ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основной вопрос философии. Классическую формулировку основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Почему же вопрос о соотношении мышления и бытия является основным? «Потому что, -- продолжает он, -- исследование других проблем прямо или косвенно зависит от того, как решается этот «великий» вопрос. При этом Ф. Энгельс выделял две его стороны: первая -- что первично материя или дух, сознание; и вторая -- познаваем ли мир в своей сущности?
По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты считают, что первична материя, а идеалисты – сознание. Некоторые философы признавали равноправие, равноценность обоих начал (Р. Декарт), их называют дуалистами.
Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. Первоначальная форма материализма – это стихийный или наивный материализм Древней Греции и Рима. Так, Фалес основой мира считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Метафизический материализм зародился в средневековье, но свое полное развитие получил уже в Новое время в форме механистического материализма (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций), который все многообразие природы, ее свойств и отношений сводил к механической форме движения. Следующей ступенью материализма стал диалектический материализм, созданный в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе соединения материализма и гегелевской диалектики как учения о развитии.
Идеализм тоже неоднороден. Прежде всего, следует различать две его главные разновидности – объективный идеализм (Платон, Гегель), согласно которому основой мира является надмировая духовная реальность (мир идей, Абсолютная Идея, Бог), существующая вне и независимо от сознания человека и общества, и субъективный идеализм, представители которого (Кант, Фихте, Беркли, Юм) считают, что реально существует только сознание данного человека, а предметы, действительность есть лишь творение человеческой психики, комплексы его ощущений, на самом деле не существующие, а только кажущиеся реально существующими – наподобие того виртуального мира, который принимают за реальность люди в мире «Матрицы».
Большинство мыслителей полагали и полагают, что сущность мира познаваема, о чем прямо свидетельствует развитие науки: чем дальше продвигается наука, тем глубже мы проникаем за поверхность явлений, тем ближе приближаемся к их сущности. Сторонники познаваемости мира именуются по-разному: гностиками, реалистами, но, наш взгляд, более правильно называть их гносеологическими оптимистами. К числу наиболее оптимистичных оптимистов, веривших в полную познаваемость мира можно отнести Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Владимира Соловьева.
Те, кто не верят в возможность познания сущности мира, получили имя агностиков, а защищаемая ими позиция называется агностицизмом (от греч. Agnostos – непознаваемый). Таковы, в частности, взгляды Дэвида Юма, английского философа 18 века, и Иммануила Канта, родоначальника немецкой классической философии.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. В истории философии на всем ее протяжении можно выделить ряд сквозных линий, связанных с различным решением основных философских вопросов.
2. По вопросу о первичности материальной или идеальной субстанции философы разделились на два лагеря: материалисты признают первичность материи, идеалисты – сознания. Внутри материализма выделяют такие его исторические формы, как наивный стихийный материализм древних греков, метафизический (механистический) материализм Нового времени, вульгарный материализм 19 века, диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина. В рамках идеализма выделяют две его разновидности: объективный (Платон, Гегель) признает за первооснову бытия надмировую духовную реальность (Бог, Абсолютная Идея), а субъективный идеализм (И. Кант, Г. Фихте) в качестве единственной реальности утверждает субъективный мир человека.
3. По вопросу о познаваемости мира философы делятся на гносеологических оптимистов, по мнению которых сущность мира познаваема, на агностиков, считающих, что мы познаем не мир, а только наши ощущения, и скептиков, вообще сомневающихся в возможности достижения абсолютно истинного знания.
4. Также выделяют такие линии, как рационализм и иррационализм. Рационалисты понимают философию как высшую науку, а высшей познавательной способностью человека его разум, а иррационалисты считают, что философия не наука, что сущность мира, его глубины открываются нам через веру, переживание, понимание или интуицию.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Философия Древнего Востока
План лекции:
Введение
На предыдущей лекции мы ознакомились с природой философского знания, в частности, выяснили, что философия – это «любовь к мудрости», особый способ теоретического и практического освоения мира, представляющий собой системное, обоснованное мировоззрение.
Сегодня мы начинаем рассмотрение истории философской мысли. Изучение истории философии мы начнем с философии Древнего Востока, но мы рассмотрим не всю древневосточную философию, а только философию Древней Индии и Древнего Китая.
Цель нашей лекции – рассмотреть, с одной стороны, специфику древневосточной философии, менталитета в целом, и, с другой стороны, выявить своеобразие отдельных, наиболее значимых, философских школ и направлений.
Вопрос 1. Характерные особенности древневосточной философии
Древневосточная философия обладает не только географическим, но также тематическим и стилистическим единством. Центральной темой философии Востока выступает, несомненно, проблема человека, которая словно полюс притяжения стягивает и подчиняет все другие традиционные философские вопросы. Сама же философия оказывается не столько способом познания мира, сколько средством самопознания и самосовершенствования личности.
Другой важной темой древневосточной мысли является социально-политическая, получившая особенное развитие в китайской мысли в форме проблемы взаимоотношения народа и правителя, справедливого государственного устройства.
Значительное место в размышлениях восточных мыслителей занимают также темы единства человека и природы, происхождения Вселенной и космического мироустройства, а вот гносеологическая и логическая проблематика на Востоке не получила значительного развития.
Стилистическое единство философии Древнего Востока связано с чертами:
ВЫВОДЫ по первому вопросу:
1. Главные темы древневосточной философии – проблема человека и социально-политическая тема (государь и подданные, наилучшее государственное устройство, справедливость и закон).
2. Важнейшие стилистические черты – тесная связь с религией, расплывчатость и незавершенность мысли, традиционализм и интровертированность (углубленность во внутренний душевный мир).
3. В целом, древневосточная философия отличалась ориентацией на нравственную проблематику, ставила во главу этику, а сама по себе представляла не столько взгляд на мир, сколько средство обретения спасения, достижения счастья, душевного мира и гармонии.
Вопрос 2. Философия Древней Индии
Не только древнеиндийская, но и современная индийская философия тесно связана с традиционными религиозными воззрениями индийцев. В этом состоит первая особенность древнеиндийской философии.
Вторая особенность философской мысли Древней Индии заключается в её ярко-выраженном нравоучительном характере.
В качестве основополагающих принципов древнеиндийской философии выделяют: Космизм, Экологизм, Альтруизм.
В развитии древнеиндийской философии принято выделять два периода: ведический (XV – V вв. до н.э.) и период философских сутр (V в. до н.э. – IV в. н.э.). На первом этапе в лоне мифологии происходит формирование основных представлений и понятий индийской философии, задающих важнейшее содержание мировоззрения индийцев. Во втором периоде мировоззрение, выросшее в лоне мифологии, критически переосмысляется с различных позиций, выражаемых представителями разных школ. Иными словами, единая философия на втором раскалывается на различные направления и школы.
Философия веданты (букв. «конец вед») – наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа религии индуизма. Веданта наиболее близка к ортодоксальной ведической философии. Основоположником этой школы и автором «Веданта-сутры» был Бадараяна (между V и II вв. до н.э.), попытавшийся систематизировать разрозненные идеи Упанишад.
Онтология веданты монистична -- единственным источником всего сущего признается Абсолютная реальность, Брахман, который выступает «опорой всех вещей»: из Брахмана всё выходит и в него же все вещи возвращаются обратно. Наряду с Брахманом как материальным первоначалом существует и Атман – духовное начало, присущее каждому человеку. В веданте подчеркивается, что оба начала едины, что «Атман есть Брахман».
По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты считают, что первична материя, а идеалисты – сознание. Некоторые философы признавали равноправие, равноценность обоих начал (Р. Декарт), их называют дуалистами.
Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. Первоначальная форма материализма – это стихийный или наивный материализм Древней Греции и Рима. Так, Фалес основой мира считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Метафизический материализм зародился в средневековье, но свое полное развитие получил уже в Новое время в форме механистического материализма (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций), который все многообразие природы, ее свойств и отношений сводил к механической форме движения. Следующей ступенью материализма стал диалектический материализм, созданный в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе соединения материализма и гегелевской диалектики как учения о развитии.
Идеализм тоже неоднороден. Прежде всего, следует различать две его главные разновидности – объективный идеализм (Платон, Гегель), согласно которому основой мира является надмировая духовная реальность (мир идей, Абсолютная Идея, Бог), существующая вне и независимо от сознания человека и общества, и субъективный идеализм, представители которого (Кант, Фихте, Беркли, Юм) считают, что реально существует только сознание данного человека, а предметы, действительность есть лишь творение человеческой психики, комплексы его ощущений, на самом деле не существующие, а только кажущиеся реально существующими – наподобие того виртуального мира, который принимают за реальность люди в мире «Матрицы».
Большинство мыслителей полагали и полагают, что сущность мира познаваема, о чем прямо свидетельствует развитие науки: чем дальше продвигается наука, тем глубже мы проникаем за поверхность явлений, тем ближе приближаемся к их сущности. Сторонники познаваемости мира именуются по-разному: гностиками, реалистами, но, наш взгляд, более правильно называть их гносеологическими оптимистами. К числу наиболее оптимистичных оптимистов, веривших в полную познаваемость мира можно отнести Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Владимира Соловьева.
Те, кто не верят в возможность познания сущности мира, получили имя агностиков, а защищаемая ими позиция называется агностицизмом (от греч. Agnostos – непознаваемый). Таковы, в частности, взгляды Дэвида Юма, английского философа 18 века, и Иммануила Канта, родоначальника немецкой классической философии.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. В истории философии на всем ее протяжении можно выделить ряд сквозных линий, связанных с различным решением основных философских вопросов.
2. По вопросу о первичности материальной или идеальной субстанции философы разделились на два лагеря: материалисты признают первичность материи, идеалисты – сознания. Внутри материализма выделяют такие его исторические формы, как наивный стихийный материализм древних греков, метафизический (механистический) материализм Нового времени, вульгарный материализм 19 века, диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина. В рамках идеализма выделяют две его разновидности: объективный (Платон, Гегель) признает за первооснову бытия надмировую духовную реальность (Бог, Абсолютная Идея), а субъективный идеализм (И. Кант, Г. Фихте) в качестве единственной реальности утверждает субъективный мир человека.
3. По вопросу о познаваемости мира философы делятся на гносеологических оптимистов, по мнению которых сущность мира познаваема, на агностиков, считающих, что мы познаем не мир, а только наши ощущения, и скептиков, вообще сомневающихся в возможности достижения абсолютно истинного знания.
4. Также выделяют такие линии, как рационализм и иррационализм. Рационалисты понимают философию как высшую науку, а высшей познавательной способностью человека его разум, а иррационалисты считают, что философия не наука, что сущность мира, его глубины открываются нам через веру, переживание, понимание или интуицию.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9-29. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 20-73. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 6-27, 34-35, 240-245, 249-262, 396-397. -
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.10-129. -
Гавриленко К.С., Луганский Н.Н. Роль философии в формировании личности специалиста пожарной охраны// Нравственность и патриотизм – основы государственной службы // Материалы научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.
Дополнительная литература:
-
Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. -
Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995, № 1. -
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. -
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. -
Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М. 2001. -
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. -
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993. -
Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1993, № 7. -
Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.
Тема 2. Философия Древнего Востока
План лекции:
-
Характерные особенности древневосточной философии -
Философия Древней Индии -
Философские школы Древнего Китая
Введение
На предыдущей лекции мы ознакомились с природой философского знания, в частности, выяснили, что философия – это «любовь к мудрости», особый способ теоретического и практического освоения мира, представляющий собой системное, обоснованное мировоззрение.
Сегодня мы начинаем рассмотрение истории философской мысли. Изучение истории философии мы начнем с философии Древнего Востока, но мы рассмотрим не всю древневосточную философию, а только философию Древней Индии и Древнего Китая.
Цель нашей лекции – рассмотреть, с одной стороны, специфику древневосточной философии, менталитета в целом, и, с другой стороны, выявить своеобразие отдельных, наиболее значимых, философских школ и направлений.
Вопрос 1. Характерные особенности древневосточной философии
Древневосточная философия обладает не только географическим, но также тематическим и стилистическим единством. Центральной темой философии Востока выступает, несомненно, проблема человека, которая словно полюс притяжения стягивает и подчиняет все другие традиционные философские вопросы. Сама же философия оказывается не столько способом познания мира, сколько средством самопознания и самосовершенствования личности.
Другой важной темой древневосточной мысли является социально-политическая, получившая особенное развитие в китайской мысли в форме проблемы взаимоотношения народа и правителя, справедливого государственного устройства.
Значительное место в размышлениях восточных мыслителей занимают также темы единства человека и природы, происхождения Вселенной и космического мироустройства, а вот гносеологическая и логическая проблематика на Востоке не получила значительного развития.
Стилистическое единство философии Древнего Востока связано с чертами:
-
тесная взаимосвязь философии и религии: зачастую одно и то же философское учение предстает и как собственно философия, и как религия (например, буддизм или конфуцианство); -
традиционализм, проявляющийся в почтительном отношении к духовным достижениям прошлого, трепетном отношении к обычаям и верованиям предков; -
интровертированность, т.е. углубленность в собственный душевный мир, нацеленность на преимущественное преобразование не внешней, а внутренней реальности; -
расплывчатость, незавершенность мысли, стремление избегать четких и законченных формулировок, широкое использование иносказаний, метафор, притч.
ВЫВОДЫ по первому вопросу:
1. Главные темы древневосточной философии – проблема человека и социально-политическая тема (государь и подданные, наилучшее государственное устройство, справедливость и закон).
2. Важнейшие стилистические черты – тесная связь с религией, расплывчатость и незавершенность мысли, традиционализм и интровертированность (углубленность во внутренний душевный мир).
3. В целом, древневосточная философия отличалась ориентацией на нравственную проблематику, ставила во главу этику, а сама по себе представляла не столько взгляд на мир, сколько средство обретения спасения, достижения счастья, душевного мира и гармонии.
Вопрос 2. Философия Древней Индии
Не только древнеиндийская, но и современная индийская философия тесно связана с традиционными религиозными воззрениями индийцев. В этом состоит первая особенность древнеиндийской философии.
Вторая особенность философской мысли Древней Индии заключается в её ярко-выраженном нравоучительном характере.
В качестве основополагающих принципов древнеиндийской философии выделяют: Космизм, Экологизм, Альтруизм.
В развитии древнеиндийской философии принято выделять два периода: ведический (XV – V вв. до н.э.) и период философских сутр (V в. до н.э. – IV в. н.э.). На первом этапе в лоне мифологии происходит формирование основных представлений и понятий индийской философии, задающих важнейшее содержание мировоззрения индийцев. Во втором периоде мировоззрение, выросшее в лоне мифологии, критически переосмысляется с различных позиций, выражаемых представителями разных школ. Иными словами, единая философия на втором раскалывается на различные направления и школы.
Философия веданты (букв. «конец вед») – наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа религии индуизма. Веданта наиболее близка к ортодоксальной ведической философии. Основоположником этой школы и автором «Веданта-сутры» был Бадараяна (между V и II вв. до н.э.), попытавшийся систематизировать разрозненные идеи Упанишад.
Онтология веданты монистична -- единственным источником всего сущего признается Абсолютная реальность, Брахман, который выступает «опорой всех вещей»: из Брахмана всё выходит и в него же все вещи возвращаются обратно. Наряду с Брахманом как материальным первоначалом существует и Атман – духовное начало, присущее каждому человеку. В веданте подчеркивается, что оба начала едины, что «Атман есть Брахман».