Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые генетические нарушения могут проявляться при рождении, в то время как другие могут проявляться позже в жизни ребенка. Некоторые генетические нарушения могут быть вылечены или управляемы, но другие могут привести к хроническим заболеваниям и инвалидности.
В целом, генетические факторы играют важную роль в происхождении нарушений развития детей, и понимание этих факторов может помочь в разработке более эффективных методов лечения и профилактики этих нарушений.
23. Деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предоставляют помощь детям с нарушениями развития, включая генетические нарушения. Они предлагают индивидуальную программу обучения и реабилитации, которая помогает детям развивать свои способности и преодолевать трудности, связанные с нарушениями развития.
Центры также предоставляют помощь родителям, чтобы они могли лучше понимать потребности своих детей и помочь им в их развитии. Они также работают с учителями и другими специалистами, чтобы помочь детям с нарушениями развития получить лучшее образование и интегрироваться в общество.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации играют важную роль в поддержке детей с нарушениями развития и помогают им достичь своего потенциала.
Например, генетические мутации или наследственные заболевания могут привести к различным формам нарушений развития, таким как синдром Дауна, аутизм, спинальный мышечный атрофия и др. Кроме того, генетические факторы могут взаимодействовать с окружающей средой, такой как питание, загрязнение окружающей среды и т.д., что может усугублять или ослаблять эффекты генетических мутаций. Однако, не все нарушения развития связаны с генетическими факторами, и многие из них могут быть вызваны другими причинами, такими как инфекции, травмы или недостаток питания.
24. Причины возникновения нарушений (слуха, зрения, интеллекта,
опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы,
психического развития) в развитии ребенка..
Существуют причины появления детей с ограниченными
возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,
нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического
характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
25. Роль генетических факторов в происхождении нарушений развития
детей.
пренатальный и натальный период:
хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
венерические заболевания (гонорея, сифилис);
эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
несовместимость по резус-фактору;
алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности;
серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
гипоксические (кислородная недостаточность);
токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
26. Деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации.
Коррекционно- развивающие центры обеспечивают создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
Задачи центра:
своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;
реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
-реализация программ ранней комплексной помощи;
охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся
-социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
-реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально
-социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития
-консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития
-информационно-просветительская деятельность
27. Сущность и направления коррекционной работы. Коррекция сенсорики: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, стратегии формирования сенсорных эталонов, этапы формирования сенсорных представлений, типы сенсорных расстройств.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. Цель коррекции развития сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.
Сенсорное воспитание – это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов
Сенсорные эталоны – цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, звуковысотный ряд, фонемы родного языка и др.
Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям:
1. Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог обучает ребенка осуществлять движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице. 2. Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ
.3. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап – называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию
Этапы формирования различных сенсорных представлений
1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук).
2. Соотнесение признака с соответствующим сенсорным эталоном.
3. Соединение полученного представления со словом.
4. Формирование образа восприятия данного признака. Выделение его в окружающей обстановке.
5. Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и др.).
Различают два типа сенсорных расстройств:
1. Элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.).
2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.).
28 Сущность и направления коррекционной работы. Коррекция зрительного восприятия: задачи, задания, приемы по развитию и коррекции зрительного восприятия, объективные значения цветов.
. Коррекция зрительного восприятия - это процесс улучшения способности глаза и мозга правильно воспринимать и обрабатывать информацию, получаемую от окружающего мира.
Задачи:
1. Улучшение фокусировки глаз на близком и дальнем расстоянии.
2. Коррекция амблиопии («ленивого глаза»).
3. Развитие бинокулярного зрения для уменьшения двоения и сужения поля зрения.
4. Усиление периферического зрительного восприятия для повышенной осведомленности о окружающей обстановке.
5. Повышение способности к быстрому переключению между различными объектами в поле зрения, чтобы избежать потенциальных опасностей или ошибок при выполнении задач.
6. Снижение частоты появления головных болей, связанных с напругой мыщц глаз при чтении или работе за компьютером.
7. Развитие навыков пространственной ориентации и координации движений рук-голов-глаз для ускоренного выполнения заданий требующих точностью работы руками (направленные тестирования).
Приемы по развитию и коррекции зрительного восприятия:
1. Упражнения на фокусировку взгляда: например, смотреть на ближайший объект и постепенно переключаться на все более удаленные.
2. Упражнения для улучшения периферического зрения: например, рисование или чтение текста с использованием только периферийного зрительного поля.
3. Точечная гимнастика для глаз: массаж ладонями вокруг глазных яблок и круговое движение головой.
4. Использование специальных тренировочных программ для компьютера или мобильного устройства, которые помогут развить навыки быстрого сканирования информации и концентрации внимания.
Объективные значения цветов:
Синий цвет означает глубину чувства.
Зеленый цвет означает гибкость ума
Красный цвет означает силу воли
Желтый цвет означает самопроизвольность, непосредственность
29. Сущность и направления коррекционной работы. Коррекция слухового восприятия: сенсорные эталоны, выраженность дефекта функции, задачи и этапы развития и коррекции слухового восприятия.
Коррекция слухового восприятия - это процесс улучшения способности человека слышать и понимать речь.
Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны.
Выраженность дефекта функции:
Некоторым детям с нарушением слухового восприятия сложно абстрагироваться от фонового шума, поэтому они отвлекаются на окружающие их звуки. Эхо в коридоре или шум кондиционера легко отвлекает их от разговора или урока. Это все равно, что слушать радио с помехами. Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или не запоминает нюансы и контекста беседы. Это может стать причиной проблем в школе, дома и просто в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.
Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия:
формирование умения вслушиваться
узнавание знакомых звуков и голосов
различение, шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности
развитие фонематического слуха
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.