Файл: Триптих в технике батик Как прекрасен этот мир.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 и светильниками.
Нельзя не отвести место фрескам. Нанесение сюжета красками на водной основе по поверхности, смоченной водой. В состав красителей, обычно натуральных, входит левкас или штукатурка. Фреска, само слово овеяно секретами старины и произнося его, мы погружаемся в мир Древнего
Египта или Рима, откуда и пошли корни этого искусства. А в наше время фрески очень популярны, ими оформляют промышленные помещения, кафе, коттеджи.
Украшает Тольятти ещё одно уникальное панно из титана, оно просматривается на одноимённом доме культуры, это известное и любимое всем горожанам панно «Прометей», 11 метров в ширину и 15 в высоту.
Автор панно Член СХР, заслуженный художник РСФСР Ю.И.Босхо.
Композиции из металла поражают своей монументальностью и мощью, они долговечны и гармонично перекликаются с городским архитектурным ансамблем.
Настоящим чудом является рисунок из цветного стекла - витраж. Он так же может быть из любых светопропускающих материалов, оргалитов, прозрачных пластиков и размещается в оконных проёмах или украшает дверные полотна. Можно бесконечно любоваться на преломление солнечных лучей, которые проходят сквозь цветные стёкла, проецируя всё новые оттенки и цвета в зависимости от интенсивности освещения. Это достаточно сложная техника, которая вбирает в себя несколько приёмов. В современном витражном производстве используются бесцветные цельные и колотые стёкла, крошка дутого и зеркального стекла, которые обрабатываются разными способами, в том числе и пескоструйным, приобретая своеобразный матовый вид с интересной фактурой. Но есть и упрощённый вид витража, это самоклеящаяся прозрачная плёнка, которой покрывают стекло, тогда стекло не требует окрашивания с применением известной трудоёмкости.
Непревзойденные витражи можно увидеть в разных католических и христианских соборах.

24
Особую роль в изучении дизайнерских решений надо отнести расположению картин и сочетанию их с бытовым предназначением помещений. Если это спальные комнаты, то уместно выбирать спокойные цветовые сочетания, в маленькие комнаты, для визуального расширения пространства, лучше вешать крупногабаритные картины или панно с изображением перспективы, которая позволит визуально увеличить площади.
Детская комната или кухня обязывают к применению соответствующих назначению сюжетных решений. Тут уместны географические карты и гастрономические натюрморты, спальные или гостиные комнаты – цветы или пейзажи. В прихожие можно повесить картины с яркими и насыщенными тонами. В любом случае декорирование стен в помещении сделает его уютным и по – особенному тёплым.
Выводы по I главе
Актуальность изготовления изделий своими руками («хенд мейд») набирает обороты с каждым годом, а «батиковое» творчество особенно. Мы живём в век, где производство, поставленное на поток, главенствует над индивидуальным мастерством, и очень хорошо, что штучные работы, изделия одежды или картины в технике батик занимают своё особое место на творческом поприще. Притягательность этого искусства растёт, сохраняются традиции и магия, присущая только этой росписи.
Благодаря глубокому изучению наследия и секретов древних мастеров, привнёсших исключительно свои, исконно этнические и самобытные, присущие культурам разных стран и народов, нюансы и детали, дошедшие до наших дней, мы, на этой платформе знаний можем создавать свои образы и произведения. Соприкосновение со многими культурными и этническими тенденциями обогащает знаниями и позволяет воплощать произведения искусства в единственном экземпляре.


25
Так, в Индонезии много лет уже существует музей батика, а в Малазии, в городе Джохржатуне, в 2013 году был открыт уникальный музей текстильного искусства, где в стенах трёхэтажного особняка представлены более тысячи экспонатов, которые по праву можно назвать произведениями искусства мастеров Малазии и художников из разных стран. Там бережно хранятся факты истории происхождения и возникновения батика и проходят уникальные мастер классы.
Наша страна может похвастаться организацией текстильных биеннале и участием в международных выставках, таких как «Искусство батика ХХI.
Экспериментальный батик», где свои работы продемонстрировали мастера из
России, Франции, Украины, Арабских Эмиратов, Индонезии и Китая.
Радует, что это серьёзное ремесло поддерживается первым в России
«Центром Батика», под эгидой которого были выпущены книги и учебные пособия, обучающие изготовлению батика по авторской методике Сергея
Давыдова, члена Союза художников России, члена правления Ассоциации художников декоративных и прикладных искусств, который руководит этим центром и является изобретателем уникальных инструментов для батика.
Хочется верить, что новое поколение художников по текстилю продолжит традиции
«батиковой» росписи, не перестанет совершенствоваться в изучении различных видов, технологических приёмов и, что немаловажно, будет и дальше развивать, и привносить новое, только своё видение в форму и содержание этого искусства, которое радует нас и бережно культивирует в себе культурно - эстетические ценности.

26

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВА «БАТИК»
2.1. Современные технологии изготовления панно в технике
«батик»
В наше время ценность предметов ручной работы, будь то рукописные панно или картины, художественное оформление текстиля, батик, приобретают все большую ценность. Батик находит широкое применение у дизайнеров одежды, художников по текстилю, дизайнеров интерьерных проектов. И надо отметить, что существует несколько технологий изготовления батика, но прежде всего хочется подчеркнуть, что любая технология включает в себя обобщённое понятие - окрашивание.
«Шибори», это техника появилась в древней Японии, она насчитывает несколько различных приёмов и секретов. Берётся ткань, по которой прокладываются нитками стежки в разных направлениях, разных размеров и конфигураций, причём стежки могут идти параллельно друг с другом, либо накладываться друг на друга с пересечениями. Чёткость рисунка зависит от плотности стежков, чем они чаще, тем белая линия, не тронутая краской, будет чётче, затем стежки стягиваются довольно плотно и от этого зависит полученный узор. Ткань складывается в один или несколько слоев разными геометрическими рисунками или в хаотичном порядке. Эта техника позволяет придумывать разные конфигурации узоров, будит неисчерпаемый полёт фантазий и позволяет экспериментировать. (Глава II приложение 1)
Инструментарий необходимый для работы с батиком включает в себя целый спектр наименований. Это плоские или круглые кисти различного размера. Восточная пословица гласит: «Кисть в руках художника, это орудие, которое является продолжением руки». Это важнейший рабочий инструмент, от владения которым зависит качество рисунка. Умение применять кисти разного размера на практике, это искусство, которое принесёт несомненно свои результаты. Крупными кистями делают большие заливки, тонкими – прорабатывают мелкие детали работы. Ни одна работа не может начаться без

27 подготовки, так как правильно натянутая ткань на подрамник, закреплённая кнопками или декоративными гвоздями, это залог успеха.
Если это графика или аэрография, то необходимо приобрести пульверизатор, разработать эскизы и по ним и вырезать необходимые трафареты. Так же нужен набор карандашей, фен для быстрой просушки красок, резервирующие составы, контуры, разбавители, соль, аксессуары, и конечно ткани и краски.
Независимо от вида техники, ткани предпочтительно брать натуральные, так как рисунок на них ложится ровнее, а закрепление красок более надёжно. Новичкам лучше начинать с лёгких хлопчатобумажных тканей – батист или шифон, на них легко наносится обводка контура рисунка резервом, к тому же они дают благоприятную возможность для ровного распределения красок. Ткани с повышенной плотностью переплетений, а это такие как – крепдешин, креп-жоржет, креп-сатин благоприятны и податливы для покрытия отдельных частей рисунка, защищённого воском, они лучше держат составы, поэтому их надо наносить более толстым слоем для лучшей пропитки.
Краски делятся на те, которые разводятся водой, спиртовыми составами и отличаются друг от друга свойствами, способствующими закреплению, при помощи утюга, фена - горячим воздухом, паром – посредством запаривания над кипящей водой, то есть водяной баней. В любом случае после этой обработки ткань можно подвергать химчистки или деликатной стирки, не опасаясь за обесцвечивание красящего слоя.
Изготовление «холодного» батика. Любая творческая работа начинается с идеи, а потом уже с выбора и подготовки материалов. К выбору ткани нужно отнестись особенно ответственно, натуральные ткани, это залог успеха. Подготовка ткани предполагает обязательную стирку, чтобы она дала усадку и очистилась от заводской пропитки. Не рекомендуется стирать в очень горячей воде, дабы избежать большой деформации ткани. Ткань нужно хорошо прополоскать, удалить мыльный раствор, чтобы обезжирить и


28 предотвратить эффект не равномерного покрытия краской. Натягивают ткань на подрамник слегка влажной. (Глава II приложение 2)
Для того, чтобы ткань на подрамникебыла натянута без провисаний необходимо знать несколько правил. Очень важно натягивать ткань по долевой нити, это не допустит перекоса ткани, что в дальнейшем не повлечёт за собой деформацию рисунка. Если вы рассчитываете применять подрамник многократно, то нужно защитить его от протеканий краски, предварительно проложив ещё слой ткани, бумаги или скотча. Крепить шёлк нужно кнопками с плоскими шляпками, если это панно, чтобы они не мешали плотному прилеганию картины к стене. Кнопками закрепляют углы, далее крепят ткань на середине каждой стороны, равномерно и достаточно сильно натягивая от середины к углам. (Глава II приложение 3)
Перевести рисунок на ткань можно как после натяжения на подрамник, так и до этого, но все же удобнее, когда ткань плотно натянута.
Сначала рисунок нужно отработать в натуральную величину на ватмане или кальке. Затем перевести его на подрамник, но без особого нажима простым карандашом. Профессиональному художнику легко это будет сделать сразу в чистовом варианте, то есть на ткань, без карандашного контура. (Глава II приложение 4)
Нанесение резерва не менее ответственная работа. Это может быть резерв бесцветный или с добавлением колера. Если общая цветовая гамма определена, а цветной резерв подобран с ней в тон, то его можно использовать для обводки. Обводить картину резервом нужно аккуратно и тщательно, не делая пропуски и не прерывая линии, это не даст растечься красителям и не допустит смешивания их между собой. Современная промышленность выпускает резервы и контуры в удобных тюбиках, нужно только приноровиться выдавливать содержимое со стабильным нажимом, так, как линия должна быть одинаковой толщины. Когда обводка высохнет, нужно проверить цельность линии. Это легко сделать, смочив ее чистой водой, при этом пропущенные участки сами проявятся, отличаясь от контура

29 цветом. Обязательно надо заполнить разрывы резервом. Если вы не хотите смачивать водой, есть другой способ проверить целостность контура, нужно поднести ткань к источнику света и посмотреть на просвет. (Глава II приложение 5).
Следующий творческий этап, это роспись. Окрашивается композиция, защищённая контуром, кистями разного размера. Для фона или больших плоскостей применяются большие, мягкие кисти. Есть ткани с плотной структурой переплетения, на которых краска растекается не интенсивно, а на лёгкие и тонкие, класса шифона или батиста, красители ложатся легко.
Аккуратность в работе позволяет не выходить за пределы контура.
Исправить это можно, убрав подтёки чистой водой. Начинайте раскрашивать светлые участки, это рекомендуется делать, потому что замаскировать протекание краски будет легче, перекрыв их более темными цветами.
Существует приём, когда художник намеренно допускает перетекание нескольких контрастных цветов друг в друга, или монохромных, близких по тону, добиваясь тем самым неповторимых и удивительных эффектов, дорисовывая из полученного пятна реальные детали. Рекомендую включить воображение и поэкспериментировать. (Глава II приложение 6).
Эффект кляксы, этоинтересный приём, который достигается раздуванием небольшого количества краски стеклянной трубочкой. Воздух разгоняет краску в разные стороны, формируя свой рисунок. (Глава II приложение 7).
Излюбленный эффект художников с пищевой солью крупного помола.
На только, что нанесённый мокрый фон выкладывают кристаллики соли, после высыхания оставляя выбеленные точечные узоры. (Глава II приложение 8)
Горячий батик. В отличие от технологиипроизводствахолодного батика,разогретым воском покрывают места ткани, которые в последствии остаются не окрашенными, а фон вокруг них тонируют. Второй способ, это когда воском покрывают фон, а сам мотив разрисовывают цветом. Самый


30 трудоёмкий способ, это когда воском рисуют контуры мотива. После этого воск счищают и прописывают цветом эти места. Для нанесения орнамента из ажурных линий нужен инструмент с тонким, заострённым концом. Его можно изготовить самим по аналогу приспособления (тьянтинг), дошедшему до наших дней из древности. Его изготавливали на Востоке обычно из меди, прикрепляли к нему ручку из дерева или бамбука, предварительно заострив носик, которым и обводили узор. Во избежание остывания парафина, восковый состав подогревают на водяной бане. (Глава II приложение 5).
Окрашивание ведётся от светлого к тёмному тону на та тканях с хлопчатобумажной основой. Парафин можно выливать на ткань свободно или капать, формируя задуманные линии, фигуры или в хаотичном порядке.
Горячий батик зачастую ещё окрашивают, опустив изделие в заранее разведённый горячий красочный состав. Раньше применяли для этого порошковые анилиновые красители, сегодня в магазинах есть большой выбор красок. Подойдут и краски, применяемые для холодной росписи. Не мало важно знать такие детали – вам понадобиться уксусная эссенция, чтобы закрепить краску, соль как для декора, так и для равномерного окрашивания, посуда и термометр для контроля температурного режима. (Глава II приложение 9). Разнообразить горячий батик можно эффектами – кракелюры.Эффекты трещинок получают при смятии ткани, на которую нанесли восковое покрытие. Воск трескается и после окрашивания краситель попадает в эти трещины, тем самым давая эффект коротких чёрточек или растрескивания, что оригинальным образом украшает рисунок или просто фон. (Глава II приложение 10)
Приёмы узелкового батика — это техника, дающая широкие возможности для фантазии, так как узлы можно завязывать обычным способом, по долевой или по косой нити. В зависимости от конфигурации узлов получаются узоры интересной геометрии. Узлы можно закручивать или перематывать узкой, или широкой лентой. Красивого эффекта с мраморным рисунком добиваются, если ткань собрать в клубок и закрепить

31 нитками, сматывая по образу клубка. Если окрашивать поэтапно в разные цвета, то получатся разводы в стиле «де градэ». Ещё один приём, это складывание ткани в два и более слоя при этом плиссируя ее утюгом.
Прошивание или стягивая нитями, это еще один технический приём, при котором нити прокладывают в разных направлениях и с разнообразной длиной стежка. После окрашивания распускают нитки и получают рисунок в виде овалов, линий, стежков, квадратов и даже любой реалистичный сюжет или орнамент.
Очень важно правильно развести краску для узелкового батика, чтобы краска не была слишком прозрачной или густой. Нагреть ее до температуры
40-45 градусов, и далее уже с тканью кипятится на тихом огне. Ткань из хлопка «варят» всего полчаса, после чего добавляют соль (в пропорциях 3 столовые ложки на 2 литра воды) и продолжают кипятить в ёмкости с кипящим красителем на полчаса. Если вы окрашиваете шерсть или тонкие шёлковые ткани, то необходимо добавить 1 столовую ложку уксуса, и в уксусном растворе оставить изделие до полного постепенного остывания.
После этого прополоскать вещь в холодной воде с добавлением еще 1 столовой ложки уксуса на 10 литров воды для полного закрепления красочного слоя. Если нужно окрасить изделие частично, то тот край, который остаётся не окрашенным защищают плёнкой и плотно перематывают верёвкой во избежание попадания краски. (Глава II приложение 11)
Свободная роспись требует самого грамотного владения материалами.
Академические знания, навыки и опыт, полученные на практике, позволят с лёгкостью применить их в росписи ткани в свободной технике. Роспись не ограничивает художника определённым рисунком, сюжетом или орнаментом, которые необходимо обводить резервом. Берётся ткань, натягивается на подрамник и расписывается кистями, быстро нанося мазки.
Это нужно делать уверенно, одновременно придумывая сюжет и точно воплощая его на материале в соответствии с законами композиции и