Файл: Триптих в технике батик Как прекрасен этот мир.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
Затем рисунок был перенесен на картон в натуральную величину, сложены все три части, отработаны на чистовую, стёрты все лишние линии, проверена геометрия трёхчастного панно смотрится пропорционально и гармонично. (Приложение Глава II часть 2.3. 3)
Натянутая на подрамники ткань, в моём случае это креп-шёлк, предварительно была постирана и немного просушена. Следующий этап, это перенос рисунка простым карандашом на ткань лёгким нажимом, натянутую на подрамники. Чтобы рисунок было удобно переносить, его нужно обвести мягким карандашом с интенсивным нажимом на ватмане, затем подложить картон под подрамник с натянутой тканью и на просвет перенести его.
(Приложение Глава II часть 2.3. 4)
И только после этого можно обводить мотив прозрачным резервирующим составом до полного высыхания. Затем еще раз проверить непрерывность нанесённого резерва на цельность линии, смочив ее чистой водой. Под воздействием воды контур проявился тёмной линией и стали видны пропуски, не тронутые резервирующим составом. И после того, как вода просохла важно дорисовать резервом контур рисунка, ещё раз проверив на непрерывность. (Приложение Глава II часть 2.3. 5)
Основная цветовая гамма фона была выбрана в бежево - жёлтых тонах с переходом от светло до тёмно- коричневых, с введением сложных голубых цветов. Для цветочных бутонов был оставлен белый цвет с сиренево-розовым вкраплением, а листья зелени и стебли – от светлого до тёмно-зелёного цвета.
Цветы задумывались светлых тонов, так как они должны выделяться на общем фоне и придавать композиции свежесть, а боковые части более насыщенными по рисунку и заполнению пространства. На обеих сторонах изображены цветы, с переплетёнными листьями, стеблями и шары. Левая половина заполнена бабочками, а на правой нарисована птица - колибри. Для них я взяла яркую цветовую гамму. (Приложение Глава II часть 2.3. 6)
Средняя часть более свободна, так как она берёт на себя основное внимание зрителя и должна выделяться на фоне боковых частей. Рисунок на

42 ней крупнее, чем на боковинах. Внизу доминирует один большой цветок белого цвета, для поддержания общего цветового решения цветочного сюжета. От бутона вверх идут вертикальные стебли и лепестки в окружении бабочек и птиц. Некоторые изогнутые стебли повторяют мотив на всех трёх планшетах, что придаёт мотиву живость и обозначает связь между частями.
(Приложение Глава II часть 2.3. 7)
Все три части гармонируют в одном цветовом решении, что объединяет триптих и придаёт её цельность восприятия. Коричневая купонная полоса по низу трёх картин, перетекающая с центральной части от центра к правой и левой, связывает их линиями. Был проработан рисунок тонкими линиями, а сам фон наполнен эффектами, полученными от применения крупных кристаллов соли, что позволило получить неповторяющиеся между собой рисунки, точки, линии, расплавы. Фон вокруг рисунка заполнен, с применением свободной росписи по-всякому, добиваясь красивых и нежных перетекании и красочных разводов. Выполнение осуществлялось на основе акварельных законов письма, так как, это делает роспись выигрышной. Бабочки и птицы прорисованы кистями в технике холодного батика. (Приложение Глава II часть 2.3. 8)
По окончании основной работы рисунок декорировался золотым контуром, что придало ей эффект блеска и позволило выровнять погрешности в виде рваных линий или протеканий краски за контур.
Закреплён рисунок с помощью проглаживания утюгом, а недоступные места горячим феном. (Приложение Глава II часть 2.3. 9)
Выводы по II главе
В связи с тем, что интерес к искусству росписи по шёлку растёт и миф о том, что это примитивное мастерство с ограниченными возможностями, развеян, пройти курс подготовки, научиться применять на практике


43 теоретические знания, можно на курсах в художественных учебных заведениях. В России существуют и открываются новые доступные как для начинающих, так и для опытных мастеров, курсы и центры дополнительного образования. В век новых технологий и возможностей, с развитием телекоммуникаций, изучить техники изготовления росписи по шёлку и другим тканям можно и дистанционно.
Несомненно, опираясь на наследие древних мастеров Востока и
Европы, мы почерпнули бесценные знания на основе которых можем привнести свои разработки, придумать новые приёмы или совместить несколько техник, применяя их на одном изделии. Хитростей много – это и подбор красок для различных типов тканей, умение пользоваться добавками для предотвращения неконтролируемого растекания красок, умение пользоваться тонкими кистями или равномерно, без подтёков, заливать краской плоскости, сочетать краски разной прозрачности между собой.
Существуют, как в прочем в любом деле, свои секреты, например, такие как выправить небрежно написанные детали или как сделать роспись по чёрному фону, как учесть нюансы графического рисунка на хлопчатобумажной ткани, или особенности применения смешанной техники, с заливкой цвета на большой плоскости.
Целая история открывается при исследовании в использовании тонких и прозрачных тканей, джинсовых, трикотажных и гладкой коже. Как достигнуть уникальности с применением дополнительных включений в красочные составы – клея ПВА, крупных кристаллов соли или мочевины и, конечно, как закрепить уже готовые работы, будь то функциональные вещи или настенные произведения. Широкий спектр классификации и назначения художественных настенных произведений можно выбрать и воплотить в текстиле, а в частности в стиле батика, ведь ткань, расписанная вручную и оформленная в багет, всегда будет поддержана имеющимися в интерьере портьерами, покрывалами или обивкой мебели. Вне всяких сомнений, стена украшенная батиком обязательно найдёт себе достойную оценку, притянет

44 взгляд даже самого требовательного зрителя, оставляя приятное послевкусие уюта в любом интерьере.
Творческий потенциал, воображение и фантазию, заложенные в каждом ребёнке с рождения необходимо развивать и формировать с юных лет. Воображение даёт возможность человеку выйти за пределы, порой серьёзной повседневной реальности. Фантазия и творчество даёт возможность обогащать свою духовную жизнь, полноценно развиваться, жить в высококультурном обществе и не только понимать, но и самим создавать произведение искусства, радующие глаз, заставляющие остановиться и любоваться ими. В связи с этим учреждения дополнительного образования выполняют важную задачу пробуждения творческого потенциала молодого поколения, а изучение росписи ткани в технике
«батик» является неотъемлемым компонентом стимуляции и развития различных форм творческого воображения. Почему диагностировать и исследовать проблему творческого подъёма легче на примере выполнения батика? Это вид творчества как никакой другой позволяет ребёнку проявить и выразить всю свою фантазию через воплощение в живописной картине на ткани посредством возможности использования различных техник. Помимо этого, картина, написанная своими руками, даёт возможность ребёнку прикоснуться к дизайнерским разработкам собственного творческого проекта, где можно не только украсить стены интерьера своей комнаты, но и сделать роспись предметов-компаньонов, таких как шторы или накидку на кресло. Роспись в этой нетрадиционной технике помогает не только организовать ребёнка, развить такие качества, как аккуратность и усидчивость, но и в тоже время не ограничивать фантазию строгими рамками технологии как это позволительно в технике свободного батика. Ведь будущее в руках нового поколения и не маловажно каким оно будет. Батик считается к тому же еще и интересным хобби, помогающим воплощать свои творческие идеи людям с ограниченными возможностями и преподаётся не только в детских художественных учреждениях дополнительного


45 образования, но и включён в программу инклюзивного образования.
Освоив технологии изготовления основных видов батика, можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем можно будет с лёгкостью производить уникальные тканевые изделия с применением различных дополнительных приёмов и эффектов.

46
Заключение
«Пёстрый батик с запахом сандала, солнечных оттенков шёлк прохладный…»
Подробно изучив историю возникновения батика от достижений европейских и восточных мастеров, разные технические приёмы, принципы резервирования, технологию изготовления батика, можно с уверенностью сказать, что это искусство неисчерпаемо в своём многогранном выражении.
Я постаралась описать инструментарий, без овладения которым, невозможно создать полноценную работу. На примере изучения холодного, горячего, узелкового батика с применение эффектов и приёмов мы выяснили, что классические техники можно сочетать между собой, применять их одновременно, получая авторские работы в единичных экземплярах.
Отрадно, что исконно русские традиции не обошли это ремесло, и даже напротив, очевидно возрождение и совершенствование этой техники русскими художниками, российской школой, которая сосредоточила в себе разнообразные техники, этнические и народные мотивы, самобытность и индивидуальность.
Есть ещё одно преимущество батика перед другими видами творчества.
Это использование батика как один из компонентов в развитии творческих способностей детей. Как весомый пласт в изучении декоративно- прикладного, народного искусства с освоением нетрадиционных материалов и технологий. Формирование в личности ребёнка художественно- творческого начала, индивидуального мировоззрения, фантазии, формирования значимого отношения к искусству и умение видеть прекрасное.
После знакомства с искусством батика и выполнения простых учебных заданий, перед обучающимися открываются широкие возможности прикосновения к прекрасному, к творческому полёту и феерии фантазийных замыслов, и возможно они смогут привнести в технологии росписи свои

47 личные идеи и приемы «ноу хау». Знания, полученные в процессе обучения, непременно воплотятся в авторских работах. Это может быть повседневная одежда, свадебные наряды, платья, блузы, кашне, галстуки, либо отдельная часть или деталь интерьера - покрывало, шторы. А может быть это будет воплощение в жизнь собственного дизайнерского проекта, где в великой гармонии искусства найдут себе место панно в одной из техник батика или картины, которые станут незаменимым декором в общем ансамбле.
Несомненно, одно, это прекрасное искусство раскроет свои тайны и беспредельные лабиринты приёмов и воплощений, не давая ни на минуту забыть, как прекрасен этот мир!


48
Список используемой литературы
1. Арманд, Т.М. Рукoвoдствo пo рoсписи ткани. / [Электронный ресурс]
– Режим доступа: www.paintm.net пoд ред. Н.Н.Сoбoлева. СПб.:
Пoлитехника, 1992.
- дата обращения 28.04.2019.
2. Арманд, Т.М. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г.с.206 3. Арманд, Т.М. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани.
М.: 1931г.
4. Аскова, Е.А. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.:
Сов.Художник, 1986г. с.342 5. Виноградова, Н.А. Современное прикладное искусство Китая. М.:
Изобразительное искусство,
1988.

250 с.
ISBN: 5-85200-047-71959г.
6. Barthes, R. Système de la mode. Paris, 1967; Бодрийар, Ж. Система вещей. М., 2001; Lipovetsky, Gilles. L’empire de l’éphémère. La mode et son destin dans les sociétés modernes. P.: Galllimard, 1987.
7. Breward, Christopher. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a
Cultural Approach to Dress // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford – N.Y., 2000, pp. 23-35, p. 32.
8. Blumer, H.G. Fashion // International Encyclopedia of the Social
Sciences. Vol. 9. N.Y.: The Macmillian Company and The Free Press, 1968, pp.
341-343; Sapir, E. Fashion (1931) // Sociological Theory. N.Y., 1956; Blumer,
Herbert G. Fashion: from class differentiation to collective selection // Sociological
Quarterly, 1969, 10 (summer), pp. 275-291.
10. Гильман, Р.П. Художественная роспись тканей. – М.: Владос, 2005.
— 159 c.: ил. — (Изобразительное искусство). — ISBN 5-691-00726-2..
11. Гурьева, Т.С. Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. —
Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 2002г. с.167

49 12. Ганнер, Дж. Япoнский батик: техника сибoри / пер. с англ. – М.:
Издательствo «Ниoла-Пресс», 2010 2010. – 126с.: ил. + Библиогр.: с. 126. -
ISBN 978-5-366-00465-7 13. Давыдов, С.Г. Батик – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005г. 184 с.: ил.
— ISBN 5-462-00442-7 14. Дашкевич, В.Н. Иск-тво современной Японии. – Л.: Советский художник,1965; с.80 15. Дашкевич, В.Н. Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.:
Восточная литература, 1959 с.289 15. Давыдов, С.И. Батик: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА,2005г.
ISBN: 978-5-462-00442-1, с.184 16. Дворкина, И.И. Батик. М.: Издательство "Радуга", 2000. -147с.
17. Демин, Л.Д. Искусство Индонезии. - М.: Знание, 1965. -159 с.
18. Егoрoав, С.В. Тайны батика. Советская торговля. 1982. – 234 с.
19. Жоголь, Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере. -
Киев: Будiвельник, 1986г. – 340 с.
20. Коган, М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы о теории.
– Л.: Художник РСФСР, 1961г.- 231с.
21. Кузнецова, С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г. -198 с.
ISBN 5-02-016636-7 22. Кинжалов, Р.В. Культура древних майя 1971г.-326 с.
23. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Просвещение, 1981г.-264 с.
24.Кoжoхина, С.К. Батик. Всё o картинах на ткани/ худoжники Г.В.
Мария 2000. - 143 с. ISBN 5-9285-0054-8 25. Международная выставка джинсовой ткани в Милане. /
[Электронный ресурс]

Режим доступа: https://www.denimpremierevision.com/
- дата обращения 05.04.2019.
26. Мартынова, Л. Б. Художественная роспись тканей 1966г.-260 с.


50 27. Миронова, Л.А. Цветоделение. Минск: 1984г.-286 с.
28. Моран, А. П. Декоративно – прикладное искусство. М.: 1999г. -578 с.
29.Минклявичус, И.К. интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: Стройиздат, 1974г. – 124 с.
30.Музей батика в Индонезии. Batik museum. / [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://batikpg.com/ https://www.livemaster.ru/topic/2522075- zdes-delayut-tkani-dlya-sultanov-batikovaya-masterskaya-na-ostrove-yava
-дата обращения 02.03.2019.
31. Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере. – Минск: Вышейш. Шк., 1984г.
32. Ревзин, Г.И. Два русских стиля / Г. И. Ревзин // Коммерсант. 2003. –
134 с. (2649).: [Электронный ресурс] – Режим доступа:. http
://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=3 70221 - дата обращения 05.04.2019.
33. Ревзин, Г. И. Сор в избу / Г. И. Ревзин // Коммерсант. 2004. - № 54
(2893).
Электронный ресурс.

Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Doc-rss/460933 - дата обращения 12.03.2019 34. Рогинская, Ф.И. Советский текстиль. М.: 1930г. -44 с.
35. Сараев, Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов – на Дону: Феникс, 2000г.-
160 с.
36. Синеглазова, М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.-93 с.
ISBN 5-
225-01298 37. Степанов, Н.Н. Цвет в интерьере – Киев, Высшей. Шк., 1985г. -184 с.
38. Стоку, С.Т. Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. – М.: Ниола 21-й век, 2005-96 с.
39. Танкус, О.В. Гороховская Л. М. и др. Технология росписи тканей.
М., 1969г.-182 с.
40. Терешина, Г.В. Батик свoими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2009-88 с.
— ISBN 978-5-462-00662-3.

51 41. Шорохов, Е.В. Композиция (2-е изд.). — М.: Высшая школа,
1986г.207 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ

52
Приложение 1(глава I, 1.2)
Холодный батик
Горячий батик

53
Приложение 2 (глава I, 1.2)
Роспись от пятна
Свободная роспись

54
Приложение 3 (глава I, 1.2)
Свободная роспись с кристаллами соли
Роспись сухой кистью

55
Приложение 4 (глава I, 1.2)
Узелковый батик
Роспись аэрографом

56
Приложение 1 (глава II, 2.2)
Технология изготовления «шибори»

57
Приложение 2 (глава II, 2.2)
Технология изготовления холодного батика

58
Приложение 3 (глава II, 2.2)
Закрепление ткани на подрамник

59
Приложение 4 (глава II, 2.2)
Перевод рисунка на ткань