Файл: Курсовая работа По дисциплине Статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Обзор и прогноз качества продукции



Проблема качества товаров и услуг была актуальной всегда, остро стоит она и сейчас, на этапе интеграции России во Всемирную торговую организацию. Отечественная экономика сталкивается с большими трудностями: не развитая инфраструктура, низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата на предприятиях, нефтегазовая аддикция, неконкурентоспособность большинства товаров на мировом рынке. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью финансовой системы. Мировой кризис, экономические трудности в Еврозоне еще больше ухудшают положение. В таких тяжелых условиях только повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством улучшения их качества способно не допустить развала индустрии страны.

В процессе купли-продажи потребитель меняет результат своего труда (деньги) на товар или услуги, но не всегда адекватно. Товар соответствует цене только на абсолютно свободном рынке, свободном от монополизма и от сговора производителей, когда производитель точно информируют обо всех свойствах выпускаемой продукции или предоставляемой услуги, как положительных, так и отрицательных. Реально такого рынка не бывает, в России - тем более.

Часто на упаковке продуктов питания можно увидеть такие надписи как: «рекомендовано институтом питания РАМН», «одобрено кем-то» и пр. Производитель давно понял, что за «рекомендованный» продукт клиент готов переплатить и в итоге кто только сейчас не рекомендует. А по закону же рекомендаций на этикетке быть не должно, это незаконные действия со стороны производителя с целью привлечения внимания потребителя. Но интересное заключается в том, что нужная, объективная информация обычно оказывается в тени. Не совсем выгодно изготовителю указывать всю информацию о конечной продукции. Например, при выпуске хлебобулочного изделия выигрышно использовать вместо куриного яйца яичный порошок, вместо масла или маргарина - дешевый пальмовый жир, разрыхлители, улучшители и пр.

Проверку качества должна взять на себя обязательная и добровольная сертификация, предусмотренная нашим законодательством, руководствует которой государственный орган - Госстандарт. Так называемой добровольной сертификации могут подвергаться любые показатели качества. Эта процедура производится по инициативе товаропроизводителя.


По словам Геннадия Воронина (президент Всероссийской организации качества, председатель Комитета по качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ) в России доля продукции, подлежащая обязательной сертификации, в 2016 году будет снижена в 2 раза, до 23 %, а в Евросоюзе поставлена задача к тому же году довести процент обязательной сертификации до 70.

Качество товаров и услуг напрямую зависит от нормативно правовой базы страны. В законодательстве Российской Федерации не мало пробелов и недоработок, которые требуют устранения. К примеру ФЗ от 2.01.2000 г. № 29- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» гласит, что при изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных, отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.

Не из лучших в РФ и качество услуг, особенно в сфере медицины и образования. Несмотря на определенные преобразования проблемы видны еще невооруженным глазом. Во многих больницах используется устаревшее оборудование, применяются неэффективные методы лечения больных. А главная проблема - низкая заработная плата врачей и учителей. Для социального государства не приемлемо, когда высококвалифицированный врач или преподаватель ВУЗа получают 10-12 тысяч.

В решении проблемы качества показателен опыт Японии. Крупнейший специалист в области управления качеством профессор Каору Исикава (является одним из основателей движения борьбы за качество) указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией». А в России более популярна сформулированная еще Л.И. Брежневым идея «экономика должна быть экономной».

По словам экспертов необходим жесткий техрегламент в производстве, нужно снизить количество ГМО и пищевых добавок в продуктах питания, разграничить такие понятия как молоко и молочный продукт, сок и соковая продукция. Но надо вводить не сегодня и не завтра, потому что это не правильно. Производителю нужно дать реальный срок на снижение этих норм, иначе они обанкротятся, а на прилавках магазинов исчезнут товары первой необходимости, а это, в свою очередь, губительно отразится на экономике.

Проблема качества сложна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение ответственности производителей за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку технического контроля на предприятиях;

повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, развитие творческой инициативы рабочих и т. д. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно меняются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

При прогнозировании качества продукции должны учитываться изменяющиеся общественные потребности, технические и экономические возможности производства, достижения в области науки, техники и организации труда, дополнительные затраты на эксплуатацию или потребление продукции, необходимость повышения квалификации работников и другие факторы, за счет которых обеспечиваются прогнозируемые значения показателей качества продукции.

Успешная деятельность любой организации возможна лишь в условиях четкого прогнозирования уровня качества продукции и планирования его улучшения. Прогнозирование качества продукции - это научно обоснованная информация об уровне качества продукции в будущем.

Ценность прогнозирования качества продукции имеет две стороны:

- качественную – познание природы эволюции объекта, тенденций его развития, скорости, временных и пространственных зон его изменения, возможного возникновения неблагоприятных ситуаций, усиления или ослабления воздействий различных факторов. Эта качественная информация прогноза имеет большое значение для управления объектом и обоснования принятия стратегических решений организациями, которые будут производить прогнозируемую продукцию;

- количественную – вероятностные данные прогноза об ожидаемом уровне качества во времени предоставляют организации информацию, с помощью которой можно заранее провести расчеты капитальных вложений, материальных и другие мероприятия по обеспечению ожидаемого уровня качества продукции.

В зависимости от продолжительности прогнозируемого периода прогнозы различаются: краткосрочные - до 5 лет; среднесрочные - 5-15 лет; долгосрочные - более 15 лет. Глубина ретроспективного анализа информации об объекте зависит от продолжительности прогнозируемого периода: чем больше глубина прогноза, тем больше избирается срок для анализа витка объекта в прошлом. Собственно точность прогноза не может превышать точности исходной информации - при одинаковых условиях прогноз будет тем точнее, чем короче прогнозируемый период. Считается, что ретроспективный период должна превышать прогнозируемый примерно в 2-3 раза. Например, для среднесрочного прогноза на 10 лет за ретроспективный принимается период 30 лет, для прогноза на 15 лет периодом прошлого развития принимаются 45 лет. Однако для долгосрочных прогнозов с глубиной прогнозирования 20 - 30 лет ретроспективный период уменьшается в связи с постоянным ростом темпов научно-технического прогресса.


Прогноз всегда относителен: он должен отвечать на вопрос, чего стоит ожидать, если известна определенная совокупность факторов и известны условия прохождения определенных процессов.

Прогнозируемая величина, как правило, рассчитывается в различных вариантах: при ситуации, которая складывается благоприятно - высокий уровень, при неблагоприятной ситуации - низкий уровень, и наиболее вероятный прогноз - средний уровень (средняя арифметическая величина между высоким и низким уровнем).

Колебания зависят от комплекса принятых допущений. Разрывы между средним уровнем и крайними уровнями не должны рассматриваться как границы возможных ошибок: они указывают на различные направления, по которым может развиваться качество продукции.

Программный прогноз, по сути, напоминает план: в нем, как и в плане большое внимание уделяется активному воздействию человека на естественный ход развития объекта прогнозирования.

При прогнозировании уровня качества продукции используется системный подход, при этом качество, как объект прогноза, составляет замкнутую систему, которая состоит из подсистем: "Потребность", "Проект", "Производство", "Реализация продукции".

Подсистема "Потребность" имеет целью определение количественного объема прогнозируемой продукции.

На этой стадии в результате маркетинговых исследований рынка определяется социальная целесообразность прогнозируемой продукции, оказывается конкретный ее потребитель, его пол, возраст, профессия, национальность. При этом важное значение для правильного расчета потребностей имеет выявление именно конкретного потребителя продукции, так как расчет на потребителя "вообще" имеет значительную степень неопределенности и это лишает прогноз практического смысла.

Если установлено конкретных потребителей продукции, то для расчета приблизительного объема потребностей необходимо:

- провести анализ количественного роста потребителей за ретроспективный период;

- установить изменение доли потребителей относительно количества населения в прошлом;

- выявить взаимосвязи между ростом количества потребителей и изменением спроса на прогнозируемый вид продукции;

- выявить основные тенденции спроса на прогнозируемую продукцию;

- рассчитать количество конкретных потребителей на конец прогнозируемого периода.

Подсистема "Проект" предусматривает разработку прогноза проектного решения нового качественного уровня продукции на основе анализа основных факторов научно-технического прогресса, которые влияют на изменение качественного уровня продукции.


При этом на основе анализа новых научных открытий, изобретений, патентов и проектно-конструкторских работ, обнаруживается новый теоретически возможен качественный уровень изделия на прогнозируемый период.

Сфера торговли для многих товаров широкого потребления - это последний этап в движении продукции до потребителя, поэтому в ней необходимо проводить анализ факторов, снижающих качественный уровень продукции в процессе подготовки ее к реализации.

Сферой торговли методологическая схема разработки прогнозов замыкается на потребителе, из которого было начато исследование.

Эта обратная связь между потребителем и готовой продукцией, замкнутый через человека, не прерывается во времени. Через него потребитель постоянно получает информацию о качественном уровне изготовления в разные периоды времени продукции, сопоставляет качество потребленной продукции условиям ее потребления и с учетом этих изменений формирует новые требования к качеству продукции.

Действие обратной связи необходимо учитывать при разработке средне-срочных и особенно долгосрочных прогнозов.

Прогнозируя уровень качества, используют различные методы, которые могут быть объединены в три группы:

а) методы экстраполяции, которые включают три вида - экстраполяцию данных о размерах параметров объекта прогнозирования, экстраполяцию оценочных функциональных характеристик, экстраполяцию системных и структурных характеристик;

б) методы экспертных оценок, включающих два вида - индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки;

в) методы моделирования, которые включают три вида - логические модели образы, математические модели, информационные модели.

На этом этапе развития научной прогностики в области качества продукции в основном используются методы прогнозирования первых двух групп.

Данные прогноза улучшения качества продукции составляют научную основу планирования улучшения качества продукции, в котором сроки производства новой продукции и объем капитальных вложений устанавливаются с учетом прогностических данных.