Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Киричек А.В.

КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ) ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Философия»
для слушателей и студентов очного и заочного обучения

по специальности – 280104.65 – «Пожарная безопасность»

Москва – 2010 г.

Оглавление:
Лекция 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе с. 3

Лекция 2. Философия Древнего Востока с. 8

Лекция 3. Философия Древней Греции и Рима с. 13

Лекция 4. Средневековая философия с. 18

Лекция 5. Философия эпохи Возрождения с. 23

Лекция 6. Западноевропейская философия 17-18 вв с. 28

Лекция 7. Немецкая классическая философия с. 33

Лекция 8. Западная философия второй половины 19-го – 20-го веков с. 38

Лекция 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв. с. 43

Лекция 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков с. 48

Лекция 11. Бытие и материя с. 53

Лекция 12. Сознание, его происхождение и сущность с. 58

Лекция 13. Диалектика и ее альтернативы с. 63

Лекция 14. Познание как предмет философского анализа с. 68

Лекция 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение с. 73

Лекция 16. Формы и методы научного познания с. 78

Лекция 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика

познания в технических науках с. 83

Лекция 18. Общество как саморазвивающаяся система с. 88

Лекция 19. Духовная жизнь общества с. 93

Лекция 20. Личность и общество с. 98

Лекция 21. Философия о сущности и предназначении человека с. 103

Лекция 22. Человек в научной и религиозной картинах мира с. 108

Лекция 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации с. 112
Глоссарий с. 117

Литература с. 126

Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа)
План лекции

  1. Предмет, структура и функции философии

  2. Мировоззрение, его структура и исторические типы

  3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм



Введение
Мы с вами начинаем изучение курса философии. Сегодня же мы поговорим о смысле и предназначении философии, о природе философского знания.
Цель нашего занятия, таким образом, будет состоять в том, чтобы рассмотреть своеобразие философии как особого способа духовно-практического освоения мира.
Вопрос 1. Предмет, структура и функции философии
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух частей: philo + sophia. Первое слово обозначает «любовь вообще», а «софия» в древнегреческом языке обозначает «мудрость». Таким образом, слово философия обозначает «любовь к мудрости», «любомудрие».

Принято считать, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий философ и ученый Пифагор (580-500 до н.э.).

В античности философия была матерью всех наук, а затем из нее выделились в самостоятельные отрасли знания: математика, физика, логика, этика, эстетика, астрономия, юриспруденция и др. Другими словами, все фрагменты человеческого знания были связаны воедино и все это называлось философией. Подытоживая, можно заключить, что философия дает целостное знание о мире, ее важнейшей задачей является отыскание смысла бытия человека и человечества, формирование картины мира, соответствующей своей эпохе.

Философия появляется одновременно по всей длине узкой полосы субтропиков Северного полушария евразийского континента: от Апенинского полуосторова на западе до тихоокеанского побережья Китая на востоке. Принято выделять три основных очага зарождения философии: Древняя Греция, Индия и Китай.

Объектом философии является весь мир, вся действительность, как материальная, так и духовная, социальная. Тогда как предмет философии составляют наиболее важные, глубинные, самые общие и универсальные свойства и закономерности как мира в целом, так и отдельных сфер бытия. К числу последних относят природу, общество, человека, познание.

Строение философии, выделение в ней отдельных разделов и дисциплин, осуществляется на основе предметного основания. Прежде всего выделяют разделы философии, каждый из которых изучает отдельную сферу бытия. К числу основных разделов философии относятся:

Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) – учение о бытии, учение о сущем, в рамках которого изучаются фундаментальные принципы и законы мироустройства.

Гносеология – (от греч. gnosis – знание, познание) – учение о природе, сущности познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.



Философская антропология (от греч. antropos – человек) — учение о природе (сущности) человека; дисциплина, нацеленная на целостное, богатое, многостороннее отражение всех важнейших сторон, аспектов человеческого существования.

Социальная философия – (от лат. societas -- общество) – учение об обществе как сложном, системном, развивающемся явлении; дисциплина, исследующая природу социального (общественного) как особой формы бытия, наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопроса об ее функциях. Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о том, зачем, для чего нужна философия.

По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философии -- мировоззренческой и методологической. В плане мировоззренческой функции философия выступает в качестве школы жизни, ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире. Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом.

В плане методологической функции философия выступает школой мысли, поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к «океану мыслей», «плавая» в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление.

К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:

1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство

2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира.

3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного -- как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального.

Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Философия как особая форма знания появляется более 2,5 тысяч лет назад одновременно в Индии, Китае и Древней Греции.


2. Впервые употребил слово «философия» («любовь к мудрости») греческий мыслитель Пифагор, он же первый назвал себя философом и отметил, что смысл философии – в поиске истины.

3. Объектом философии является весь мир, а ее предметом – наиболее существенные и важные свойства и закономерности бытия и его отдельных сфер – общества, природы, познания, человека.

4. Философия включает в себя ряд дисциплин и разделов, главные из которых онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.

5. Важнейшие функции философии: методологическая («школа мысли») и мировоззренческая («школа жизни»), а также гуманистическая, практическая, критико-рефлексивные функции.

6. В целом философию можно определить как особую форму знания, особый способ духовно-практического освоения мира, его осмысления и преобразования, представляющий собой теоретически оформленное, систематизированное мировоззрение.

К вопросу о том, что такое мировоззрение, как оно устроено, какие исторические формы оно принимает, мы с вами и переходим.
Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
Каждая философская система – это определенное представление о мире и месте в нем человека, своеобразная картина мира, включающая в себя наиболее обобщенные знания о природе, обществе, человеке и познании. Наряду с термином «картина мира» используется более широкое и распространенное понятие «мировоззрение». Последнее включает не только знания, но и ценности1, убеждения и идеалы отдельных индивидов или социальных групп и общностей. В целом, мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.

Ядром мировоззрения выступают убеждения – сплав знаний, эмоций и ценностей, выражающих отношение человека к самым важным и существенным аспектам его бытия в мире. Убеждения – это эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать, отстаивать, а нередко готов за них и пострадать, даже пойти на смерть. В целом мировоззрение выполняет
, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем.

В истории человечества можно выделить три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Мифологическое мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется на основе сказаний о богах, героях и фантастических существах.

Религиозное мировоззрение характеризуется такой картиной мира, в которой происходит удвоение мира на реальный, земной, посюсторонний и фантастический, сверхъестественный, потусторонний. Последний населяется самыми различными существами – духами, ангелами, богами и др., которые способны помогать или вредить людям.

Научное мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется философией на основе достижений естественных и гуманитарных наук.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.

2. Ядро мировоззрения составляют убеждения -- эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать и отстаивать.

3. Обычно, наряду с философским, выделяют еще три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Миф отличается такими чертами, как образность, наивность, в нем переплетается как реальное, так и фантастическое (синкретизм). Для религии характерно удвоение мира на реальный и сверхъестественный. А главные особенности науки – системность, доказательность, опора на разум и логику, практическая проверяемость, презумпция естественности в понимании и объяснение природных и социальных явлений и процессов.
Вопрос 3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
В развитии философии на протяжении всей ее истории прослеживаются так называемые сквозные линии, проходящие красной нитью через всю историю философии и выделяемые на основании различных ответов на основные философские вопросы.

Прежде всего, выделяют следующие линии:

  • материализм и идеализм;

  • агностицизм и гносеологический оптимизм (реализм);

  • рационализм (эпистемная линия) и иррационализм (софийная линия).

Материализм и идеализм различаются тем, что дают противоположные ответы на так называемый