок предоставления государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг
Как и любые услуги, предоставляемые государством, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг имеет собственный законодательно урегулированный порядок предоставления (ст. 6.3 ФЗ № 178).
Надо отметить, что в законе четко определено, какие именно органы государственной власти ответственны за предоставление гражданину права на получение услуг, а также за реализацию каждой конкретной услуги, входящей в набор [5].
Набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Таким образом, лица, получающие ежемесячную выплату, могут претендовать и на набор социальных услуг, если они относятся к одной из категорий, для которых законом предусмотрено право на ее получение.
Ежемесячная денежная выплата представляет собой материальные выплаты пострадавшим гражданам, а также лицам, имеющим определенные заслуги перед отечеством. В отличие от набора социальных услуг размер ежемесячных выплат для каждой категории граждан определяется индивидуально:
 если лицо имеет право на получение ежемесячной социальной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным одним нормативным актом, то территориальным органом Пенсионного фонда РФ будет установлена
ЕДВ по одному из оснований, подразумевающему наибольший размер выплат.


35
 если гражданин имеет право на получение выплат по основаниям, которые содержаться в разных нормативных актах, то он получает право самостоятельно выбрать, закон в соответствии с которым он хотел бы получать денежные средства.
Для того, чтобы стать получателем ЕДВ гражданину необходимо обратиться в территориальный орган пенсионного фонда РФ по месту регистрации (постоянной или временной). ЕДВ для пенсионеров назначается в том отделении Пенсионного фонда России (ПФР), где они уже получают другие пенсионные выплаты [33].
Несовершеннолетние и недееспособные, по общему правилу, получают
ЕДВ по месту жительства родителей, опекунов, либо попечителей. Если родители несовершеннолетнего проживают раздельно, то обращаться следует в орган ПФР по месту жительства того родителя, с которым проживает ребенок.
Для несовершеннолетних, которым исполнилось 14 лет, предусмотрено право обратиться за получением выплат самостоятельно.
Если лицо, претендующее на такую выплату, находиться в детском доме для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, психоневрологическом интернате или ином стационарном учреждение социального обслуживания, то такому лицу необходимо обратиться в орган
ПФР по месту нахождения данной организации.
Для получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг никуда дополнительно обращаться не нужно, гражданин получает право на набор социальных услуг в натуральной форме одновременно с назначением ему ЕДВ.
В территориальном органе ПФР гражданину должна быть предоставлена справка о праве на получение набора социальных услуг. В справке должна содержаться следующая информация:
 категория льготника;
 срок, в течение которого льготник может получать социальные выплаты;

36
 социальные услуги, на которые гражданин имеет право в этом году
[31].
Для получения данного вида социальной помощи нужно предоставить следующий пакет документов:
 заявление установленного образца, о получении ЕДВ;
 паспорт гражданина РФ;
 если выплата назначается лицу, не достигшему 18 лет – свидетельство о рождении;
 СНИЛС;
 пенсионное удостоверение, если заявление подает пенсионер;
 удостоверение, свидетельство или иной документ, подтверждающий право заявителя на получение данного пособия;
 банковские реквизиты, на которые гражданин хотел бы получать выплаты [26, с. 229].
В случае, если заявитель не имеет возможности самостоятельно явиться в органы пенсионного фонда, документы могут быть поданы представителем по нотариально заверенной доверенности.
После предоставления необходимых документов, органы Пенсионного фонда выдают гражданину справку, подтверждающую его право на получение социальной помощи.
Получить лекарственные средства и медицинские изделия, а также продукты, требуемые для лечения детей-инвалидов, можно обратившись в медицинские организации, входящие в муниципальную, государственную либо частную систему здравоохранения (частная медицинская организация при этом должна иметь лицензию, на оказание медицинских услуг).
Для получения услуги гражданин предъявляет следующие документы:
 паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
 справку об инвалидности, удостоверение участника Великой
Отечественной войны или другой документ, подтверждающий право на


37 получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
 справку о назначение ЕДВ из Пенсионного фонда России.
На основание предоставленных документов врач выписывает рецепт на лекарства из утвержденного правительством перечня лекарственных средств.
Бесплатные лекарственные средства, мед. изделия и специальные продукты для детей-инвалидов можно получить только в аптеке, которую указал врач либо фельдшер в выписанном рецепте.
Для получения медикаментов в аптеке никаких дополнительных документов не требуется (помимо рецепта).
Если гражданин имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение, сначала он должен обратиться в медицинское учреждение по месту своего жительства для получения соответствующей справки.
Далее гражданину нужно обратиться в свой территориальный орган ФСС, для того, чтобы написать заявление о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, к которому необходимо приложить справку из медицинского учреждения. Заявление рассматривается в течение 10 дней с момента принятия.
По истечении данного срока сотрудник ФСС уведомляет гражданина о возможности получения путевки с указанием наименования учреждения и точной даты заезда. Путевка предоставляется гражданину не позднее чем за 21 день до даты заезда на санаторно-курортное лечение [11].
Таким образом, мы видим, что законодательством четкого срока выдачи путевок с момента подачи не установлено. Однако с учетом того, что срок получения набора социальных услуг исчисляется календарным годом, следует прийти к выводу, что максимальный срок рассмотрения заявления не может составлять более 1 года. В случае если путевка не была выдана – необходимо обращаться в суд о понуждении выдать путевку.
Чтобы реализовать право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно гражданину одновременно с получением путевки на санаторно-

38 курортное лечение нужно получить талон на проезд на поезде дальнего следования либо именное направление для проезда на автомобильном, водном, или авиатранспорте. В случаях, когда к месту лечения и отдыха нужно добираться несколькими видами транспорта, гражданину должны выдать талон
(направление) на каждый вид.
Для получения права на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте гражданину нужно обратиться в ФСС или орган социальной защиты населения по месту жительства, где ему должны выдать бесплатный проездной билет.
При проезде в пригородном транспорте необходимо предъявлять (помимо бесплатного проездного билета) документ, подтверждающий право на льготу
(например, справку об инвалидности). Без него проездной билет считается недействительным. Пользоваться данной социальной услугой можно круглый год без ограничения по количеству поездок и маршрутам [33].
В соответствии с ФЗ № 178 гражданин имеет право отказаться от набора социальных услуг полностью или частично. В этом случае ему выплачивается денежный эквивалент услуг, от которых он отказался.
На 1 февраля 2019 года стоимость набора социальных услуг с учетом ежегодной индексации составляет 1121,42 рубля ежемесячно (табл. 1).
Таблица 1
Стоимость набора социальных услуг, 2019 г.
Наименование услуги
Стоимость, руб.
Обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания для детей инвалидов
863,75
Предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение
124,05
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно
133,62


39
Для того, чтобы отказаться от набора социальных услуг, гражданину нужно обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган
ПФР по месту жительства или пребывания. Причем сделать это можно следующими способами:
 при личном обращении;
 через Единый портал государственных услуг;
 через Многофункциональный центр (МФЦ) [32].
Заявление на следующий календарный год принимается ПФР до 1 октября текущего года и считается действительным до окончания года, в котором гражданин изменит свое решение.
В соответствии с действующим законодательством при отказе от набора социальных услуг либо от его части данная сумма удерживается из размера выплачиваемой ЕДВ.
Если пенсионер по какой-либо причине не желает получать набор социальных услуг в натуральной форме, то ПФ РФ должен осуществлять выплату в денежном эквиваленте ежемесячно вместе с пенсией. Гражданин будет получать такие компенсации, пока за ним сохраняется право на получение ЕДВ.
Отметим, что ведомственные акты устанавливают четкий порядок получения социальных услуг, предоставляемых в виде набора. При этом предусматривается право гражданина заменить данные услуги их денежным выражением.
Таким образом, в перечень лиц, имеющих право на оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, имеют право инвалиды, лица, участвовавшие в боевых действиях, ветераны, члены их семей, а также дети-инвалиды.
Пенсионеры и другие нуждающиеся граждане могут получать социальную помощь в денежной и натуральной форме. Помощь от государства в натуральной форме представлена в виде так называемого набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение нуждающихся лиц

40 лекарственными препаратами, предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение и обеспечение бесплатного проезда в транспорте.
Предоставление набора социальных услуг может существенно облегчить жизнь льготникам, хотя стоимость такого набора чрезвычайно мала.
Не всегда нуждающимся гражданам бывает достаточно мер оказываемой государством социальной поддержки, однако, дополнительные социальные услуги могут быть предоставлены на региональном уровне, поэтому гражданину следует обращаться в свои региональные органы для уточнения полного перечня услуг, которые оказываются в регионе его проживания.
Граждане при этом могут воспользоваться своим правом отказаться от получения набора социальных услуг полностью или частично и получать соответствующую ежемесячную денежную компенсацию.