Файл: Факультет инклюзивного и коррекционного образования кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик отчет по учебной практике.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата: «___» _______ 2023 г.
_______________/ _________________________
ПОДПИСЬ РАСШИФРОВКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам анализа Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-
Название приказа.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-
Предмет регулирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
3. Основные принципы дошкольного образования.
Таблица 1 – Основные принципы дошкольного образования
№ | Понятие | Краткая характеристика принципа |
1 | Принцип доступности | Учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями и их личным опытом. |
2 | Принцип наглядности | Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника: всё, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. |
3 | Принцип активности и самостоятельности | Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идёт его развитие. |
4 | Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей | Ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения. |
5 | Принцип прочности обучения | Знания будут прочными, когда присутствуют взаимодействие педагогического мастерства учителя и желания ребёнка учиться. |
6 | Принцип научности | Предусматривает, что мы даём научные знания, доступные для детей, постепенно их усложняем. |
7 | Принцип гуманизации и демократизации | Заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявление уникальности каждого ребёнка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения. |
4. Перечислить цели и задачи.
Таблица 2 – Цели и задачи
Цели | Задачи |
Стандарт направлен на достижение следующих целей | Стандарт направлен на решение следующих задач |
1.повышение социального статуса дошкольного образования | 1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. |
2.обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования | 2. обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). |
3.обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения | 3.обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования); (в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955) |
4.сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования | 4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; |
| 5. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; |
| 6. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; |
| 7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; |
| 8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; |
| 9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
5. Сопоставить содержание образовательных областей
Таблица 3 – Описание образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. | развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; | владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; | развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); | приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; |
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. | освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; | формирование правильного звукопроизношения; | становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; | формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; |
становление самостоятельности. | формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; | развитие звуковой и интонационной культуры речи; | формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); | овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); |
развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания. | формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; | развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; | формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); | обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); |
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; | развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); | освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; | воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); |
формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе | формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; | ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; | реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); | воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; |
| формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. | развитие речевого творчества; | развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). | приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. (п. 2.6 в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955) |
| | формирование предпосылок к обучению грамоте. | | |
6. Сопоставить содержание основных разделов: целевой, содержательный и организационный
Таблица 4 – Описание основных разделов
Целевой | Содержательный | Организационный |
Включает в себя: Пояснительная записка должна раскрывать: а) цели и задачи реализации Программы б) принципы и подходы к формированию Программы в) значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; (пп. "а" в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955) (см. текст в предыдущей редакции) б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. | Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. |
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). | В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. | |
| Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. | |
| Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы. | |
| Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. | |
| Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно. | |
7. Кратко описать Требования к условиям реализации Программы: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, требования к развивающей предметно-пространственной среде
Таблица 5 – Описание Требований к условиям реализации Программы
Психолого-педагогические | Кадровые | Материально-технические | Финансовые | Требования к развивающей предметно-пространственной среде |
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; | 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. | 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; | 1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; | 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. |
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); | 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. | 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности | 2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; | 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. |
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; | 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. | 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; | 3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. | 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. |
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; | 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование; при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию. | 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; | | 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. |
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; | | 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). | | 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. |
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; | | | | |
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия (в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955) | | | | |
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. | | | | |