ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 стали закрываться и производством батика занимались ремесленники и частные мастера. Вот тогда-то, можем смело сказать, что батик превратился в прикладное искусство.
Африканские ткани, как никакие другие, узнаваемы своими сюжетами.
Богатый мир флоры и фауны, от реальных до загадочных животных и экзотических растений можно проследить в выборе сюжетной линии для росписи тканей. Как, словом присутствие в декоре одежды растительных рисунков и орнаментов можно найти в истории любой мировой культуры.
Африканские батики, найденные с древних времён, были раскрашены тотемными иероглифами и ритуальными письменами, и знаками.
Это изображение драконов в Китае, сакуры в Японии, домашних животных, священных коров в Индии и конечно великолепные образы парящих птиц, удивительных бабочек, национальных орнаментов и узоров.
В нанесении и использовании ритуальных символов не все разрешалось к воплощению и эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке. Например, изображение птицы с раскрытым веерным хвостом являлось символом военного меча, полоса, закрученная в спираль - символом огня, а летящая молния считалась воплощением защиты от тёмных сил.
В России батик появился только в XX веке, его развитие сдерживалось
«железным занавесом».
Новые технологии позволили изобрести резервирующий состав (резерв), не требующий нагревания (холодный батик).
Во времена новой экономической политики вошла в моду одежда с ассиметричными рисунками и артели, занимающиеся этим ремеслом, значительно возросли по своей востребованности.
На Руси в основном украшение ткани применялось в повседневной и праздничной одежде крестьян. В исторических и этнографических музеях
Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздали, Иваново, можно ознакомиться с уникальными образцами этого самобытного народного искусства XVII-XIX в.в., представленного тканями и резными досками, с
13 которых печатались рисунки. Использовали способ нанесения рисунка, известный тоже с древних времён, это «набивание» или проще говоря оттиск или «набойка», отпечаток вырезанной фигурки на доске, смоченной в красителе. Сейчас применяются сетчатые шаблоны. Этот вид нанесения так и назывался «набойка» и для получения чёткого отпечатка рисунка или узора надо было применить деревянный молот. Заслуги в продвижении и пропаганды искусства батика в России мы можем приписать заслуженному художнику России Ирине Трофимовой.
В 30-е годы занятие ручной росписью вышло на поддержку со стороны правительства, стали издаваться учебные пособия и рекомендации, открываются артели и фабрики под названием «Всекохудожник». Появилось объединения и товарищества художников-батицистов из Москвы и
Ленинграда, но в режиме низкой экономики и отсутствия потребности развития высокохудожественных тенденций и пропаганде индивидуальных творений, батик как искусство стал сходить на нет.
В 1950 годы правительство вынесло Постановление «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и лёгкой промышленности». Искусство начало возрождаться, ткани стали расписывать и украшать художественной оттделкой. Пропагандировались лозунги: «Каждой красивой женщине - по красивому платку». «Оденем советскую женщину в самые лучшие модели».
На базе НИИХП была открыта мастерская, а при текстильных заводах и фабриках школы где учились подмастерья секретам росписи. Знаменитых мастеров, таких как Темерина С., Алексахина Т., Малиновская К. Марголина
С. и др., можно с уверенностью назвать первооткрывателями, внедрявшими в производство изделия не серийной, а индивидуальной работы. Первыми такими изделиями были шали, палантины, платки, воротники для одежды и только позже стали появляться панно, выполненные в стиле батика.
Картинами на постреволюционную тему «Весна», «Май», Труд» оформляли интерьеры столовых, клубов, где демонстрировались кинофильмы и
14 театральных постановок. Потребность в росписях вымпелов, флагов, лозунгов для агитбригад в ритмах революционного конструктивизма, породила рисунки с советской символикой, которые являлись ярким примером того времени и были заложниками политической ситуации.
В 1970-е годы в технологических институтах и училищах им.
Строганова С.Г. и им. Мухиной В.И. было введено изучение росписи по текстилю. Благодаря этому, у нас в стране появились мастера, которые по праву могли называться дипломированными художниками и с гордостью представлять Россию на различных международных выставках.
1.2. Виды художественной росписи ткани
Если говорить о видах ручной росписи, а их немало, то можно по праву сказать, что в век современных технологий, которые развиваются со скоростью света, нам предоставляется широкая возможность выбора.
Различные приёмы, неограниченные способы доступны мастерам «хенд мейд». Есть выбор каким из видов росписи заняться – прибегнуть к секретам мастеров прошлых веков или изучить всевозможные техники сегодняшних художников. Можно взять за основу региональный компонент или погрузится в тайны первоисточников, самобытного искусства Востока или европейских технологий. Рассматривая основные виды батика отмечают
«холодный батик», «горячий батик», «узелковый батик» и батик в стиле
«свободная роспись».
Пожалуй, самым распространённым и привычным является «холодный
батик». Его характерная особенность заключена в применении резервирующего состава, которым рисуют непрерывную или замкнутую обводку, защищающую раскрашиваемые участки от смешивания друг с другом, которая выигрышно обозначает рисунок и придаёт своеобразный вид композиции. Холодный батик достаточно прост в исполнении, его легко
15 можно сделать в домашних условиях, на примере его исполнения обучают студентов. Одним из условий является чёткое и аккуратное нанесение контурной линии, которая в законченном изделии будет своеобразно дополнять рисунок и участвовать в качестве его составляющей. Очень часто карандашный контур обводят резервом еще и с обратной стороны изделия, так как особенно плотные ткани требуют более сильной пропитки.
Более сложной, но не менее увлекательной является техника «горячий
батик».Его можно подразделить на несколько подвидов - «простой батик», где заливка наносится в один приём, «сложный батик», при котором краска наносится в несколько перекрытий и так называемая «работа от пятна».
Техника горячего батика позволяет добиться небывалых соединений краски по своим сочетаниям и гармоничной структуре красочного покрытия. С воском можно ставить различные эксперименты, добиваясь всевозможных эффектов и колористических решений.
В простом батике в одно перекрытиерисунок обводится по шаблону с применением кистей, валиков – каталок, горячего резервирующего состава.
Каталки и ножи обтягивают тонкой тканью, преимущественно трикотажем.
Непосредственно перед работой и в процессе её нужно следить, чтобы опущенные в горячий резерв инструменты не остывали, постоянно разогревая воск. Воронка должна прогреваться до полного разогрева металла.
Тут есть отличия от холодного батика, так как краска наносится валиком или тампоном на восковый рисунок, перекрывая фон и только после удаления воска с деталей рисунка, которые остаются светлыми, раскрашиваются сами малые формы, предварительно обведя резервом их контуры. Если говорить о сложном батике в несколько перекрытий, то эта работа происходит в несколько этапов, дублирует те же подходы, применяемые в простом батике, но не более четырёх цветов. Работа идёт по принципу от светлых цветов к тёмным. (Приложение 1)
«Роспись от пятна» используют в основном если возникла идея сюжета с растительным орнаментом, краска наносится пятнами, не отступая
16 от эскиза, которые растекаются в свободных формах и уже после высыхания тонкими трубочками с резервом дорисовывается орнамент и далее таким же образом наносится следующий цвет с тщательным прописыванием рисунка.
Нежелательно наносить более трёх цветов, так как в завершении работы будет труднее перекрыть фоновым цветом, а он обычно используется тёмного тона, растёкшиеся пятна, которые вышли за пределы рисунка. Надо учитывать полную просушку красящего состава и следить за тем, чтобы резерв хорошо застывал. Эта сложная техника, требующая большого профессионализма и опыта.
Понятие «Свободная роспись» говорит само за себя и не предполагает использование резерва. Творческие порывы художника не сдерживает точная привязка к рисунку и эскизу. Картина формируется в процессе нанесения всевозможных мазков, пятен, в свободной манере, где эффекты затекания одной краски в другую позиционируются, скорее, как достоинство нежели недостаток или дефект. Ткани используются различной плотности и фактуры, которую усиливают нанесением на ткань загустителей и грунтов.
Этот вид батика предлагает мастеру уловить явившиеся нюансы, а из размывов и мазков домыслить, дорисовать рисунок индивидуального и неповторимого сюжета, что подчёркивает узнаваемость авторского почерка.
(Приложение 2).
Разновидностисвободной росписи - «Свободная акварельная
роспись», в которой применяютрастворы соли или специальных акварельных грунтов, коими пропитывают ткань, дают высохнуть и только после этого наносят рисунок. Соль не даёт красителям растекаться и можно наносить свободные мазки, не боясь смешивания и руководствуясь законами письма акварелью - от светлых тонов к тёмным постепенно ведя рисунок от верха к нижнему краю изделия.
«Свободная роспись с использованием кристаллов соли» любимый приём как у детей, так и у взрослых. Ткань пропитывают выбранными красителями, на мокрый слой раскладывают соль, она отлично впитывает в
17 себя краску или мочевину, которая наоборот отбеливает красочный слой.
Ждут высыхания и после очистки от соли получается рисунок либо точечного характера, либо полосатого графического, с неповторимой фактурой.
«Сухая кисть», это подвид свободной росписи, применяется на разных тканях и её иногда называют техникой для «гурманов». От художника требуется мастерское владение карандашом, надо уметь в совершенстве рисовать, знать законы академического рисунка, владеть кистями разного размера и классификации и обладать богатым опытом и практикой. Так, как по большей части построение рисунка производится сразу на ткани и не терпит исправлений и изменений. (Приложение 3).
«Узелковый батик» или«бандан», пришёл к нам из древнего Востока, но по сей день остаётся любимым видом творчества современных мастеров.
Существуют несколько способов завязывания тугих узлов или сложения тканей, при котором прокрашиваются только свободные участки, не заложенные в складки или формы. Для неё допустимо окрашивание множественными цветами, что придаёт рисунку только неповторимый шарм и индивидуальность, рисунок формируется и зависит от способа завязывания узлов. В зависимости от этого после распрямления ткани можно получить и растительные, и геометрические узоры, либо круги, вертикальные или горизонтальные линии. А если завязать в материал маленькие предметы, например, ракушки, пуговицы или камушки, то полученный оттиск придаст рисунку особый шарм и индивидуальность. Это и по сей день любимый вид батика в Индии, изделия ручной работы с применение этой техникой экспортируются в разные страны и пользуются популярностью.
Надо упомянуть «роспись ткани аэрографом», это вид росписи ткани который даёт удивительный эффект и возможность наносить рисунок посредством распыления красочного вещества, который ложиться тонким слоем и позволяет делать переходы цветовых растяжек от тёмного к светлому и наоборот, то есть градиент. Тут можно применить силуэтные
18 изображения с использованием трафаретов, с помощью которых и посредством интенсивности красочного слоя, позволяют добиваться объёмного рисунка, с эффектом 3d или получить размытые, тающие, словно туманные с эффектом отдалённости, рисунки. (Приложение 4)
«Роспись по накрахмаленной ткани» даёт интересныйрезультат, с применением такой, казалось бы, на первый взгляд не совсем подходящей для ткани краски, как гуашь. Вообще гуашь, это незаслуженно забытая краска, считающаяся материалом для начинающих художников и детей. Но, надо сказать в её защиту, что гуашевые эффекты придают рисунку своеобразную матовость и бархатистость, что очень интересно смотрится на ткани. Сначала надо пропитать ткань крахмальным раствором, дать высохнуть и вести рисунок тонкими кистями от центра композиции к краям.
«Лессировка». Всем известны техники лессировки в акварельной и живописи маслом. Если применять эти приёмы в росписи по шёлку, то отличительной чертой можно назвать то, что смешивание красок происходит не на палитре, а на самой тканевой основе. Анилиновые красители, так как они наиболее прозрачны из всех красок, накладываются слой за слоем, изменяя красочный колер постепенно, доводя цвет до искомого. Для росписи в технике «лессировка» используются цвета светлых и прозрачных тонов, а фон, напротив, берут более насыщенного цвета и наносят в последнюю очередь.
«Роспись с использованием клея ПВА» - по сути, это своеобразный резервирующий состав, который готовится мастером на основе клея ПВА. В клей добавляют разноцветные порошковые колера, размешивают и обводят контуры картины. После высыхания заполняют пустые части рисунка цветом. Объёмная линия из цветного клеевого контура выигрышно смотрится как отдельный декор и придаёт рисунку особую индивидуальность.
19
Каждый приём и вид работы с тканями, будь то простое окрашивание или точное нанесение рисунка, это долгий рукодельный труд, дающий большое поле деятельности и приносящий свой неповторимый результат.
20
1.3. Классификация и назначение художественных настенных
произведений
Что такое современный интерьер и можем ли мы его представить без декоративного оформления стен? Современные дизайнерские решения и проекты немыслимы без художественных панно, триптихов и картин. И это понятно, порой такие интерьеры отличаются индивидуальностью и приравниваются к произведениям искусств. Это определяется гармоничным цветовым спектром, подобранным в едином художественном решении и выигрышно сочетающемся с освещением, мебелью и предметами декора. В приоритетном фокусе все же остаются картины, которые придают помещению неповторимый шарм, уникальную
«идею» и свою индивидуальность, чётко сочетающуюся с общей идеей и сюжетной вариацией.
Картина, как произведение искусства, несёт большую смысловую нагрузку, несмотря даже порой на незамысловатый сюжет. Это живописное слово или идея, выраженная на полотне. Часто бывает, что небольшая по размеру картина может нести в себе ёмкую идею и превращаться в идеальный шедевр. Под воздействием кисти и краски из вдохновения, задумки и таланта рождается необыкновенное чудо, способное часами концентрировать на себе внимание зрителей. Картина, наделённая таким свойством, делает ее настоящим произведением искусства. Ценность её в том, что порой сюжет выражает мировоззрение, а при мастерском владении рисунком или живописью, создаётся эффект присутствия. Картина может усилить национальный колорит интерьера, вернуть её обладателя в прошлое или напротив перенести в будущее.
Есть еще одно условие размещения картины в интерьере – найти наиболее подходящее место для произведения. Если она проецируется на эмоции зрителя, заставляя его прочувствовать, войти в роль или ощутить принадлежность комнаты к эпохе или времени, которое отражено в сюжете,
21 то несомненно это успех архитектора или дизайнера.
Циркуляция любви от человека к человеку, живущем в помещении, где стены украшены хорошо подобранными и талантливыми картинами, несомненна. Это генератор красоты, а «красота, как известно спасёт мир». И совершенно не важно, что произвело такое воздействие – цветовая составляющая, точный академический рисунок или пластика форм.
Целительная сила искусства – это великая составляющая духовного, физического и нравственного здоровья. Не случайно в больницах, школах и других социально значимых общественных учреждениях размещают произведения, имеющие эмоциональную основу и положительный заряд; позитивно «настроенные» картины способны украсить любой интерьер, сделать его уютным и неповторимым. К сожалению, бывает и обратная реакция, что лишний раз убеждает нас в силе мощного воздействия произведения и хотелось бы, чтобы оно было эмоционально созидательным.
Современные интерьеры зачастую украшены модульными картинами или «триптихами». Триптих – картина, состоящая из трёх частей, объединённых общей темой или сюжетом. Благодаря составляющим, которые могут быть разного размера или формы, расширяется сюжетная панорама. По-другому сказать, если картину разбить на три части, то каждая часть смотрится как отдельная картина, но если убрать две другие, то картина кажется разрозненной или абстрактной и не читается как одно цельное полотно. Надо отметить, что «триптихи» были известны в Древней
Греции, в Древнем Риме, три деревянные дощечки крепились друг с другом, применялись они для летописных текстов, а на Руси триптихи появились со времён христианских храмов. Как пример, можно привести триптих
«Троица» Андрея Рублёва. Но, несмотря на связь с иконописью, полотно из трёх частей можно ещё и считать принадлежностью к стилям хай-тек и арт- деко. В современном интерьере они всегда смотрятся выигрышно и необычно. В зависимости от размера стены или её участка триптихи бывают как горизонтальные, так и вертикальные. Тоже самое можно отнести и к
22 диптихам.
«Панно» - (фр. Panneau-доска, щит) – в архитектурном и дизайнерском искусстве оформления помещений панно часть стены или потолка. Панно может быть нанесено непосредственно на стену или же сделано автономно и прикреплено. Декоративное панно – это живописное произведение, которое выполнено с применением различных декоративных эффектов. Оно может служить как самостоятельным фрагментом, так и настенной большой цельной картиной с возможностью перехода сюжета на другую стену и потолок. Интерьеры с рукописными панно сегодня и раньше зачастую считались произведениями искусств и ценились эксклюзивные индивидуальные сюжеты, сделанные на заказ.
Различаются несколько видов декоративного панно. Мозаичное панно, это древнейший вид, который берет начало из Византии, а византийская смальта, изготовленная вручную ценилась на вес золота, и это не случайно, в нее на самом деле добавлялись золотые вкрапления, что придавало цвету золотистое свечение. Картины из мозаики выкладываются галькой, из ракушек и даже из поделочных или полудрагоценных камней. Можно привести пример такого панно в нашем городе, это композиция, которая украшает «Дом молодёжи», и именно поэтому это здание выигрышно выделяется на фоне других домов.
Поистине, особым украшением можно считать объемные панно из гипса или глины, так называемые барельефные панно, где разно-уровневый объем композиции является основным условием и придаёт ей индивидуальность. Эти панно или лепнина применяются как на больших плоскостях, так и на малых. Барельефные панно окрашивают или оставляют цвета материала, из которого оно изготовлено, а объём при этом усиливается и меняется за счёт теней от естественного или искусственного освещения.
Барельеф, это картина из глины, папье–маше, густой штукатурки, с помощью которого решается вопрос необходимого зонирования помещений.
Барельефные панно уместны в интерьерах и хорошо сочетаются с зеркалами