ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В гносеологии веданты различается два вида познания: истинное познания Абсолюта (видья), и иллюзорное познание природы, чувственно воспринимаемых вещей (авидья). Другими словами, реален только беспредельный и беспричинный Брахман, а все остальное – только грезы, покрывало майя, скрывающее от нас истинное бытие.
Целью человеческой жизни объявляется слияние с Брахманом, достижимое через познание своего Атмана. Такое слияние психологически ощущается как мокша (букв. «освобождение») -- состояние полного покоя. С онтологической же точки зрения нирвана есть растворение человеческой души в Брахмане с потерей собственного «Я», личностной идентичности.
Важное место как в в индийской мифологии, так и в веданте занимает учение о сансаре (букв. «блуждание, круговорот»), согласно которому душа человека после смерти переселяется в другое тело – либо в тело человека, либо в тело животного.
Среди неортодоксальных школ наиболее известен буддизм, превратившийся в мировую религию. У истоков буддизма стоит легендарная личность самого Будды, полное имя которого Сидхартха Гаутама Шакьямуни (623 – 543 до н.э.). Сидхартха был принцем племени шакьев, неудивительно поэтому, что с детства он рос в роскоши и беззаботности, купался в удовольствиях и наслаждался развлечениями. В 29 лет принц покидает дворец и становится странствующим аскетом (шраманом), живущим милостынею.
Шесть долгих лет Сидхартха провел в аскетических подвигах, но понял, что ни они, ни удовольствия прежней жизни не ведут к подлинному освобождению души. И вот тогда, когда Сидхартха уже был близок к отчаянию, когда его оставили последние ученики, внезапно ему открылась истина.
Какие же истины открылись Будде? Обычно их именуют «четырьмя благородными истинами», вкратце их можно сформулировать так:
-
Мир пребывает в дукхе (страдании, дисгармонии). -
Причина страданий – в привязанности к миру иллюзий (т.е. к нашей земной жизни), в наших страстях и желаниях. -
Чтобы избавиться от страданий, надо отказаться от желаний путем достижения нирваны. -
Путь, ведущий к нирване – это благородный восьмеричный Путь, включающий: истинное воззрение; истинное намерение; истинную речь; истинные дела; истинную жизнь; истинное усилие; истинную память; истинное сосредоточение (истинная – значит, избегающая крайностей, противопоставления).
Таким образом, для буддизма страдание выступает основным фактом нашей жизни, тогда как радости и удовольствия – нечто второстепенное, лишь зыбкая пена на поверхности огромного океана всеобщих страданий.
К числу центральных идей буддизма можно также отнести:
1) идею ненасилия;
2) идею благоговения перед любой формой жизни.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Мы с вами выяснили, что в истории индийской философии было два периода – ведический период, когда складывались основные философские понятия индийской мысли, и период философских сутр, когда бурно развивались многочисленные философские школы, главные из которых – веданта, йога, санхья, буддизм, чарвака (локаята).
2. Центральные философские понятия индийской мысли – это, во-первых, Брахман – синоним материальной субстанции, из которой возникают и куда уходят все вещи, во-вторых, Карма – как совокупность поступков и их последствий, определяющих характер нового рождения человека, Нирвана (Мокша) – высшее безмятежное состояние, цель человеческих стремлений.
3. Наконец, подытоживая разговор об древнеиндийской философии, отметим её основополагающие идеи. По мнению известного историка индийской философии Д.М. Датты, они сводятся к следующим:
-
философия существует для жизни, её истины должны быть практичными, эффективными; -
важнейшие ценности, к которым должен стремиться человек, следующие: моральная чистота, контроль за собственным телом и духом, совершенствование самого себя с целью поднять до совершенства и весь мир; -
все существа, вся природа едины, а потому нуждаются в заботе, охране, уважении; -
политическая свобода и материальный прогресс являются только средствами для духовного прогресса.
Эти идеи представляются актуальными и сегодня, поскольку акцентируют значимость духовного развития личности, любовь к природе, следование высшим моральным нормам, а только на этом пути возможно спасение от гибели мировой цивилизации.
Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая
Как и в других странах, древнекитайская философия выросла на почве традиционной мифологии, однако последняя была намного беднее древнегреческой и древнеиндийской. Важнейшими пра-философскими памятниками выступают книги «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).
«И цзин» также начала составляться на рубеже II – I тысячелетий. Это наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы, использовавшаяся, прежде всего, в гадательной практике. Философское значение книги состояло в том, что она утверждала идею безначального и бесконечного мирового процесса (Дао) как постоянных перемен, причиной которых выступает борьба полярностей Инь и Ян.
Основоположником даосизма считается легендарный мудрец Лао-Цзы (букв. «старый мудрец»). Центральным понятием даосизма является Дао (букв. «путь, метод, закономерность, учение, правда») – довольно многозначное и расплывчатое понятие, понимаемое и как непознаваемое начало бытия (идея субстанции), и как закон бытия космоса, природы и человека (идея упорядоченности мира), и как образ жизни подвижника (путь самосовершенствования).
Центральной этической идеей даосизма является требование следовать «естественному Дао», т.е. жить в согласии с природой, не нарушать естественно-спонтанный ход природных и социальных процессов. Отсюда вытекает знаменитый принцип у-вэй («недеяния»), предписывающий отказываться от любой деятельности, не согласующейся с миропорядком.
Еще большим влиянием в Китае пользовалось конфуцианство. Оно и сегодня является одной из ведущих духовных опор китайского общества, а на Тайване и в Сингапуре является официальной государственной идеологией.
Основателем этого направления стал Конфуций (Кун-Фу-Цзы) (552-479 до н.э.) – младший современник Лао-цзы. В центре интересов Конфуция – проблема человека, главная сфера размышлений – этика. Поэтому закономерно Конфуция считают великим моралистом древности.
Согласно Конфуцию, человек от природы ни зол, ни добр, он сам формирует себя через «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)». Двигаясь по этому пути, человек может стать «благородным мужем» (цзюнь-цзы), т.е. образцовым человеком, сочетающим в себе высокие духовные (интеллект), моральные (доброта, мужество, милосердие) и социальные (высокий общественный статус) качества.
«Благородному мужу» противостоит «маленький человек» (сяо-жэнь) – низкопоставленный, корыстный и лишенный мудрости. В тексте «Лунь Юй» неоднократно подчеркивается коренное различие между первым и вторым, состоящее в том, что «благородный муж знает только долг, а маленький человек знает только выгоду».
Центральными нормами конфуцианской этики выступают правило «золотой середины», требующее соблюдать меру, избегать крайностей, и требование «взаимности», называемое также «золотым правилом нравственности». В тексте «Лунь Юй» последнее требование формулируется так: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды»
2.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
Как и в Индии, мы встречаем в Китае множество философских школ и направлений, но главные из них – конфуцианство и даосизм. Эти направления различаются ведущими понятиями, проблематикой. Если в конфуцианстве главная тема – социально-политическая, то даосизм почти безразличен к политике и больше озабочен поиском нравственных основ бытия личности. Конфуцианство воспевает следование законам, традициям, а даосизм, напротив, проповедует стремление жить в согласии с природой, для даосизма законы общества – не более, чем «искусственное дао», исказившее истинное «естественное дао».
Также следует отметить, что в целом, древнекитайской философии присущи следующие основные черты:
натурализм как культ природы и естественности, рассмотрение космоса (неба) как эталона красоты и гармонии, которому человек должен стремиться подражать в личной и общественной жизни;
традиционализм как обращенность в прошлое, служившее эталоном в сфере политики и нравственности;
преимущественное внимание к социальным и нравственным проблемам, которые рассматривались в тесной взаимосвязи.
Основная литература:
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-42. -
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 80-93. -
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 272-274, 292-293.
Дополнительная литература:
-
Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. – М., 1993. -
Григорьева Т.П. Логика срединного пути // Вопросы философии, 2004, № 12. -
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2004. С. 44-64. -
Дао и даосизм в Китае. – М., 1982. -
Древнекитайская философия. В 2 т. – М., 1972. -
История философии (Россия – Запад – Восток). В 2 кн. - М., 1995-1996. -
Капра Ф. Дао физики. – М., 1994. -
Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983. -
Лукьянов Е.А. Лао-цзы (философия раннего даосизма). - М., 1991. -
Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. – М., 1986. -
Мудрецы Поднебесной: Сб./ Лао-цзы. «Дао дэ цзин»; Конфуций. «Лунь юй»; Мо-цзы. «Мо-цзы»; Мэн-цзы. «Мэн-цзы»; Чжуан-цзы. «Чжуан-цзы»; Сюнь-цзы; Хань Фэй. – Симферополь, 2003. -
Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1988. -
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб., 2000. -
Чарттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994. -
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. -
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М., 1988. -
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Тема 3. Философия Древней Греции и Рима
План лекции:
-
Досократовский период древнегреческой философии -
Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля -
Основные направления эллинистической и древнеримской философии
Введение
Как мы отмечали еще на первой лекции, философия зародилась одновременно в трех мировых регионах – Китае, Индии и Древней Греции. На прошлой лекции мы с вами рассмотрели основные особенности древнеиндийской и древнекитайской философии, главное содержание учений веданты, буддизма, Конфуция и Лао-Цзы. Сегодня же мы обратимся к древнегреческой мысли, которая более близка нам не только территориально, но и духовно, ведь именно от греческой Византии Русь приняла духовную эстафету.
Цель сегодняшнего занятия состоит в том, чтобы ознакомиться с важнейшими философскими учениями Древней Греции и Рима, начиная с первых натурфилософов и заканчивая школами киников, стоиков, неоплатоников, расцвет которых пришел на эпоху Древнего Рима.
Вопрос 1. Досократовский период древнегреческой философии
Под античной философией (от лат. antiquus – древний) традиционно понимается философия древних греков и римлян. Хронологические рамки античной философии охватывают около тысячи лет: её начало датируется VI веком до нашей эры, а конец связывается с V веком – временем падения Римской империи под напором варварских племен: готов, гуннов, вандалов, скиров.
Главной отличительной особенностью греко-римской мысли явился широкий плюрализм мнений по всем основным философским вопросам. Античная философия носит демифологизированный характер -- довольно быстро она порвала с мифологией и религией и выступила с их критикой, стала к ним в оппозицию.
Другой важнейшей особенностью античной мысли является многопроблемность --внимание одинаково распределялось между вопросами онтологии, гносеологии, логики, этики и социальной философии, включая политические, правовые и эстетические проблемы. Только греки смогли дать Древнему миру таких всесторонне образованных, энциклопедически мыслящих философов, как Демокрит, Платон, Аристотель.
Для античной мысли также характерна неразрывная связь философии с научными знаниями – математическими, астрономическими, естественно-научными, политическими.