Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права

Судебные источники гражданского процессуального права

Виды подсудности

2. Необходимое соучастие

3. Факультативное соучастие

Процессуальные права и обязанности соучастников

2. Порядок замены ненадлежащего ответчика

2. Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора

3. Порядок вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в процесс

2. Права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

3. Порядок вступления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в процесс

2. Возбуждение дела прокурором

3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде

4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

1. Законное представительство

2. Договорное представительство

3. Общественное представительство

4. Представительство по назначению

3. Доверенность

Основания классификации исков

2. Процессуально-правовая классификация исков

3. Материально-правовая классификация исков

4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов

Предмет иска

2. Основание иска

3. Содержание иска

2. Изменение иска

3. Отказ от иска

4. Соединение и разъединение исковых требований

5. Признание иска

6. Заключение мирового соглашения

§ 6. Защита интересов ответчика против иска

1. Возражения против иска

2. Предъявление встречного иска

онятие обеспечения иска

2. Меры обеспечения иска

3. Обращение с заявлением об обеспечении иска

4. Условия доказывания и удовлетворения заявления об обеспечении иска

5. Замена видов обеспечения иска

6. Отмена мер обеспечения иска

7. Защита ответчика против мер обеспечения иска

1. Относимость доказательств

2. Допустимость доказательств

§ 4. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии заявления

2. Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству

§ 3. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 4. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. Уточнение предмета доказывания по делу

2. Правовая квалификация правоотношений сторон

3. Определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса

4. Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле

5. Примирение сторон

6. Иные действия, осуществляемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 5. Порядок проведения подготовки дела к судебному разбирательству

Подготовительная часть судебного разбирательства

§ 3. Рассмотрение дела по существу

§ 4. Судебные прения

§ 5. Вынесение и объявление решения суда

2. Виды постановлений суда первой инстанции

2. Признаки судебного приказа

§ 2. Процедура приказного производства

1. Первая стадия - возбуждение приказного производства

2. Вторая стадия - выдача судебного приказа или отказ в его выдаче

3. Третья стадия - отмена судебного приказа

4. Четвертая стадия - исполнение судебного приказа

§ 2. Условия вынесения заочного решения

§ 3. Процедура заочного производства и вынесение заочного решения

§ 4. Обжалование заочного решения

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

1. Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

2. Возбуждение дела

3. Сроки обращения в суд

4. Рассмотрение заявления

5. Решение по делу

1. Понятие нормативного правового акта

2. Подведомственность в сфере нормоконтроля

3. Возбуждение дела

4. Рассмотрение заявления

5. Решение суда

2. Подача и рассмотрение заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и решение суда по заявлению

2. Порядок рассмотрения заявленных требований

3. Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

1. Признание гражданина ограниченно дееспособным

2. Признание гражданина недееспособным

3. Восстановление дееспособности

§ 7. Признание движимого имущества бесхозяйным, а недвижимого - муниципальной собственностью

§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)

§ 9. Принудительная госпитализация гражданина и принудительное психиатрическое освидетельствование

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу



Следующая характеристика принципов гражданского процессуального права - они отражены в нормах права, следовательно, это правовые основы. При этом формы закрепления принципов могут быть двух видов: либо раскрытие содержания принципа в конкретных статьях закона, либо выведение содержания принципа из правовых институтов и норм. Так, принципы независимости судей и подчинения их только закону, язык и гласность судопроизводства, некоторые другие раскрываются в конкретных статьях ГПК (соответственно ст. 8, 9, 10 ГПК). Такой принцип гражданского судопроизводства, как диспозитивность, выводится из положений различных институтов отрасли права (см., например, ст. 4, 6, 35, 39 и другие статьи ГПК).

Третья характеристика заключается в том, что принципы характеризуют единство отрасли права. Совокупность принципов гражданского процессуального права делает возможным создание правового механизма по защите судом прав и интересов различных субъектов. Взаимосвязь, взаимодействие, взаимодополнение принципов гражданского процессуального права обеспечивает стабильность гражданского судопроизводства, открывает перспективы, тенденции его развития. Например, тенденция развития гражданского судопроизводства во всех странах СНГ - это расширение состязательных начал судопроизводства. В результате происходит повсеместный отказ от принципа объективной истины, который вступает в противоречие с развивающейся состязательностью, что, в свою очередь, приводит к реформированию многих процессуальных институтов.


  1. Организационно-функциональные принципы гражданского процесса.

Организационно-функциональные принципы гражданского процесса

Принцип осуществления правосудия только судом. Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой записано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.


Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел

Дела в суде первой инстанции рассматриваются судьями либо единолично, либо коллегиально. При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда.

Принцип независимости судей

Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации. Независимость судей — важнейшее условие правосудия.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации .

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, несогласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.



Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.

Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.


Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 16 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Этот принцип имеет свои начала в конституционном и гражданском праве. Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Равенство в процессуальных правах организаций не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчиненности, географических факторов и иных обстоятельств.

Принцип государственного языка


В силу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции являются федеральными судами, поэтому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке.

Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, может вестись, наряду с русским языком, на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке, которым они владеют, а также безвозмездно пользоваться услугами переводчика.

Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на родной язык или на язык, которым они владеют.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, — безусловное основание к отмене судебного решения.

Принцип гласности

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимосвязан с другими принципами, в частности с принципом устности.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность.