ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Киричек А.В.
КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ) ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Философия»
для слушателей и студентов очного и заочного обучения
по специальности – 280104.65 – «Пожарная безопасность»
Москва – 2010 г.
Оглавление:
Лекция 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе с. 3
Лекция 2. Философия Древнего Востока с. 8
Лекция 3. Философия Древней Греции и Рима с. 13
Лекция 4. Средневековая философия с. 18
Лекция 5. Философия эпохи Возрождения с. 23
Лекция 6. Западноевропейская философия 17-18 вв с. 28
Лекция 7. Немецкая классическая философия с. 33
Лекция 8. Западная философия второй половины 19-го – 20-го веков с. 38
Лекция 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв. с. 43
Лекция 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков с. 48
Лекция 11. Бытие и материя с. 53
Лекция 12. Сознание, его происхождение и сущность с. 58
Лекция 13. Диалектика и ее альтернативы с. 63
Лекция 14. Познание как предмет философского анализа с. 68
Лекция 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение с. 73
Лекция 16. Формы и методы научного познания с. 78
Лекция 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика
познания в технических науках с. 83
Лекция 18. Общество как саморазвивающаяся система с. 88
Лекция 19. Духовная жизнь общества с. 93
Лекция 20. Личность и общество с. 98
Лекция 21. Философия о сущности и предназначении человека с. 103
Лекция 22. Человек в научной и религиозной картинах мира с. 108
Лекция 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации с. 112
Глоссарий с. 117
Литература с. 126
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа)
План лекции
-
Предмет, структура и функции философии -
Мировоззрение, его структура и исторические типы -
Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
Введение
Мы с вами начинаем изучение курса философии. Сегодня же мы поговорим о смысле и предназначении философии, о природе философского знания.
Цель нашего занятия, таким образом, будет состоять в том, чтобы рассмотреть своеобразие философии как особого способа духовно-практического освоения мира.
Вопрос 1. Предмет, структура и функции философии
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух частей: philo + sophia. Первое слово обозначает «любовь вообще», а «софия» в древнегреческом языке обозначает «мудрость». Таким образом, слово философия обозначает «любовь к мудрости», «любомудрие».
Принято считать, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий философ и ученый Пифагор (580-500 до н.э.).
В античности философия была матерью всех наук, а затем из нее выделились в самостоятельные отрасли знания: математика, физика, логика, этика, эстетика, астрономия, юриспруденция и др. Другими словами, все фрагменты человеческого знания были связаны воедино и все это называлось философией. Подытоживая, можно заключить, что философия дает целостное знание о мире, ее важнейшей задачей является отыскание смысла бытия человека и человечества, формирование картины мира, соответствующей своей эпохе.
Философия появляется одновременно по всей длине узкой полосы субтропиков Северного полушария евразийского континента: от Апенинского полуосторова на западе до тихоокеанского побережья Китая на востоке. Принято выделять три основных очага зарождения философии: Древняя Греция, Индия и Китай.
Объектом философии является весь мир, вся действительность, как материальная, так и духовная, социальная. Тогда как предмет философии составляют наиболее важные, глубинные, самые общие и универсальные свойства и закономерности как мира в целом, так и отдельных сфер бытия. К числу последних относят природу, общество, человека, познание.
Строение философии, выделение в ней отдельных разделов и дисциплин, осуществляется на основе предметного основания. Прежде всего выделяют разделы философии, каждый из которых изучает отдельную сферу бытия. К числу основных разделов философии относятся:
Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) – учение о бытии, учение о сущем, в рамках которого изучаются фундаментальные принципы и законы мироустройства.
Гносеология – (от греч. gnosis – знание, познание) – учение о природе, сущности познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Философская антропология (от греч. antropos – человек) — учение о природе (сущности) человека; дисциплина, нацеленная на целостное, богатое, многостороннее отражение всех важнейших сторон, аспектов человеческого существования.
Социальная философия – (от лат. societas -- общество) – учение об обществе как сложном, системном, развивающемся явлении; дисциплина, исследующая природу социального (общественного) как особой формы бытия, наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопроса об ее функциях. Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о том, зачем, для чего нужна философия.
По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философии -- мировоззренческой и методологической. В плане мировоззренческой функции философия выступает в качестве школы жизни, ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире. Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом.
В плане методологической функции философия выступает школой мысли, поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к «океану мыслей», «плавая» в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление.
К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:
1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство
2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира.
3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного -- как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального.
Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Философия как особая форма знания появляется более 2,5 тысяч лет назад одновременно в Индии, Китае и Древней Греции.
2. Впервые употребил слово «философия» («любовь к мудрости») греческий мыслитель Пифагор, он же первый назвал себя философом и отметил, что смысл философии – в поиске истины.
3. Объектом философии является весь мир, а ее предметом – наиболее существенные и важные свойства и закономерности бытия и его отдельных сфер – общества, природы, познания, человека.
4. Философия включает в себя ряд дисциплин и разделов, главные из которых онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.
5. Важнейшие функции философии: методологическая («школа мысли») и мировоззренческая («школа жизни»), а также гуманистическая, практическая, критико-рефлексивные функции.
6. В целом философию можно определить как особую форму знания, особый способ духовно-практического освоения мира, его осмысления и преобразования, представляющий собой теоретически оформленное, систематизированное мировоззрение.
К вопросу о том, что такое мировоззрение, как оно устроено, какие исторические формы оно принимает, мы с вами и переходим.
Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
Каждая философская система – это определенное представление о мире и месте в нем человека, своеобразная картина мира, включающая в себя наиболее обобщенные знания о природе, обществе, человеке и познании. Наряду с термином «картина мира» используется более широкое и распространенное понятие «мировоззрение». Последнее включает не только знания, но и ценности1, убеждения и идеалы отдельных индивидов или социальных групп и общностей. В целом, мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.
Ядром мировоззрения выступают убеждения – сплав знаний, эмоций и ценностей, выражающих отношение человека к самым важным и существенным аспектам его бытия в мире. Убеждения – это эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать, отстаивать, а нередко готов за них и пострадать, даже пойти на смерть. В целом мировоззрение выполняет
, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем.
В истории человечества можно выделить три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Мифологическое мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется на основе сказаний о богах, героях и фантастических существах.
Религиозное мировоззрение характеризуется такой картиной мира, в которой происходит удвоение мира на реальный, земной, посюсторонний и фантастический, сверхъестественный, потусторонний. Последний населяется самыми различными существами – духами, ангелами, богами и др., которые способны помогать или вредить людям.
Научное мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется философией на основе достижений естественных и гуманитарных наук.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.
2. Ядро мировоззрения составляют убеждения -- эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать и отстаивать.
3. Обычно, наряду с философским, выделяют еще три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Миф отличается такими чертами, как образность, наивность, в нем переплетается как реальное, так и фантастическое (синкретизм). Для религии характерно удвоение мира на реальный и сверхъестественный. А главные особенности науки – системность, доказательность, опора на разум и логику, практическая проверяемость, презумпция естественности в понимании и объяснение природных и социальных явлений и процессов.
Вопрос 3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
В развитии философии на протяжении всей ее истории прослеживаются так называемые сквозные линии, проходящие красной нитью через всю историю философии и выделяемые на основании различных ответов на основные философские вопросы.
Прежде всего, выделяют следующие линии:
-
материализм и идеализм; -
агностицизм и гносеологический оптимизм (реализм); -
рационализм (эпистемная линия) и иррационализм (софийная линия).
Материализм и идеализм различаются тем, что дают противоположные ответы на так называемый