Файл: Социальная помощь государства в виде набора социальных услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2150

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
Отметим, что такая важная сфера социального обеспечения как государственная социальная помощь в виде предоставления и (или) оказания социальных услуг регулируется значительным количеством подзаконных нормативных правовых актов, например, среди постановлений Правительства
РФ можно назвать следующие:

«Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» от 18 октября 2014 г. № 1075 [7];

«Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» от 24 ноября 2014 г. № 1236 [8];

«О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» от 1 декабря 2014 г. № 1285 [9] и др.
Важную роль в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере оказания государственной социальной помощи в виде оказания социальных услуг, играют ведомственные акты. Среди них отметим следующие приказы Министерства труда и социальной защиты РФ, устанавливающие рекомендации, правила, порядок оказания тех или иных видов услуг учреждениями социальной защиты в различных формах:

«Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» от 17 апреля 2014 г. № 258н [13];

«Об утверждении рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» от 13 августа 2014 г. № 552н [14];

«Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» от 24 ноября 2014 г.
№ 935н [15];

«Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» от 24 ноября
2014 г. № 938н [16];

23

«Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» от 24 ноября 2014 г. № 939н [17];

«Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» от 24 ноября 2014 г. № 940н [18];

«Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально- медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны» от 25 августа 2016 г. № 471[19].
Указанными актами Правительства РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ устанавливаются правила, порядок предоставление и рекомендации по оказанию отдельных видов социальных услуг, предусматривается их специфика в зависимости от учреждения, где они оказываются.
Отметим, что иные особенности нормативно-правового регулирования сферы государственной социальной помощи в том числе в виде социальных услуг устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом региональной специфики и наличия соответствующей социальной инфраструктуры.
Таким образом, нормативно-правовая база сферы социальных услуг представлена значительным количеством нормативных правовых актов, среди которых Конституция РФ, международные документы, законы и подзаконные акты различного уровня. Международными документами устанавливаются высокие стандарты социального обслуживания и оказания социальных услуг.
Федеральные законы устанавливают основы предоставления государством социальных услуг, а в подзаконных актах конкретизируются различные аспекты оказания такого вида государственной социальной помощи, применительно к отдельным видам социальных услуг или к различным категориям населения.


24
Отметим, что социальный характер государства является одной из основ конституционного строя. В Российской Федерации должна проводиться продуманная социальная политика, направленная на поддержку и улучшение качества жизни различных социально незащищенных категорий населения. В настоящее время Россия находится на пути к достижению цели построения социального государства, что представляется невозможным без высокого уровня экономического развития страны, закрепления в законодательстве правовых, экономических и организационных гарантий социального обеспечения.
Важной формой социального обеспечения является государственная социальная помощь, которая предоставляется в денежной или натуральной формах нуждающимся гражданам на основе установленных законодательством принципов адресности и доступности в целях повышения уровня доходов населения.
Государственная социальная помощь может оказываться в денежной или натуральной формах. Конкретный перечень видов и механизм предоставления таких форм помощи установлен федеральным и региональным законодательством. Нормативно-правовая база сферы социальных услуг представлена значительным количеством нормативных правовых актов, среди которых Конституция РФ, международные документы, законы и подзаконные акты различного уровня.

25

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
В ВИДЕ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1.
Категории
граждан,
имеющих
право
на
получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Действующим законодательством определены категории граждан, нуждающихся в социальном обеспечении и социальной защите. Не стали исключением и граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи.
Так, в соответствии со статьей 6.1. ФЗ № 178 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 марта 2012 г. № 271н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» [11] право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) «инвалиды войны;
 участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
 приравненные к инвалидам войны:
 военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие

26 ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
 бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
2) участники Великой Отечественной войны;
В эту категорию лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, также входят приравненные к участникам Великой Отечественной войны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» [5];
3) ветераны боевых действий:
 военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны
СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
 военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной


27 безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
 военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в
Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
 военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников
Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
 члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

28
 приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:
 члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
 члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;
8) инвалиды в зависимости от группы инвалидности: инвалиды I группы; инвалиды II группы; инвалиды III группы;
9) дети-инвалиды» [5; 11].
Как видно из приведенного перечня, основную массу лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг имеют право граждане, так или иначе, связанные с военной службой, а также члены их семей. Кроме них в данную категорию нуждающихся включаются инвалиды и дети-инвалиды.
Таким образом, в настоящее время пенсионеры и другие нуждающиеся граждане могут получать социальную помощь в денежной и натуральной форме. Помощь от государства в натуральной форме представлена в виде так называемого набора социальных услуг Услуги могут быть оказаны перечисленным в законе категориям граждан в определенном порядке.


29
2.2. Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде
набора социальных услуг
Наряду с установлением категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, российское законодательство закрепляет виды социальных услуг, ходящие в состав указанного набора.
В соответствии со ст. 6.2. ФЗ № 178 в набор социальных услуг, предоставляемых рассмотренной выше категории граждан, включаются следующие социальные услуги:
 «обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
 предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в установленные законодательством санаторно- курортные организации;
 бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» [5].
Рассмотрим подробнее особенности каждого из перечисленных видов социальных услуг.
Правительство
Российской
Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и порядки формирования таких перечней [5].

30
Министерство здравоохранения устанавливает стандарты медицинской помощи по различным видам заболеваний, в соответствии с которыми осуществляется обеспечение нуждающихся категорий граждан лекарственными препаратами в составе набора социальных услуг. Для получения необходимых лекарственных препаратов следует обратиться в медицинские учреждения
(поликлиники) по месту жительства.
Условием предоставления бесплатной путевки на лечение в санаторий для отдельных категорий граждан, является наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что должно подтверждаться справкой, выдаваемой лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства по форме № 070/у-04 [10].
В соответствии со ст. 6.2 ФЗ № 178, «длительность санаторно-курортного лечения в санатории составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга
– от 24 до 42 дней» [5].
Путевки предоставляются в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные утвержденный в 2013 году Министерством труда и социальной защиты РФ и
Министерством здравоохранения РФ список санаториев. Например, в
Белгородской области это:
 Областное государственное учреждение здравоохранения «Санаторий для детей с родителями»
 Муниципальное учреждение «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов»
 Областное государственное учреждение здравоохранения «Красиво»
 Областное государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
 Учреждение «Санаторий «Дубравушка»
 Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий «Красная поляна» [12].