ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Истина -- верное, правильное, адекватное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.
Категории (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) -- формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
Качество -- это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом, совокупность существенных и необходимых свойств предмета.
Количество -- внешняя для бытия определенность, нечто отностительно безразличное для той или иной вещи (Гегель), то, что можно измерить или счесть (Аристотель).
Koнцeпция (от лат. сonceptio – ведущая мысль, основополагающая идея) – oпpeдeлeнный cпocoб пoнимaния, тpaктoвки кaкoгo-либo пpeдмeтa (явления, пpoцecca), ocнoвнaя тoчкa зpeния нa пpeдмeт.
Культура -- система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
Кумулятивистская модель истории науки (от лат. cumulo — собираю, накапливаю) – совокупность концепций, общим для которых является трактовка развития науки как прогрессивного, постепенного, непрерывного накопления всё более точных и глубоких знаний. Сторонники – П. Дюгем, Э. Мах.
Личность -- это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество личности – свобода, сопряженная с ответственностью.
Логос – разум, слово, закон бытия мира. Понятие Л. введено Гераклитом, в китайской философии Логосу соответствует понятие «Дао».
Материализм (лат. materialis -вещественный) -- научное философское направление, противоположное идеализму. Материалисты началом, основой мира считают материю. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.
Материя -- это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов. (Ф.Энгельс). Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин).
Мера -- это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. (Гегель)
Метафизика -- учение о первопричинах, самых общих началах бытия (Аристотель), а также синоним «антидиалектики», протиповоложный диалектике способ мышления, характеризующийся односторонностью, догматизмом, отрицанием качественного характера развития.
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) — coвoкyпнocть пpиeмoв или oпepaций пpaктичecкoгo или тeopeтичecкoгo ocвoeния дeйcтвитeльнocти, пoдчинeнныx peшeнию кoнкpeтнoй зaдaчи.
Методология (от греч. methodos + logos) – 1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-л. науке. 2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
Мифология -- мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении богов, о деятельности героев и т.п.
Мировоззрение -- система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом.
Монизм (греч. monos - один, единственный) -- философское направление, признающее, в противоположность дуализму, основой мира одно начало (материю или дух).
Мышление -- это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.
Наблюдение – общенаучный метод эмпирического исследования, суть которого состоит в целенаправленном восприятии предметов и явлений действительности, осуществляемом с целью их познания.
Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный) -- взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное". В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.
Натурфилософия (нем. Naturphilosophie) -- философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.
Наука -- сфера человеческой духовной деятельности, направленная на выработку, обоснование и систематизацию объективного (интерсубъективного) знания о мире. Наука понимается и как система обоснованных, проверенных практикой знаний о мире, и как деятельность по получению таких знаний, и как социальный институт.
Нигилизм (от лат. nihil ничто) -- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.
Номинализм -- направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей. Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).
Номотетический метод (от греч. nomos — закон) – генерализующий, объяснительный способ познания, состоящий в подведении единичных явлений под общий закон, в фиксации универсальных связей (например, в физике падение тел на землю подводится под единый закон всемирного тяготения).
Общественное сознание -- это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.
Общество -- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна.
Объект -- предмет, на который направлено действие. Сфера приложения активности субъекта.
Объяснение – универсальная познавательная процедура естественных наук, подведение единичных явлений под общий закон или (и) нахождение причин, вызвавших то или иное явление.
Отражение - это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы.
Отрицания отрицания закон -- один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.
Онтология (онтос - бытие) -- учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы, наиболее общие сущности и категории сущего.
Основной вопрос философии -- базовый вопрос -- «как соотносятся мышление и материя?» - разделяется на два относительно самостоятельных: "что первично -- материя или сознание (дух)?" и "как соотносится познающее мышление к миру вне нас?". Принято считать, что эти вопросы суть выражение на языке философии наиважнейших для человека проблем: "как соотносятся душа и тело?", "есть ли жизнь после смерти?", "возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?"
Ощущение -- это чувственный образ, отражение отдельных сторон, процессов, свойств явлений объективного мира.
Панпсихизм (от пан... и греч. psyche душа) -- идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы.
Пантеизм (греч. pan - все и theos - бог) -- философское учение, максимально сближающее понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) – «признанное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун Т. Структура научных революций). Обычно под П. понимают одну или несколько фундаментальных теорий, задающих как видение объекта, так и способы его исследования.
Патристика -- догматизация учений "отцов церкви", утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией
Позитивизм (лат. positivus -положительный) -- направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Познание -- общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Понятие -- это форма мысли, в которой отражаются общие
, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos дело, действие) -- направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи и др.
Практика -- это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей.
Представление -- это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Природа -- 1) в широком смысле -- всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материй, универсума, Вселенной.
2) В более узком смысле -- объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания ("наук о природе").
3) Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека и общества.
Проблема (от греч. problema – задача, преграда, трудность) -- сложный теоретический или практический вопрос или комплекс вопросов, требующий изучения и разрешения преимущественно новым методом.
Программа научно-исследовательская -- согласно И. Лакатосу, исторически эволюционирующий ряд взаимосвязанных теорий, объединенных общим происхождением и едиными философскими основаниями. П.н.-и. включает в себя: 1) «жесткое ядро» -- наиболее фундаментальные положения, не подлежащие ревизии, и 2) относительно изменчивый «защитный пояс», состоящий из вспомогательных теорий, служащих защите «жесткого ядра» от опровержений.
Противоречие -- это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей (Гегель).
Процесс — это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик.
Психоанализ -- общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Основные идеи П.: поведение человека обусловлено в значительной мере действием бессознательных сил души; основным двигателем активности людей выступает сексуальный инстинкт (Эрос); личность в основном формируется в раннем детстве; культура враждебна человеку, ибо