Файл: Вопрос 1 Расскажите об организации маркетинговой деятельности в предприятии общественного питания целях, задачах, функциях маркетинга.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. Определите виды и источники сбора информации. Расскажите о методах
сбора маркетинговой информации: количественные и качественные методы
маркетинговых исследований, возможности их применения в индустрии питания.
Методы:
-
Качественный метод: включaют cбop, анaлиз дaнныx пyтeм нaблюдeния зa тeм, чтo люди дeлaют и гoвopят.
1) Глyбиннoe интepвью
Предназначен для получения различной маркетинговой информации от группы, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего обсуждают поставленные перед ними вопросы.
Обычно работу группы записывают на аудио и видео, а ее результаты могут явиться основанием для проведения количественных исследований, например, путем опроса.
Оптимальный размер фокус-группы от 8 до 12 человек.
2) Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент и испытуемый.
3) Пpoeкциoнные мeтoды.
Испытуемые пoмeщaютcя в определенные придуманные cитyaции в нaдeждe нa тo, чтo человек выскажет инфopмaцию, которую обычно не говорит. Например: упoтpeблeние наpкoтикoв, aлкoгoля.
Примеры этого метода: испытание при помощи завершения предложений иллюстрации, разыгрывание ролей.
4) Нaблюдeниe
Наблюдeния зa выбpaнными гpyппaми людeй, их дeйcтвиями. Мoжeт быть иcпoльзoвaнo кaк иcтoчник инфopмaции для пocтpoeния гипoтeз, cлyжить для пpoвepки дaнныx, пoлyчeнныx дpyгими мeтoдaми, c eгo пoмoщью мoжнo извлeчь дoпoлнитeльныe cвeдeния oб изyчaeмoм oбъeктe.
Веcьмa тpyдoeмкий мeтoд. Офopмлeниe итoгoв нaблюдeний зaнимaeт пopoй в двa paзa бoльшe вpeмeни, чeм caмo нaблюдeниe.
Пo xapaктepy oкpyжaющeй oбcтaнoвки нaблюдeниe мoжeт быть:
-
Пoлeвым пpoцeccы пpoxoдят в ecтecтвeннoй oбcтaнoвкe (в мaгaзинe, y витpины мaгaзинa)
-
лaбopaтopным, т.e. пpoвoдящимcя в иcкyccтвeннo обстановке.
Рeзyльтaты записываются на ayдиo или видeo, в блoкнoтax и т.п.
5) Имитационное моделирование
Метод исследования объектов, основанный на том, что изучаемый объект заменяется имитирующим объектом.
2. Кoличecтвeнныe мeтoды.
Обычно пpoвeдeниeм paзличныx oпpocoв, ocнoвaнныx нa иcпoльзoвaнии
cтpyктypиpoвaнныx вoпpocoв зaкpытoгo типa, нa кoтopыe oтвeчaeт бoльшoe чиcлo людей.
1) Опpoc зaключaeтcя в cбope пepвичнoй инфopмaции пyтeм пpямoгo зaдaвaния людям вoпpocoв.
Опpoc мoжeт нocить cтpyктypизoвaнный и нecтpyктypизoвaнный xapaктep; в пepвoм cлyчae вce oпpaшивaeмыe oтвeчaют нa oдни и тe жe вoпpocы, вo втopoм - интepвьюep зaдaeт вoпpocы в зaвиcимocти oт пoлyчeнныx oтвeтoв.
Личный опрос может проводиться с использованием анкеты, выданной испытуемому.
Опрос по телефону занимает меньше времени и недорог. Ответы носят краткий характер, однако проблемой здесь может стать отказ от ответов и отсутствие телефона у некоторых людей.
Опрос по почте может обеспечить выход на большое кол-во разных людей и он относительно дешев. Основные проблемы: отказ или задержка ответов и участие не тех лиц.
Выбор метода зависит от целей и потребностей конкретного исследовательского проекта.
2. Эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.
Основное достоинство эксперимента - то, что он позволяет видеть причину и следствие (например, новая упаковка увеличивает сбыт).
Основные недостатки - высокие расходы, придуманные условия.
3. Физиологические и механические измерения.
-
Физиологические измерения, основанные на изучении непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые стимулы.
При проведении подобных измерений используется специальное оборудование (например, фиксируется расширение зрачков при изучении определенных товаров).
Но может вызывать у респондентов нервозность, и ее применение не дает возможности отделить положительные реакции от отрицательных.
Используются редко.
-
При механических измерениях использование приборов удобнее, чем персональное наблюдение (Например, изучение предпочтений членов семьи в отношении телевизионных передач гораздо проще осуществить с помощью аудиометра.)
Вопрос 22 Дайте характеристику понятиям: конкуренция, конкурентная среда предприятия общественного питания, конкурентоспособность предприятия, услуг, товаров.
Конкурентоспособность товара - совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Качество- это совокупность свойств и качеств продукции, которые удовлетворяют потребности человека.
Методика оценки конкурентоспособности товаров: Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности основан на сравнении его параметров с параметрами существующего (или разработанного) товара, наиболее точно отражающими потребности покупателя.
Многоугольник конкурентоспособности( для предприятия)-
метод, позволяющий провести анализ конкурентоспособности товаров в сравнение с ключевыми конкурентами.
24. Опишите классический комплекс маркетинга (4Р) в предприятии
общественного питания.
Комплекс маркетинга включает: с помощью их, фирма влияет на целевой сегмент
-
продукт;
Под продуктом понимаются товары и услуги, производимые фирмой. -Анализ жцт,
-
формирование ассортиментной политики, -
создание грамотной упаковки товара.
-
цена;
определяет прибыль фирмы. Цены устанавливаются на основе таких факторов, как:
-
методы ценообразования, -
ценообразующие факторы, -
стратегии ценообразования.
-
Место продажи; (сбытовая политика)
реализуемый фирмой продукт должен присутствовать на рынке в нужном месте и в нужное время.
Каналами товародвижения: нулевой одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый.
Методы сбыта: прямой, косвенный и смешанный.
-
Продвижение.(коммуникационная политика)
Элементы:
- реклама,
- пиар,
- система стимулирования сбыта,
- товарный знак,
-фирменный стиль,
- презентации,
- дегустации,
- промоакции
26. Определите этапы жизненного цикла товаров (ЖЦТ) /услуг предприятия
питания. Выявите особенности маркетинговых решений на каждом этапе ЖЦТ
предприятия общественного питания.
Жцт- это путь товара с момента его разработки до момента планомерного и целенаправленного вывода товара с рынк
Этапы:
1.Разработка
Рождается идея нового товара (услуги), проводятся маркетинговые исследования (прогнозирование спроса на товар), прикладные исследования, проектирование, рыночные испытания (пробный маркетинг).
Цель фирмы – будет ли спрос на товар.
Задачи маркетинга на этапе:
-
Анализ потенциального спроса -
Планирование объема продаж -
Прогнозирование реакции потребителя на товар
2. Вывод на рынок
Поступление товара в продажу, ознакомлением покупателя с товаром и привыкание к нему. Характерны низкий объем продаж и высокие расходы, незначительная конкуренция.
Задачи маркетинга на этапе:
-
усиленная реклама, -
сбор информации об оценке покупателями нового товара.
Преимущественно люди: новаторы
3.Рост
Рост спроса на товар. На данном этапе может быть превышение спроса над предложением, увеличение прибыли.
Задачи маркетинга на этапе:
-
завоевание позиций на рынке, -
укрепление приверженности покупателей через рекламу, -
увеличение продолжительности этапа устойчивого роста.
Чтобы продлить этот период делают это:
-
Повышают качество; -
Проникают в новые сегменты рынка; -
Снижают цены.
Преимущественно люди: адепты
4.Зрелость и насыщение
Меньше продаж и формирование группы постоянных покупателей.
Цель фирмы – закрепить завоеванную долю рынка.
Задачи маркетинга:
-
поиск новых рынков сбыта, -
стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе), -
совершенствование сервисного обслуживания, -
разработка модификаций товара. (совершенствование товара, чтобы привлечь внимание потребителя)
5.Спад
Снижением спроса и цен, покупатели теряют интерес к товару. Появляются товары – Заменители.
Цель фирмы – вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.
Задачи маркетинга:
На данном этапе резко уменьшается эффективность маркетинговой деятельности. Возможные причины спада:
-
изменение вкусов потребителей, -
обострение конкуренции.
Пути выхода:
-
снижение цен, -
придание товару чего-то нового, -
поиск новых рынков, -
переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара.
27. Опишите характерные особенности, методы формирования трех уровней
продукта общественного питания.
28. Расскажите о дополнительных услугах и их влиянии на формирование
спроса в сфере общественного питания.
Конференс-зал
Как влияют: привлечение новых клиентов
29. Раскройте содержание понятий: ассортимент, ассортиментная политика предприятия общественного питания. Рассмотрите показатели широты, глубины и насыщенности ассортимента.
Ассортимент - это совокупность товаров по видам, сортам.
Широта товарного ассортимента- кол-во различных товарных групп (по товарным маркам).
Глубина товарного ассортимента- кол-во наименований товаров в каждой товарной группе, удовлетворяющие потребности.
Насыщенность ассортимента- это общее число товарных единиц.
Например, семейное кафе пиццафабрика. Меню разнообразное, там нет определенной кухни, смешанны много кухонь, но большее внимание уделяется японской и итальянской. Конечно, почти все гости идут только из-за пиццы, и многие думают, что там продается только пицца, но это не так, там есть и супа, и салаты, пасты и роллы, и горячие блюда.
Также большой ассортимент напитков, соки, морсы, фреши, кофе,чай с различными вкусами и т.д. обычно делают еще и сезонные напитки и блюда. Летом это что-то освежающее, зимой- согревающее.
30. Опишите процесс разработки новых видов продукции и услуг в предприятиях общественного питания: обоснование необходимости, уровни, этапы.
Для чего нужно:
-
Дань моде -
Меняются потребности людей -
Мода формирует потребности
Уровни новизны товара:
-
Принципиально новый товар (пионерный товар) - товар, не имеющий аналогов на рынке, -
Кардинально усовершенствованный товар - товар, имеющий качественные отличия от аналогов, представленных на рынке; -
Модифицированный товар - товар, представленный на рынке ранее, но он был усовершенствован (иногда меняется только упаковка); -
Товар рыночной новизны - товар, новый только для данного рынка; старый товар, нашедший новую сферу применения. -
Товар новой сферы использования.
31. Конкурентоспособность предприятий, продукции и услуг: критерии оценки, их конкурентные преимущества, методы обеспечения. Особенности оценки и обеспечения конкурентоспособности организаций общественного питания.
Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.
Конкурентоспособность товара - совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.