Файл: Совершенствование механизмов общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Как показывает практика, в российском обществе механизм взаимодействия власти и общества еще пока не совершенен. Поэтому и теоретики, и практики утверждают, что основной причиной абсентеизма граждан, а особенно молодежи, является отсутствие практик закрепления и реализации гражданских прав и свобод, а также отсутствие организационных условий участия.
В идеале взаимосвязь и взаимодействие между участниками общественно-политического процесса должны быть непосредственными, но такой механизм невозможен для практической реализации, в силу занятости местных органов власти и их представителей и отсутствия правовой базы. Поэтому в современных условиях взаимосвязь между местными институтами власти и населением осуществляется, как правило, через представителей, которые могут иметь свою личную заинтересованность, не совпадающую с интересами населения [29].
Другим недостатком, влияющим на уровень общественно- политического участия населения на местах, является сопротивление самой власти. К сожалению, не всегда и не все муниципальные институты готовы к открытому диалогу с населением. Очевидно, связано это с теми требованиями, которые предъявляются к ним со стороны населения и с теми ресурсами, которые необходимо потратить на их реализацию. В связи с этим очевидным становится то, что общественно-политическое участие не только приносит затраты местным органам власти, но и способно повысить эффективность их деятельности. Так институты прямой демократии, с одной стороны, позволяют гражданам участвовать в определении задач и направлений деятельности местных органов власти, что способствует повышению активности населения. С другой стороны, с использованием институтов прямой демократии возрастает и контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления и их

25
должностных лиц, что вынуждает их более ответственно относиться к выполнению своих должностных полномочий и данных обещаний.
Обобщив вышесказанное, обозначим основные проблемы, мешающие нормальному функционированию местного самоуправления, низкая активность и вовлеченность граждан в процессы местного самоуправления; недоверие населения органам муниципальной власти; недостаточная информированность населения о функциях, структуре, полномочия органов муниципальной власти.
Все это выступает тревожными симптомами, свидетельствующими о проблемах в развитии институтов публичной демократии на местах. Кроме того, выявленные проблемы ведут: к избранию неавторитетной власти, неэффективному управлению, использованию не всех форм участия.
Отсутствие выражения своих интересов населением приводит к снижению его влияния на решение местных вопросов [4].
Местное самоуправление является первым уровнем власти, который ближе и теснее всего соприкасается с людьми. Именно на местном уровне могут и должны быть выработаны и реализованы механизмы эффективного участия общественности в управлении территориями.
Никакая другая система не способна выполнить задачу массового вовлечения граждан в процесс управления территориями.
Еще более значима роль местного самоуправления как механизма гражданского участия, способа активизации инициативы снизу. Отсюда не только возникает вероятность внедрения предложений местных жителей в социальную и политическую практику, но и формирования активной общественной среды.
Именно население муниципалитета в зависимости от своих политических взглядов, возникших общественных инициатив и социально- экономического развития муниципального образования формирует


26
потребности, которые должны быть удовлетворены в местном самоуправлении. Такие потребности призваны удовлетворять различные общественные объединения, куда входят: глава муниципального образования представительный орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления, а также территориальные объединения граждан. Все они составляют систему местного самоуправления, призванную решить различные функции (рис. 3)
[23].
Рис. 3 Механизм общественного участия в решении вопросов местного самоуправления

27
В настоящий момент ресурсы местного самоуправления используются недостаточно. Эффективной работе местных властей мешает целый ряд препятствий, важнейшее из которых – слабая ресурсная база местного самоуправления, в первую очередь низкий уровень собственных доходов местных бюджетов. Поскольку межбюджетные отношения строятся на принципах выравнивания бюджетной обеспеченности, наибольшую финансовую поддержку получают наименее успешные муниципалитеты, что закрепляет иждивенческую позицию руководителей органов местного самоуправления.
Остро стоит проблема низкой социальной активности граждан, устраняющихся от участия в решении вопросов местного значения.
Безынициативность населения превращает местное самоуправление в управление – один из уровней власти, при этом недостаточно эффективный и самостоятельный. Снижению социальной активности граждан нередко способствует позиция местных властей, не заинтересованных проблемами граждан, часто стремящихся подменить реальное сотрудничество его видимостью. Нередки случаи использование общественной активности ради реализации политических или бизнес- проектов, преследующих цели, отличные от целей населения.
Кроме того, причиной низкой социальной активности на местном уровне являются сформировавшиеся социально-психологические установки граждан, заключающиеся в ощущении тотальной зависимости от власти, неумении и нежелании принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения, а также низкая правовая культура и не информированность. Большая часть населения слабо осведомлена о полномочиях и сфере ответственности местных властей, о собственных правах и возможностях влияния на ситуацию в собственном доме, поселке, микрорайоне, городе.


28
При этом уровень социальной активности далеко не однороден.
Социальная позиция граждан, в том числе активность их участия в решении местных вопросов, обусловлена уровнем образованности, экономической активностью, долей работающих в составе населения, его этнокультурным составом, историческими традициями самостоятельного решения проблем поселений.
Развитие общественной активности характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в муниципальных образованиях развивались различные партнерские формы взаимодействия властей и граждан, с другой, были отмечены случаи серьезных конфликтов между гражданами и муниципальными властями [15].
В последнее время отмечается рост гражданской активности на местном уровне, направленной на решение экологических проблем. Часть из них получила широкое освещение в средствах массовой информации.
Множество обращений граждан связано с планами «точечной» застройки городских территорий. В своих обращениях граждане указывают, что планы строительства не учитывают их мнения и что местные власти игнорируют все жалобы и протесты общественности, продолжая реализацию проектов. Вместе с тем изучение ситуации в муниципалитетах показывает, что в них развиваются и различные формы конструктивного взаимодействия общественности и властей, механизмы общественного контроля и цивилизованного согласования интересов различных социальных групп.
Хорошо зарекомендовала себя практика проведения открытых расширенных заседаний представительных органов местного самоуправления. Как правило, решения и предложения участников учитываются при формировании планов и программ социально- экономического развития территории.

29
Для развития гражданского общества нужны пропаганда достижений в сфере развития общественной активности на местном уровне, распространение соответствующих передовых практик в муниципальных образованиях, проведение региональных конкурсов, публикация рейтингов муниципалитетов по критерию развития общественной активности в средствах массовой информации и сети Интернет. Сегодня перед муниципальными властями стоит задача развития местного гражданского общества и его институционализация, создание механизмов его участия в формировании местной власти, в контроле ее деятельности и в решении повседневных задач местного значения [17].
\

30

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Характеристика механизмов местного самоуправления
Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, формы и методы, которые складываются в процессе муниципального управления. Совместная деятельность людей создает систему отношений, вызывающую необходимость сформировать определенный механизм для организации совместной деятельности, поскольку интересы отдельной личности постоянно пересекаются с групповыми интересами. Взаимодействие этих интересов требует установления механизма взаимоотношений между людьми [5].
По мере расширения хозяйственной жизни муниципального образования усложняются отношения между людьми, изменяются соотношения между частными и общественными интересами. Все это требует разработки более эффективных форм и способов организации и рационализации усложненных связей. Для регулирования этих процессов создаются общественные институты, выполняющие функции координации и контроля в сферах:
- организации хозяйства и жизни населения;
- создания властных структур для регулирования процессов самоуправления.
Муниципальная власть на основе нормативных правовых актов регулирует отношения элементов процесса самоуправления (людей, частных и общественных интересов). Усложнение общественных отношений в процессе социально-экономического развития

31
муниципального образования носит циклический характер. Цикличность данного процесса связана с природой хозяйственной жизни, так как для достижения определенного благополучия необходимы ресурсы и инвестиции, которые у разных предприятий, отраслей и территорий неодинаковы. Поэтому система управления государством в целом и хозяйственными системами в частности зависит от вида и типа хозяйства
[4].
Использование механизмов и инструментов местного самоуправления, основанных на учете мнения населения, является законодательно прописанным отличием муниципального менеджмента, органы управления муниципальным образованием являются сосредоточением практики применения этих процедур, механизмов и инструментов. С повышением уровня развития местного самоуправления роль администраций муниципальных образований должна уменьшаться, а эффективность и результативность структур управления муниципальным образованием – увеличиваться за счет активизации механизмов самоуправления городов и поселков, привлечения институтов гражданского общества к решению местных вопросов Однако в настоящий момент, с учетом особенностей вялого развития форм самоуправления, характер и качество развития территории муниципальных образований и проживающих там местных сообществ определяется системой административного управления, сосредоточенной в органах исполнительной власти муниципальных образований. Стереотипы управления муниципальным образованием сохраняются в провинциальных городах и районах, где они традиционно строятся на отраслевом планировании и финансировании. При этом переход к системе управления по функциональному принципу и на основе программирования, где управление строится в соответствии с выбором приоритетных


32
муниципальных сфер управления, а не отрасли, состоялся около 10 лет назад повсеместно и прописан в базовых законодательных документах
[26].
При решении данной проблемы важно учитывать базовую цель функционирования управляющей системы муниципальных образований, которая определяется как обеспечение качества жизни муниципального сообщества на определенной территории. В основе эффективной и результативной оптимизации развития муниципалитетов находится развитая система самоуправления, требующая создания и администрирования оптимальных механизмов разделения ответственности за принятие решений по местным вопросам между субъектами муниципального управления, координации и кооперации их деятельности при их решении. Необходимо найти не только эффективные формы диалога между административными структурами органов муниципального управления и гражданским обществом, но и обеспечение возможностей для граждан и их объединений влияния, участия в координации и кооперации процессов принятия решений и гражданского контроля за ходом исполнения [29].
Кроме того, для внутренней и внешней оценки эффективности механизма местного самоуправления необходимо владеть информацией о социально-экономическом положении муниципального образования в конкретный момент времени, что позволит более четко и своевременно определять оперативные цели управления и осознавать степень успешности управленческих решений, а также аргументировано выявить проблемные зоны в системе объекта муниципального управления.
Измерить эффективность механизма управления муниципальным образованием возможно исключительно системой показателей для мониторинга его деятельности, при этом индикаторы определяются с

33
использованием совокупности нескольких методик. При выборе методик и подходов для оценки эффективности управления необходимо учитывать условия и факторы функционирования конкретного муниципального образования, так как при разработке критериев и показателей важно соответствовать объекту управления [18].
Таким образом, можно сделать вывод о повышении эффективности административных структур органов муниципального управления:
1) Постоянный учет интересов жителей в режиме мониторинга и выстраивание доступных и результативных каналов связи является главной задачей органов МСУ. Поэтому для определения оптимальных параметров функционирования административных структур муниципального управления данный фактор является решающим.
2)
Организационные изменения в структуре органов муниципального управления должны проектироваться и внедряться по собственным технологиям и процедурам, не копирующим целиком технологии и инструменты государственного управления или менеджмента.
3) Проведение оптимизации организационных структур органов муниципального управления служит основой для изменения практики муниципального управления, готовности к повышению профессионализации муниципального управления, взвешенного отношения к реализуемым базовым долгосрочным и среднесрочным целям развития территории муниципалитета.
4) Структурные преобразования административных структур органов муниципального управления как управляющей подсистемы муниципального образования должны проходить при помощи обоснованных технологий разработки и внедрения организационного проекта [2]