Файл: Факультет инклюзивного и коррекционного образования кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик отчет по учебной практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 745

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текст отчета по заданию

Задание 7. Составить аналитическую справку по результатам изучения кабинета учителя-логопеда.

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Название кабинета.

2. Назначение кабинета.

3. Описание оборудования: название и назначение.

4. Схематичное изображение зон логопедического кабинета с кратким описанием дидактического и наглядного материала.

Текст отчета по заданию

Задание 8. Выполнить кейс-задачу: подобрать и систематизировать наглядный и дидактический материал для кабинета учителя-логопеда:

  • центр неречевых процессов (общая и мелкая моторика (пальчиковые игры, пособия и т.д.); артикуляционная моторика (комплексы артикуляционных упражнений);

  • центр речевых процессов (устная речь): звуковая сторона речи: звукопроизношение (картинки на звукоподражание, предметные, сюжетные картинки на автоматизацию звуков, дидактические игры типа «Ромашка» и т.д.); просодика (игры и упражнения, пособия по развитию целенаправленной воздушной струи); слоговая структура слова (игры и упражнения)); смысловая сторона речи: лексико-грамматическая сторона речи (игры и упражнения); связная речь (диалогическая и монологическая) (игры и упражнения);

  • центр речевых процессов (письменная речь): письмо, чтение (задания, упражнения);

  • центр психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление) (игры и упражнения).


Текст отчета по заданию

✓ Какие другие виды деятельности Вы выполняли?

✓ Сделайте вывод: о специфике организации предметно-пространственной среды, о специфике наглядного и дидактического материала.

✓ Что особенно понравилось, а что не понравилось на практике?

✓ Что оказалось для Вас новым и самым важным в организации практики?

✓ Были  ли  трудности  при  выполнении программы практики? В чем конкретно они заключались?

✓ Ваше отношение к практике.

Дата: «___» _______ 20.. г.
_______________/ _________________________

ПОДПИСЬ РАСШИФРОВКА

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОТЧЕТУ


ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

вид практики (учебная, производственная)
«(ознакомительной)»

Название практики (в соответствии с учебным планом)


Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование


Направленность программы бакалавриата «Логопедия»

Форма обучения заочная


Выполнила:

Студентка группы 106-101-3-1

Янышева Дарья Андреевна
Групповой руководитель практики:

Старший преподаватель кафедры СППиПМ

___________Ковалева Алёна Александровна

Челябинск

2023
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Аналитическая справка по результатам анализа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица по теме «Специфика деятельности образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ».

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Аналитическая справка по результатам анализа Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Аналитическая справка по результатам изучения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к предметно-пространственной среде.

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Аналитическая справка по результатам анализа сведений об образовательной организации.

  6. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Аналитическая справка по результатам изучения развивающей предметно-пространственной среды.

  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Аналитическая справка по результатам изучения развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

  8. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Кейс-задача: наглядный и дидактический материал для кабинета учителя-логопеда.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам анализа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-ФЗ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2.Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование

3. Основные понятия, касающиеся образования лиц с ОВЗ, используемые в настоящем Федеральном законе.



Таблица 1 – Основные понятия, касающиеся образования лиц с ОВЗ



Понятие

Краткая характеристика понятия

1

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

2

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

3

Инклюзивное образование

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

4

Адаптированная образовательная программа

Образовательная программа, адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

5

Участники образовательных отношений

Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность

6.

Присмотр и уход за детьми

Комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня



4. Отражение прав, гарантий, специфики образования лиц с ОВЗ в законе «Об образовании в Российской Федерации».

Таблица 2 – Права, гарантии, специфика образования лиц с ОВЗ (по ФЗ «Об образовании в РФ»)

Статья

Пункт, подпункт

Краткое содержание, иллюстрирующее права, гарантии, специфику образования лиц с ОВЗ

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1.2

обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1.3

гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1.7

свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

2

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

5.1

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Статья 12. Образовательные программы

1

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

1

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1.2

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

2.1

психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

2.2

коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

2.3

комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

3.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

4.

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 64. Дошкольное образование

3.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

3

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

4

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

5

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

6

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

6.1

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта определяются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

7.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

7.1

При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

7.2

Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

8.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

8.1

Лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

9.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

10

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

11

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

12

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность



Список использованных источников

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – Электрон, дан. – Режим доступа: http//base.garant.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

Дата: «19» апреля 2023 г.

_______________/ _________________________

ПОДПИСЬ РАСШИФРОВКА


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1 – Специфика деятельности образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ

Критерий

Организация логопедической помощи в системе дошкольного образования

Организация логопедической помощи в системе общего образования: начального, основного и среднего общего

Нормативно-правовая база

Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.» (ред. от 21.01.2019г.)

Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования» (ред. от 22.03.2021г.; ред. от 11.02.2022г. № 69 )

Программно-методическое обеспечение

1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. АвторыТ.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.2004г.

2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой 2019г.

3. Программа Н.В.Нищевой 2019г. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

1.Л.М.Козырева.«Академия развития»

2006г.

2.Е.В.Меттус,А.В.Литвина, О.С.Турта. «Логопедические занятия со школьниками». 2006г.

3. А.В.Ястребова. «Обучаем читатьи писать без ошибок». 2010г.

4. Н.Г.Даньшина. «Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии».2011г.

5. Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии».2011г.

6. А.В.Ястребова, Т.Н.Бессонова. Инструктивно- методическое письмо

«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».1996г.

Предельная наполняемость

Предельная наполняемость детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:

1). с тяжёлыми нарушениями речи:

  • 6 детей в возрасте до 3 лет

  • 10 детей в возрасте старше 3 лет.

2).с фонетико-фонематическим нарушением речи:

  • 12 детей в возрасте старше 3 лет.

3). для глухих детей - 6 детей для обоих возрастных групп.

4). для слабослышащих детей:

  • 6 детей в возрасте до 3 лет

  • 8 детей в возрасте от 3 лет.

5). для слепых детей:

  • 6 детей для обеих возрастных групп

6). для слабовидящих детей -

  • 6 детей в возрасте до 3 лет

  • 10 детей в возрасте от 3 лет.

7).для детей с амблиопией , косоглазием:

  • 6 детей в возрасте до 3 лет

  • 10 детей в возрасте старше3 лет.

8).с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • 6 детей в возрасте до 3 лет

  • 8 детей в возрасте старше 3 лет.

9).с задержкой психоречевого развития:

  • 6 детей в возрасте до 3 лет.

10).с задержкой психического развития:

  • 10 детей в возрасте старше 3 лет.

11).с умственной отсталостью лёгкой степени:

  • 10 детей в возрасте старше 3 лет.

12).с умственной отсталостью умеренной , тяжёлой степени:

  • 8 детей в возрасте старше 3 лет.

13). с расстройствами аутистического спектра:

  • 5 детей для обеих возрастных групп.

14). для детей со сложными дефектами

(тяжёлыми и множественными нарушениями развития ):

  • 5 детей для обеих возрастных групп.


Количество детей в группах комбинированного направления не должно превышать:

1). в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ.

2). в возрасте старше 3 лет:

а) не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом.

б) не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени.

в) не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Предельная наполняемость отдельного класса (группы) для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы:

1). для глухих — 6 человек

2). для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 10 человек

3). для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 6 человек

4). для слепых - 8 человек

5). для слабовидящих — 12 человек

6). с тяжёлыми нарушениями речи — 12 человек

7). с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 10 человек

8). имеющих задержку психического развития — 12 человек

9). с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) — 12 человек

10). с глубоко умственной отсталостью — 10 человек

11). с расстройством аутистического спектра -8 человек

12). для обучающихся со сложными дефектами (с тяжёлыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.
Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:

1. для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6-8

человек.

2. для учащихся, имеющих заключения ППК и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и специальной адаптации, не более 6- 8 человек.

3. для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

Кадровое обеспечение

При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в штатном расписании вводятся штатные единицы специалистов (на каждую группу):

1). для детей с нарушением слуха:

  • не менее 1 шт.ед. учителя-дефектолога (сурдопедагога)

  • не менее 0,5 шт.ед. педагога -психолога

2). для детей с нарушением зрения:

  • не менее 1 шт.ед. учителя — дефектолога(тифлопедагога)

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя-логопеда

  • не менее 0,5 шт.ед. педагога- психолога

3). для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

  • не менее 1 шт.ед. учителя — логопеда

  • не менее 0,5 шт.ед. педагога — психолога

4). для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • не менее 1шт.ед. учителя-дефектолога и (или) педагога — психолога

  • не менее 0,5 шт. ед. учителя-логопеда

  • не менее 0,5 шт.ед. ассистента (помощника)

5). для детей с расстройствами аутистического спектра:

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя-дефектолога ( олигофренопедагога) и (или ) педагога — психиатра

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя- логопеда

6). для детей с задержкой психического развития:

  • не менее 1 шт.ед. учителя- дефектолога (олигофренопедагога) и (или) педагога — психиатра

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя - логопеда

7). для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением):

  • не менее 1 шт.ед. учителя- дефектолога (олигофренопедагога)

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя - логопеда

  • не менее 1 шт.ед. педагога — психолога

8). для детей со сложными дефектами (тяжёлыми и множественными нарушениями развития):

  • не менее 1 шт.ед. учителя-дефектолога и (или) педагога -психолога

  • не менее 0,5 шт.ед. учителя — логопеда

  • не менее 1 шт.ед. ассистента (помощника).

На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройствами аутистического спектра , или умственной отсталостью

(умеренной или тяжёлой степени) — не менее 1шт.ед. тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированного направления в штатном расписании вводятся штатные единицы специалистов (из расчета 1 шт.единица) :

1. учитель — дефектолог (сурдопедагог , тифлопедагог , олигофренопедагог ):

  • на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ

2. учитель — логопед

  • на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ

3. педагог — психолог

  • на 20 обучающихся с ОВЗ

4.тьютор , ассистент (помощник)

  • на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ .

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-воспитательной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчёта по одной штатной единице:

1.учителя - дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 -12 учащихся с ОВЗ

2. учителя - логопеда на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ
3. педагога- психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ
4. тьютора, ассистента(помощника) на каждые 1- 6 учащихся с ОВЗ.