Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социокультурное направление
Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.
С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой деятельности детей предлагаются различные методы и методики:
-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;
-метод репродуцирования;
-метод закрепления и обогащения;
-метод содействия и творчества.
Дополнительное образование в школах –интернатах в профилактике девиантного поведения подростков, как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.
Трудовое воспитание как направление
становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств: точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду
18. Девиантное поведение личности. Классификация поведенческих девиаций по Ц. Т. Короленко и Т.А. Донских
Девиа́нтное поведе́ние (также социа́льная девиа́ция, отклоня́ющееся поведе́ние) (лат. deviation — отклонение) — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным. Негативное девиантноеповедение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией. Девиантноеповедение может противоречить благополучию окружающих или правовым нормам, в таком случае его называют делинквентным.
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:
1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества);
2. деструктивное поведение;
3. внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм);
4. аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций);
5. антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
6. внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).
19. Девиантное поведение личности. Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе "Классификация психических и поведенческих расстройств" называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция);
F63 - расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги - пиромания; патологическое воровство - клептомания);
F65 - расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм)
МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:
F90 - гиперкинетические расстройства;
F91 - расстройства поведения
F91.0 - расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;
F91.1 - несоциализированное расстройство поведения;
F91.2 - социализированное расстройство поведения;
F91.3 - оппозиционно-вызывающее поведение;
F91.8 - другие;
F91.9 - расстройство поведения, неуточненное;
F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 - расстройство социального функционирования;
F95 - тикозные расстройства;
F98.0 - неорганический энурез;
F98.1 - неорганический энкопрез;
F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте;
F98.3 - поедание несъедобного;
F98.4 - стереотипные двигательные расстройства;
F98.5 - заикание;
F98.6- речь взахлеб.
20. Диагностика психолого-социальной дезадаптациидетей и подростков
При диагностике учитываются факторы социальной дезадаптации:
• относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
• психолого-педагогическая запущенность;
• гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
• недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
• потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
• утрата привычного коллектива;
• низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
• ломка динамичных стереотипов;
• когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
• акцентуации характера;
• психопатическое формирование личности.
Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:
• отсутствие элементарных коммуникационных навыков;
• неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
• завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
• эмоциональная нестабильность;
• преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
• боязнь общения и тревожные состояния;
• замкнутость.
21. Причины возникновения нарушения (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы, психического развития) в развитии ребенка.
Слух: Генетика : 40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва.
Инфекции: Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве.
Неправильная гигиена: Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо
Шумная обстановка.
Ототоксичные препараты : Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе.
Зрение: К врожденным причинам относят:генетическиемутации плода; травмы матери во время беременности; недоношенность; эндокринные патологии матери; инфекции, перенесенные во время беременности; наследственный фактор: при наличии нарушения зрения у родителей ребенку передается склонность к заболеванию.
К приобретенным причинам нарушения зрения относятся: инфекционные заболевания глаз;
неправильное питание, влекущее за собой дефицит витаминов и питательных веществ; нарушение сна; плохое освещение; неправильно подобранная мебель для занятий; неправильный режим дня; большие зрительные нагрузки; стресс; механические травмы глаза; нарушение кровообращения в органах зрения; травмы головы.
Интеллекта: 1)наследственные факторы, к которым относятся умственная отсталость родителей, генетическая и хромосомная патология, алкоголизм и наркомания отца или матери;
2) нарушения внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
3) патологические факторы, действующие во время родов и в первые дни и месяцы жизни ребенка (родовые травмы и асфиксия, нейроинфекции и различные соматические заболевания, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, травмы мозга, социальная патология: психическая депривация младенца).
Опорно-двигательный аппарат: В эту группу входят пациенты, нарушения у которых возникли вследствие перенесенных заболеваний или патологических изменений в организме: Детский церебральный паралич; Следствия нейроинфекций; Полиомиелит; Врожденная деформация и недоразвитие конечностей; Врожденный вывих бедра; Косолапость; Аномалии развития позвоночника; Кривошея; Артрогрипоз; Повреждения спинного и головного мозга вследствие травм; Артриты и полиартриты; Туберкулез суставов и костей; Новообразования костей; Рахит и др.
Речи: Причинами отставания в развитии речи могут быть перинатальные поражения ЦНС, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов.
Эмоционально-волевой сферы: Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Психического развития: поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития; проблемы матери во время беременности, сложные роды; хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.; наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей; неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.
Причины нарушения развития могут быть разными и могут быть связаны с генетическими, патологическими или внешними факторами. Некоторые из них могут включать:
- Генетические нарушения, такие как синдром Дауна, Фрагильный Х-синдром и другие генетические аномалии;
- Осложнения во время беременности и родов, такие как кислородное голодание, инфекции, травмы;
- Наследственные факторы, такие как наследственность определенных заболеваний;
- Воздействие окружающей среды, такие как токсичные вещества, радиация, недостаток питания и др.
Некоторые нарушения развития могут проявляться сразу после рождения, а другие могут проявляться позже в жизни ребенка. Важно заметить нарушения развития как можно раньше, чтобы начать лечение и помочь ребенку преодолеть трудности.
22. Роль генетических факторов в происхождении нарушений развития детей.
Генетические факторы играют важную роль в происхождении нарушений развития детей. Некоторые нарушения развития, такие как синдром Дауна, вызываются изменениями в генетическом материале и передаются от родителей к потомству. Другие нарушения развития, такие как аутизм и расстройства гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), могут быть связаны с наследственностью и генетическими факторами, но могут также быть вызваны взаимодействием генов и окружающей среды.