Файл: Курсовая работа По дисциплине Статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- разработку программ единовременных статистических обследований качества с учетом требований процессного подхода к управлению качеством;

- организацию и проведение статистического наблюдения за производственным качеством;

- организацию и проведение статистического наблюдения за выполнением требований потребителей к качеству товаров и услуг;

- разработку системы показателей для оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества;

- организацию мониторинга процессов управления качеством;

- разработку статистической методологии измерения и анализа качества процессов, имеющих место в осуществлении деятельности организации;

- разработку рекомендаций по применению статистических методов в самооценке системы менеджмента качества.


1.2 Система показателей статистики качества продукции и услуг



Многообразие видов деятельности (планирование, маркетинговые исследования, работа с поставщиками, анализ и контроль процессов в организации и др.) приводит к необходимости применения самых различных характеристик и показателей качества. Их выбор связан с особенностями организации, технологий производства, свойств и назначения продуктов и услуг.

Количественная характеристика качества может отражать одно или несколько свойств продукции и учитывать условия ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества могут отражать массу, размер, процентное содержание вещества, трудоемкость изготовления, безотказность в работе и др.

Основные свойства продукции, ее функции, область применения отражают показатели назначения.

В зависимости от характеризуемых параметров (свойств) различают единичные и комплексные показатели качества.

Большое значение для комплексной оценки качества сложной продукции имеет выбор эталона качества. Для получения комплексной оценки один экземпляр продукции выбирается за эталон. Качество остальных экземпляров выражается в единицах эталонного качества.

Качество продукции может быть представлено в натуральных и стоимостных единицах.

Если качество изделия может быть оценено потребителем только по одному параметру то проблема заключается в выборе этого параметра.

Качество многих видов продукции может оцениваться надежностью. Наиболее распространенными показателями надежности являются:

- исправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и в отношении второстепенных параметров, характеризующих удобство эксплуатации, внешний вид и т. п.;

- неисправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;

- работоспособность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;



- отказ — событие, заключающееся в полной или частичной утрате изделием его работоспособности;

- полный отказ — отказ, до устранения которого использование изделия по назначению становится невозможным;

- частичный отказ — отказ, до устранения которого остается возможность частичного использования изделия;

- безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени;

- долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность (с возможными перерывами для технического обслуживания и ремонта) до разрушения или другого предельного состояния. Предельное состояние может устанавливаться по изменениям параметров, по условиям безопасности и т. п.;

- ремонтопригодность — свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта, т. е. к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов;

- надежность (в широком смысле) — свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью самого изделия и его частей и обеспечивающее сохранение эксплуатационных показателей изделия в заданных условиях;

- восстанавливаемость — свойство изделия восстанавливать начальные значения параметров в результате устранения отказов и неисправностей, а также восстанавливать технический ресурс в результате проведения ремонтов;

- сохраняемость — свойство изделия сохранять исправность и надежность в определенных условиях и при транспортировке.

Для прогнозирования отказов необходимы фактические данные о частоте отказов за время использования оборудования по назначению.

При обработке информации применяется величина, обратная частоте отказов — «среднее время между отказами».

В связи с высокими темпами научно-технического прогресса важно выбрать оптимальный момент для перехода от научных исследований и подготовительных работ к производству продукции. В условиях конкуренции удачно выбранное время запуска в производство является важным фактором, действующим в двух направлениях: «слишком ранний» запуск в производство может привести к таким же отрицательным последствиям, как и «слишком поздний».

Причинами изготовления ненадежной продукции могут быть:


- отсутствие регулярной проверки соответствия стандартам;

- ошибки в применении материалов и неправильный контроль материалов в ходе производства;

- неправильный учет и отчетность по контролю, включая информацию об усовершенствовании технологии;

- не отвечающие стандартам схемы выборочного контроля;

- отсутствие испытаний материалов на их соответствие;

- невыполнение стандартов по приемочным испытаниям;

- отсутствие инструктивных материалов и указаний по проведению контроля;

- нерегулярное использование отчетов по контролю для усовершенствования технологического процесса.

В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают эстетические показатели качества (внешний вид, форма, соответствие моде и др.); эргономические показатели (гигиенические, антропологические, психофизиологические), учитывающие удобство эксплуатации; патентно-правовые показатели (патентная защита, патентная чистота и др.).

Для многих видов продукции сохраняют свое значение показатели сортности (высший, первый).

Качество изделий (услуг) может оцениваться по нескольким параметрам с учетом требований потребителей.

Например, оценка качества обслуживания авиапассажиров может строиться с учетом того, что требования к качеству исходят из некоторых предпочтений (продолжительность полета, комфортность условий и т.д.). Тогда уровень качества может быть оценен по определенной шкале: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». В данном случае проблема заключается в получении количественной оценки качества.

Сводная оценка качества (К) может быть получена путем расчета коэффициента качества В. А. Трапезникова. В этом случае вычисляют коэффициенты качества по каждому параметру (К,), а затем получают обобщенную оценку по формуле
ксв = ПК/ (1)
Брак различают по характеру (исправимый и неисправимый), по местам появления (внутренний и внешний) и по причинам (недостатки в организации производства и труда, нарушения технологической дисциплины по вине рабочих, недостаточная квалификация персонала, неисправность оборудования и др.).

Брак может быть обнаружен как на предприятии производителе продукции
, так и потребителями. Брак, выявленный в процессе потребления продукции, называется рекламацией и свидетельствует о неудовлетворительном качестве продукции и работы.

Учет брака ведут по изделиям, отдельным операциям или видам работ в натуральном или трудовом (нормо-часах) выражении; по себестоимости забракованной продукции. При производстве разнородной продукции общий размер брака определяется в трудовом или денежном выражении. Потери от брака оцениваются только в денежном выражении.

Для характеристики брака и потерь от брака рассчитывают следующие показатели:

- абсолютный размер брака в денежном выражении (сумма затрат, связанных с производством окончательного брака и исправлением исправимого брака);

- абсолютный размер потерь от брака (меньше абсолютного брака на суммы, взысканные с виновников брака, поставщиков некачественного сырья и материалов и др.) и на суммы, вырученные от реализации бракованной продукции (сдача в лом, реализация по пониженным ценам и т.п.);

- процент брака и процент потерь от брака (отношение соответствующих показателей к производственной себестоимости продукции) .

Обобщающие оценки системы менеджмента качества могут быть получены на основе анализа отклонений от намеченных целей, рейтинга руководителей.

Например, высшее руководство организации должно создать среду, способствующую развитию работников и вовлечению их в достижение результативности и эффективности системы менеджмента качества. Здесь можно говорить о достижении или не достижении цели (за что присваивается соответствующий балл). Иными словами, определяются положительные и отрицательные отклонения от намеченных целей и находится интегральная оценка качества руководства.