Файл: Доказательственное значение материалов, полученных на стадии возбуждения уголовного дела.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОСКРЕСЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовный процесс»

на тему:«Доказательственное значение материалов, полученных на стадии возбуждения уголовного дела»

Выполнила:

Студентка 2 курса, группы ДПД-22

Багрова А.С.

Проверила:

Руководитель Жданова А. В

ВОСКРЕСЕНСК, 2023

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Общетеоретические вопросы доказывания в уголовном процессе......................................................................................................................5

1.1 Методологические основы и гносеологическая природа уголовно-процессуального доказывания..................................................................................5

1.2 Проблемы установления объективной истины, как цели доказывания в уголовном процессе.................................................................................................16

1.3 Соотношение предмета и пределов доказывания в уголовном процессе.....24

Глава 2. Актуальные вопросы доказательств в уголовном процессе.........30

2.1 Понятие и сущность доказательств в уголовном процессе...........................30

2.2 Признаки уголовно процессуальных доказательств.......................................34

2.3 Классификация уголовно-процессуальных доказательств............................35

Заключение..............................................................................................................40

Список используемой литературы.....................................................................41

Введение

Уголовный процесс начинается со стадии возбуждения уголовного дела, основной задачей которой являются, с одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно не связанных с совершением преступления.

Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.


Актуальность темы курсовой работы. Значение этого этапа заключается в том, что он обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан, которые в случаях необоснованного возбуждения уголовного дела могут быть нарушены, поскольку ряд граждан неизбежно был бы необоснованно привлечен к расследованию уголовного дела. преступление. Стадия возбуждения уголовного дела также защищает дознавателя и следователя от расследования уголовных дел, которые не имеют судебной перспективы, что отвлекло бы их от расследования действительно опасных и тяжких преступлений.

Объект работы: уголовно-процессуальные отношения, возникающие в процессе собирания материалов, полученных на стадии возбуждения уголовного дела.

Предмет: правовые нормы, регулирующие порядок доказательств в уголовном процессе.
Основной целью курсовой работы является исследование вопроса о роли доказывания в стадии возбуждения уголовного дела.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию и раскрыть сущность и особенности доказывания на стадии возбуждения уголовного дела.

2. Изучить предмет и пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела.

3. Охарактеризовать средства доказывания на первоначальной стадии уголовного процесса.

Теоретической основой исследования послужили труды ряда ученых, посвященных вопросам доказательств в российском уголовно-процессуальном законодательстве, таких как А.С. Александров, Р.С. Белкин, Л.Е. Владимиров, В.А. Лазарева, М.С. Строгович, С.Н. Чурилов др. Методологическую основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Глава 1. Общетеоретические вопросы доказывания в уголовном процессе

    1. Методологические основы и гносеологическая природа уголовно-процессуального доказывания


В гносеологическом аспекте доказывание представляет собой познание и удостоверение тех событий и явлений внешнего мира, которые имеют значение для правильного разрешения уголовного дела. С этой точки зрения доказыванию присущи все общие закономерности, которые характерны любой познавательной деятельности. К ним относятся общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания. Философия, выступая в качестве всеобщего метода познавательной деятельности, вооружает исследователя специальными, общенаучными и универсальными методами познания.

Философской основой доказывания в уголовном процессе является гносеология (теория познания). Ее положения применяются в любой области познавательной деятельности. Они представляют собой систему правил и требований, ориентирующих человека в его познавательной деятельности. В основе теории познания лежит материалистическое понимание действительности. Материализм исходит из первичности материального мира и способности человеческого сознания правильно отражать окружающую действительность.

Согласно теории отражения всякий материальный процесс отражается в других материальных процессах, связанных с ним. Рассматривая данную закономерность материи через призму закона диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира, следует заключить, что не существует принципиально неотражаемых явлений, включающих и любое общественно опасное деяние, представляющее собой не что иное, как материальный процесс.

Применительно к процессу доказывания, изменения в материи, социальной среде как результат отражения в них события, явления есть информация об этом событии, явлении, т.е. те самые фактические данные, с помощью которых только и можно судить о событии преступления. Поскольку же любое событие преступления необходимо (как и любой процесс) отражается в окружающей среде, элементами которой являются не только вещи, предметы, но и люди, в чьем сознании отражается событие преступления, постольку и процесс возникновения информации о преступлении носит необходимый, повторяющийся, устойчивый и общий характер, т.е. является закономерностью. Опираясь на данные закономерности, органы расследования, прокурор, суд и иные участники уголовного процесса способны правильно познавать и устанавливать обстоятельства общественно опасного деяния. Вопрос здесь лишь в том, каковы способности человека в этом познании и каковы их пределы.


Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств и его познавательными системами. Выделяют две таких системы: 1) экстерорецептивную, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность); 2) интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Возможности этих систем позволяют в принципе правильно воспринимать, отражать и познавать внешний мир. Вместе с тем следует признать, что возможности органов чувств человека и его познавательных систем ограничены. Однако рассматриваемая физиологическая ограниченность не является сколько-нибудь серьезной преградой на пути к познанию мира. Более того, она даже выступает положительным фактором в жизнедеятельности человека.

Во-первых, органы чувств человека сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления органических систем к условиям внешней среды. Они способны обеспечить нормальную деятельность человека.

Во-вторых, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Это - изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать различного рода излучения, космическую радиацию и т.д. Это - мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая исключительными возможностями для познания объективной действительности.

Различают три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Первичной или исходной формой познания явлений внешнего мира являются ощущения, под которыми понимают простейший чувственный образ, отражение или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятие - системе свойств предмета. Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

По мнению большинства современных ученых, все предметы, вещи и их свойства объективны (объектны), другое дело, что полной тождественности ощущений и свойств внешних предметов действительно быть не может. Поэтому в теории познания правильнее говорить не о событиях, явлениях реальной действительности, а об их образах, отображениях.

Понятие образа в науке кибернетике охватывается общим понятием сигнала, под которым понимается тот или иной физический процесс, несущий информацию о событии, явлении, объекте; иными словами под сигналом понимается модель события, явления объекта.


Сигнал существует объективно, независимо от того, чем он вызван. Его содержание образует информация о событии, явлении, объекте. Формой сигнала выступают способ или вид, в которых существует информация (электромагнитные и световые волны, электромагнитные колебания, изменение формы, размеров, состояния предмета и т.д.). Без материальной формы информация не может существовать, перерабатываться, передаваться. Основное качество сигнала состоит в том, что он соответствует определенному событию, явлению, т.е. находится с ними в отношениях изоморфизма. Вместе с тем их соответствие (сигнала и события, явления) пребывает в определенных пределах. Это обусловлено рядом причин. В первую очередь тем, что между ощущением и самим предметом есть несколько посредствующих звеньев, преломляющих воздействие, идущее от внешнего объекта, его трансформирующее. Внешние воздействия в рецепторах превращаются из одного вида сигналов в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» нейродинамических отношений и подвергаются дальнейшей переработке, взаимодействуя с прошлыми следами. Благодаря этим преобразованиям продукты деятельности органов чувств - ощущения - отличаются по качеству от отображенных свойств.

Для человека сигнал - образ, несущий информацию об объекте, выступает как модель объекта в его предметности. В образе отражается не нервная организация субъекта, а объект познания, взаимодействующий с активным субъектом. Однако психическое отражение (восприятие, ощущение, представление) объектов, фактов и явлений реальной действительности по своей форме всегда субъективно. Оно лишено материальности в том смысле, что не обладает физическими признаками, свойствами отражающего объекта, явления и присуще познающему субъекту.

Вместе с тем психическое отражение материально по своей природе, происхождению, т.к., во-первых, является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания, а, во-вторых, непосредственно связано с нервной системой, организмом человека, поэтому существует объективно. Субъективное (идеальное) и материальное составляют органическое единство, ибо мысль есть и функция нервной системы, и отражение объективной действительности. В единстве двух сторон психического отражения первичным, определяющим является материальное.

Субъекты доказывания на начальной ступени познания созерцают следы преступления, предметы и явления, которые являются непосредственным отражением противоправных действий либо бездействий, а также фактическую информацию, облеченную в соответствующую процессуальную форму. Одновременно у них складываются чувственно-наглядные представления об обстоятельствах содеянного. Они дают фактический материал для следующей ступени познания - логическому, абстрактному мышлению. Однако без чувственной ступени познания, на которой появляются соответствующие ощущения, восприятия и представления, невозможно никакое доказывание в уголовном процессе.