Файл: Совершенствование механизмов общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
Анализируя ответы респондентов можно отметить, что большинство считают, что людей с активной гражданской позицией недостаточно. В процессе формирования активной гражданской позиции большую роль играют такие институты, как семья, образование и государство в лице исполнительных органов власти, мобилизуя и включая граждан в общественно-политическую жизнь общества. Основываясь на приведенных примерах тех респондентов, которые считают, что людей с активной гражданской позицией немного в обществе, можно выделить несколько факторов. Прежде всего это люди безынициативные, ищущие личную выгоду и боящиеся выражать свое мнение и точку зрения.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что гражданская активная-позиция, выражена в сознательных действиях с целью удовлетворения не только личных, но и общественных интересов, направленных на общественное благо. Человек, проявляющий активную гражданскую позицию — это инициативный, заинтересованный в реализации общественных интересов человек, выражая активную гражданскую позицию в большей степени в социальной сфере. Мотивами участия граждан в общественно-политической жизни в опросах взаимодействия с органами местного самоуправления, по мнению респондентов, служат такие как, заинтересованность граждан, проявление себя как личности и желание воплотить идею или свою инициативу [32].
Отсутствие мотивации к проявлению гражданской активности, заинтересованности к процессам, протекающим в обществе и отсутствие веры в собственные силы и возможности, служат ведущими причинами того, почему граждане не проявляют гражданскую активность и не участвуют общественно-политической жизни общества в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления.
45
1 2 3 4
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Формирование целей развития муниципального образования является важнейшей задачей органов местного самоуправления, а система целей является тем обстоятельством, которое влияет на устойчивость муниципального развития, при этом существенным для данной деятельности является тот факт, что цели развития муниципального образования должны определяться, опираясь на интересы местного сообщества. Последнее утверждение связано с тем, что «у местного самоуправления есть особая историческая миссия – преодолеть отчуждение между обществом и властью, так как именно на местном уровне их интересы тесно переплетены и максимально сближены» [29].
Цели местного сообщества (населения) прежде всего ориентируются на те, вопросы и проблемные ситуации, которые наиболее остро тревожат жителей и требуют своего разрешения. Проблемы территории, исходя из исследования, проведенного под руководством Дзюба О.С, многими жителями муниципальных образований ощущаются на местном уровне и являются (особенно для активных представителей местного сообщества) движущей силой социальной активности – с одной стороны, а с другой – источником неудовлетворенности условиями жизнедеятельности в определенном муниципальном образовании. Вопросы (и проблемные ситуации), которые чаще поднимаются и обсуждаются местным сообществом, являются наиболее значимыми для активных жителей и уровень их значимости для социально активных граждан выше, чем для пассивных. Таким образом, одним из центральных моментов при
46
осуществлении управления муниципальным образованием является увязка и
«состыковка» целей территориального развития.
Концепция согласования целей в наибольшей мере реализована в теории целевого управления. На муниципальном уровне целевое управление реализуется в виде разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ и их центрального этапа – постановки целей муниципального развития. Более того, целевой подход является теоретической базой стратегического управления, которое получило сегодня значительное распространение в менеджменте. Таким образом, можно предположить, что теория целевого управления на уровне муниципального управления прежде всего реализуется в рамках муниципальных целевых программ, а также в рамках стратегического планирования территориального развития
[32].
Подчеркнем, что наблюдавшийся в последние годы рост популярности разработки стратегических планов развития муниципальных образований и муниципальных программ социального развития как таковой не создает соответствующих условий для роста уровня благополучия граждан, планы скорее являются способом камуфлирования частных интересов под видом общественных. Однако, открытость разработки и принятия планов стратегического развития решает задачу постановки власти в такие правовые условия, при которых она будет вынуждена точно формулировать измеримые, конкретные и достижимые цели, а также ожидаемые результаты, утверждаемые муниципальными нор мативными актами. Свои действительне цели органы власти никогда не озвучат, но, придав законную силу общественно приемлемым целям, они будут вынуждены их исполнять в обстоятельствах непрерывно действующего мониторинга и контроля выполнения принятых целей муниципального развития. Подходы, реализуемые в стратегическом
47
планировании территориального развития в соответствии с теорией целевого управления, подразумевают, что население и местная общественность должны быть действенными участниками разработки плана стратегического развития муниципального образования на всех без исключения этапах как через участие в опросах общественного мнения, так и через участия в публичных слушаниях, направления своих делегатов в коллективы (группы) разработки целевых программ и планов стратегического развития. В соответствии с этим подходом план стратегического развития муниципального образования более всего необходим для решения проблемы объединения усилий власти, бизнес сообщества и населения при выработке общих целей развития муниципального образования на длительную перспективу и действий по их реализации. В свою очередь, обязательным условием успешной реализации принципов теории целевого управления на уровне управления муниципальным образованием является максимальное согласование точек зрения всех субъектов местного сообщества при разработке, утверждении и реализации целевых программ муниципального развития и стратегических планов социально-экономического развития территории.
Для того, чтобы эти документы не оставались формальными декларациями, а действительно давали результаты, в них должны учитываться позиции всех групп стейкхолдеров. В укрупненном варианте, таких групп три – это органы местного самоуправления, бизнес сообщество и население. Задача организации взаимовыгодного сотрудничества власти с бизнесом – это тема отдельного исследования, и в этой связи уже многое сделано как в плане теоретических изысканий, так и в практическом разрезе (государственно-частное партнерство, концессии и т.п.). При этом проблема организации эффективных информационных потоков в целевом управлении между органами власти и населением
48
остается очень актуальной и малоизученной. Возрастающая потребность в более действенном вовлечении граждан в процесс разработки и принятия решений, а также в процесс разрешения проблем на муниципальном уровне является одним из самых заметных движений в местном самоуправлении в мире в целом [23].
Для фиксирования информационного потока между властью и общественностью при разработке и реализации муниципального целевого управления исследователь проблем местного самоуправления О.В.
Лысенко применяет категорию «общественное участие».
Теория общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но действительной причиной ее развития были требования населения принимать во внимание их мнение. Общественное участие в принятии решений органами власти – это постоянный двунаправленный процесс взаимодействия между органами власти, отвечающими за подготовку, принятие и исполнение решений, и общественностью, включающий в себя:
- действия и мероприятия, способствующие четкому пониманию общественностью процессов разработки и принятия решений ответственным ведомством и механизмов исследования возникающих социальных проблем;
- полное информирование общественности о статусе и этапе реализации разработки (внедрения проекта, плана или программы, выработки политики или проведения оценки одного из вышеперечисленного), а также о способах получения информации, внесения комментариев и предложений, и других вариантах участия;
- активный сбор мнений всех заинтересованных представителей местного сообщества, их понимания и принятия целей и задач проекта, а также их видения в отношении использования ресурсов, альтернативных
49
вариантов стратегий развития и любой другой информации, которая касается принимаемого решения.
Общественное участие особенно актуально при решении локальных проблем, касающихся, например, образования, организации досуга и отдыха, состояния окружающей среды, здравоохранения и т. д., к рассмотрению которых политики и органы власти часто подходят, не имея достаточной информации и не чувствуя проблему «изнутри» [15].
Общественное участие может выражаться в следующих процедурах: референдум, всенародное обсуждение, опрос граждан.
Таким образом, главная цель, формируемая в целевом управлении, должна быть ориентирована на внутреннюю среду, придавая действиям людей целенаправленность и осмысленность, позволяющие им лучше видеть и понимать не только (и не столько) то, что они должны делать, но и что они получат (какой результат, пользу), осуществляя свои действия.
Для этого, в свою очередь, положения муниципальной целевой программы должны быть доведены до общественности, разъяснены, и отзывы
(комментарии, предложения, замечания и т.п.) по хорошо организованным каналам обратной связи необходимо тщательно собирать, анализировать и
«прореагировать», вплоть до внесения корректив в формулировки генеральной цели [35].
Очевидно, что для такого диалога с гражданами необходима детально спланированная и организованная кампания по вовлечению общественности в процесс управления на основе всех доступных коммуникативных технологий, с привлечением социологических методов для проверки «качества и количества» охвата и обратной связи. Под кампанией по вовлечению общественности в управление мы понимаем – серию взаимосвязанных и запланированных действий, нацеленную на достижение конкретных результатов в решении общественно значимой
50
проблемы в течение определенного периода времени и использующую воздействие общественности и общественное мнение на организации и конкретных лиц, от которых зависти решение проблемы, с тем, чтобы они действовали иначе, чем они действовали бы без влияния кампании. В идеале весь процесс целевого управления на муниципальном уровне – от постановки целей до их воплощения – должен сопровождаться масштабной кампанией, нацеленной на обеспечение пассивного и активного общественного участия.
Таким образом, кампания общественного участия в целевом управлении на муниципальном уровне, на наш взгляд, должна состоять из двух этапов, соответствующих процессу разработки муниципальной целевой программы или стратегического плана территориального развития и процессу их реализации. На этапе разработки основная задача кампании общественного участия – обеспечить признание местным сообществом подготовленного документа (муниципальной целевой программы, стратегического плана).
Данная задача кампании предполагает обеспечение пассивного общественного участие (доведение до населения информации о содержании и задачах деятельности по разработки муниципальной целевой программы или плана стратегического развития) и активного общественного участия (вовлечение общественности в процесс разработки). На этапе реализации кампания общественного участия должна быть направлена на поиск согласия по отдельным спорным вопросам практической реализации программы или плана. Данные этап также предусматривает обеспечение пассивного общественного участия
(доведение до населения информации о ходе реализации) и активного общественного участия (вовлечение общественности в процесс мониторинга и оценки реализации). Итогом двух этапов кампании должно
51
стать согласование целей муниципального развития и путей их достижения
[35].
Проводя анализ анкетного опроса, я считаю, что повышения активности граждан в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления необходимо уделять внимание таким аспектам как:
- образование. Образование – процесс, включающий в себя не только передачу опыта и знаний, но и процесс развития личности, включающий в себя формирование профессиональных качеств личности, интеграции в общественно-политическую жизнь общества, а также процесс адаптации в меняющихся условиях жизни. Необходимо отметить, что именно образовательные организации принимают участие в формировании представлений молодого человека о гражданских ценностях, самосознании и самовоспитании. Именно образовательные организации формируют ответственного гражданина с активной гражданской позицией;
- внеучебная деятельность. Большое значение в рамках формирования активной гражданской позиции играет внеучебная деятельность, которая также выполняет воспитательную функцию и играет роль социального включения граждан в общественно-политическую жизнь. Сегодня, на базе образовательных организаций, расположенных на территории Сысертского городского округа множество возможностей реализации общественных и личностных интересов. Эту роль выполняют студенческое самоуправление, профсоюз студентов, молодежные культурно-досуговые центры в рамках воспитательной и социальной деятельности;
- государство, в лице исполнительных органов власти, органов местного самоуправления является еще одним институтом, который формирует гражданскую активность. На их базе на территории
Сысертского городского округа реализуется большое количество
52
мероприятий, направленных на формирование гражданских качеств граждан, гражданское самосознание и социальную активность как основных компонентов активной гражданской активности [32].
Необходимо отметить, что формирование активной гражданской позиции в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления
– это не только процесс индивидуальной работы каждого института, но и систематизированный, основанный на взаимодействии всех институтов формирования. Поэтому говоря об институтах и направлениях формирования активной гражданской позиции необходимо выделить и методы. Среди которых:
1) Метод воспитания. На основе проведенного анализа мы увидели, что процесс воспитания играет не последнюю роль в формировании активной гражданской позиции. Воспитательная работа формирует сознание граждан, формируя базовые ценности, взгляды, жизненные установки и такие качества, как гражданственность, целеустремленность, ответственность, гражданское самосознания;
2) Метод социального включения. Такие институты как семья, образование, общественные объединения и политические партии, государство, в лице исполнительных органов власти выполняют функции интеграции граждан, мобилизуя их для участия в общественно- политической жизни общества, путем привлечения к различным формам деятельности в рамках функционирования институтов;
3) Метод поддержки. Этот метод направлен на стимулирование и мотивирование граждан к участию в общественно-политической жизни.
Институты формирования активной гражданской позиции молодежи позволяют им быть сопричастными к политической жизни общества, влиять на ход общественно-политических событий, путем участия в различного рода мероприятиях. Также, граждане, осуществляя свою