ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32 цветоведения. Нужно знать, как ведут себя под воздействием краски разные типы тканей. Допускается лёгкое резервирование, которое сдерживает растекаемость красителей. Резервирование готовится на основе различных добавок, которые дают эффект загустителей. В качестве загустков используют крахмал, клей ПВА, муку, соль. Ткань покрывается этим составом, что помогает в дальнейшем исправлять погрешности в рисунке.
Например, если это цветок, то можно сделать увеличенный в размере лепесток или лист, тем самым скрыв подтёки. Предварительно рекомендуется попробовать на образце, если вы делаете работу впервые.
Эксперимент на образце покажет, как ведет себя краска при высыхании и меняется насыщенность цветового тона. (Глава II приложение 12)
Свободная роспись по сырому, это практически акварельная техника письма. Ткань, смачивается водой и подсушивается. Секрет заключается в том, что на влажный материал не надо наносить сформировавшиеся мазки, надо, а только слегка прикасаться кончиком кисти. Краска растекается сама по переплетениям нитей, ложась и формируя удивительные ореолы. Если нужно усилить тон, то быстро, не давая краске подсохнуть вводят еще один либо цвет, либо более тёмный тон, что даёт эффект объёма или градиента.
Если ткань, в процессе работы высыхает, ее необходимо смачивать чистой водой мягкой, широкой кистью. Для прорисовки тонкой кисточкой мелких деталей, смочите эти места солевым раствором. Ткань под воздействием соли имеет эффект «накрахмаленности», что препятствует ее растеканию. Также, как и в других техниках, успешно можно применять разные приёмы, такие как кракелюры, дождевые капли, размывки. А если развести хозяйственную белизну, разбавленную тремя частями воды и набрызгать на темный участок фона, то получится причудливый и интересный рисунок. Готовую работу можно прогладить утюгом через пергамент, а можно запарить. Запаривание, это более трудоёмкий процесс, но он даёт краске проявиться в более ярком виде и к тому же снять остатки солевого раствора. (Глава II приложение 13)
Загуститель для красок. Очень часто приходится прибегать к
33 загустителям красок на основе крахмала и желатина. Нужно взять одну столовую ложку желатина, залить одним стаканом воды, нагреть до однородной массы и влить туда краситель. Перед работой необходимо процедить через марлю, чтобы избавиться от комочков. Для работы с хлопчатобумажными тканями применимы аммиак или мочевина. Для шёлка и шерсти – лимонная кислота. На основе крахмала загуститель готовиться на примере приготовления киселя. Одна столовая ложка крахмала разводится в небольшом количестве холодной воды и доводится до кипения, при этом хорошо размешивая массу и добавляя краситель.Как приготовить загуститель на основе готового резерва? Краситель в порошке разводим в уксусе или в спиртовом растворе. Берётся 50 мл. спирта, один пакетик красителя, размешивается все вместе, процеживается и добавляется в кипящий, изготовленный самостоятельно резерв. Этот способ предполагает применение бензина для разбавления массы, поэтому нужно работать в хорошо проветриваемом помещении.
Этим загустителем достигаются красивые эффекты. Если обмакнуть кисть в раствор, убрать с неё лишнее и провести по ткани полусухим ворсом, то после нанесения краски получаются необычные структурные рисунки.
Есть ещё один приём с применение обыкновенного пищевого теста, заменителя резерва, который даёт особый неповторимый результат. Берётся половина стакана муки, столько же воды, две чайные ложки квасцов.
Намешиваем тесто блинной консистенции или даже погуще, заливаем его в кондитерский кулёк, делаем маленькое отверстие и рисуем узоры. Такая работа требует длительной просушки. Если необходимо можно применить фен и приступаем к раскрашиванию. После этого мнём ткань, убираем резервирующий состав и хорошо простирываем. (Глава II приложение 14)
Хочется привести ещё один пример сочетания батика и вышивки. К сожалению этот технический приём применяется мастерами очень редко. Как же можно сочетать эти два рукоделия? Чаще всего под вышивку готовится фон в технике свободная роспись, а уже по фону вышивается рисунок гладью
34 или крестом. А если нужно выровнять рисунок, сделанный холодным или горячим батиком, рекомендуется применить стебельчатый шов с использованием бисера или пайеток, что придаст изделию пикантный, праздничный вид.
Искусство батика настолько оригинально, что даже опытные батицисты не могут с точностью повторить рисунок, он каждый раз получается особенным и оригинальным. Освоив основные техники их можно успешно совмещать, украшать и комбинировать их между собой.
2.2. Методика обучения искусству росписи «батик» школьников 6-
7 класса на примере создания декоративного панно в условиях
дополнительного образования
Воплощение своих идей и художественного видения в батике, позволит детям выразить своё индивидуальное видение, сконцентрироваться на интересной деятельности, переместить своё внимание и видение с одной деятельности на другую, отличную от привычных видов творчества. Дети узнают интересные факты о происхождении батика, о его истоках и развитии в разных странах и временных рамках.
Методические приёмы различны, это и объяснительные, и демонстрационные на основе примеров и конечно практическая работа.
Самое важное, что у детей есть возможность учится и применять на практике полученные знания под руководством педагога. Неотъемлемым компонентом урока является изучение современных материалов, новейших способов и приёмов, что влияет на стимуляцию интереса и побуждает к дальнейшему изучению темы. Необходимо соблюдать все требования по технике безопасности, особенно если дети выполняют работу в технике «горячий батик» с использованием горячих красителей или разогретого воска, а также резервирующих составов на основе химических составляющих. В
35 учреждениях дополнительного образования должен быть оборудован отдельный кабинет со специальными шкафами, для реактивов и красителей, чтобы они не были в открытом доступе или вне поля зрения педагога.
Этот вид творчества помогает вырабатывать и воспитывать аккуратность в работе, усидчивость и умение правильно просчитывать поэтапное ведение работы. Так же изучить новые техники для росписи, ранее незнакомые материалы и красители.
Ученики приобретают новые навыки и умения, узнают и учатся создавать различные сюжеты, применять на практике ранее изученные основы композиции, смешение цветосочетаний и колорирование в несколько приёмов не на привычной бумаге, а на тканевых поверхностях. Не маловажно дать ученикам теоретические знания изготовления батика различными способами, изучить виды росписи и технологические хитрости и приёмы.
На начальной стадии практического обучения нужно научить детей разбираться в тканях, самостоятельно выбирать материалы подходящие и соответствующие для работы в той или иной технике, натягивать и правильно закреплять ткань на подрамники или пяльцах. В дальнейшем надо вести обучение от простых приёмов к более сложным, тем самым повышая мастерство и стимулируя детей к творческому росту и подъёму.
Если говорить подробно об учебно-методической базе и конкретно о помещении, то оно непременно должно соответствовать всем санитарно- гигиеническим нормам. Так как дети работают с химическими реактивами, необходимо установить вытяжку и хорошо проветривать комнату. Источник света должен быть с левой стороны или фронтально, чтобы не затенять рабочий планшет. Столешницы желательно поделить на несколько зон, основная и самая широкая отводится под подрамник с натянутой тканью, другие зоны под краски и инструменты, ёмкости для резерва. Стол для электроплиты, утюга и фена должен стоять отдельно. Кабинет должен быть оснащен доской и наглядно-методическими пособиями, таблицами и
36 образцами. Стены можно украсить работами учащихся, что послужит и украшением интерьера, и наглядным пособием.
Эта интересная и новая для многих детей сфера изучения включает в себя классические педагогические приёмы и методы подачи нового материала в форме словесного объяснения, практической работы и применение наглядности. Занятия проводятся в соответствии с рабочими планами, программами и разбиты по темам. Как правило на теорию отведено от 10 до 20 минут, эта часть включает в себя объяснение нового материала, разбор поэтапного выполнения работы, и любую информацию, относящуюся к теме урока или изучению технологии изготовления. Основная часть, это подготовительная и практическая работа-подготовка и разработка эскизов, натяжка ткани на подрамник, подготовка красителей и инструментов и конечно сама роспись одежды или настенного панно.
Педагогу нужно тщательно разработать и продумать ход каждого занятия, так, как роспись ткани включает в себя несколько этапов. Это традиционные уроки – введение, объяснение нового материала, ознакомление с историческими фактами, продолжение или ведение работы, окончание и закрепление.
Учитывая разноуровневую подготовку каждого ребёнка и его индивидуальные способности, нужно вести работу с каждым учеником в отдельности. Эта работа имеет важный воспитательный момент.
Поддерживать отстающего, поощрять, хвалить и не забывать, что критика может надолго отбить желание к творческому процессу. Также важен процесс оценки в форме выставки или просмотра работ. Просмотры или коллективные временные выставки дают возможность каждому ребёнку объективно оценивать, как свою работу, так и работы своих товарищей. Этот момент имеет важный воспитательный аспект, так как дает возможность радоваться не только за себя, но и успеху других.
Рассмотрим один из важных этапов художественной росписи по ткани на примере урока.
37
План-конспект занятий «Художественная роспись по ткани»
1 2 3
Тема: «Волшебные цветы в технике холодный батик. Нанесения резерва
на ткань по линиям рисунка».
Цель: изучить поэтапное ведение холодного батика, научиться наносить резервирующий состав на ткань.
Задачи:
1. Вызвать интерес к нетрадиционному виду творчества.
2. Развивать аккуратность, усидчивость и терпение, художественный вкус.
3. Освоить технологию нанесения резерва с исправлениями пробелов.
4. Изучение различных эффектов.
Оборудование и материалы: ткани, кисти, подрамник, стеклянные трубочки, соль крупных кристаллов, краска для батика анилиновая, сода пищевая, вода.
План урока:
1. Организационный момент (3мин.)
2. Объяснение нового материала (15-20 мин.)
3. Самостоятельная работа (Обводка резервом рисунка) (30 мин.)
4. Физкультурная минутка (5 мин.)
5. Изучение эффектов (15 мин.)
6. Окончание работы. Использование изученных эффектов на практике самостоятельно (15 мин.)
7. Подведение итогов, анализ и оценка работ на данном этапе. (7 мин.)
Ход занятий:
1. Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучать батик. Предлагаю вспомнить прошлое занятие, повторить то, о чём мы говорили, что вы узнали нового.
2. Эскиз у нас готов, мы его нарисовали в прошлый раз. Теперь приступим ко второму этапу изготовления батика в холодной технике. Сегодня нам надо научиться натягивать ткань на подрамник. Перед вами висит плакат с поэтапным схематическим рисунком натяжки ткани. Но, как я уже говорила
на ткань по линиям рисунка».
Цель: изучить поэтапное ведение холодного батика, научиться наносить резервирующий состав на ткань.
Задачи:
1. Вызвать интерес к нетрадиционному виду творчества.
2. Развивать аккуратность, усидчивость и терпение, художественный вкус.
3. Освоить технологию нанесения резерва с исправлениями пробелов.
4. Изучение различных эффектов.
Оборудование и материалы: ткани, кисти, подрамник, стеклянные трубочки, соль крупных кристаллов, краска для батика анилиновая, сода пищевая, вода.
План урока:
1. Организационный момент (3мин.)
2. Объяснение нового материала (15-20 мин.)
3. Самостоятельная работа (Обводка резервом рисунка) (30 мин.)
4. Физкультурная минутка (5 мин.)
5. Изучение эффектов (15 мин.)
6. Окончание работы. Использование изученных эффектов на практике самостоятельно (15 мин.)
7. Подведение итогов, анализ и оценка работ на данном этапе. (7 мин.)
Ход занятий:
1. Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучать батик. Предлагаю вспомнить прошлое занятие, повторить то, о чём мы говорили, что вы узнали нового.
2. Эскиз у нас готов, мы его нарисовали в прошлый раз. Теперь приступим ко второму этапу изготовления батика в холодной технике. Сегодня нам надо научиться натягивать ткань на подрамник. Перед вами висит плакат с поэтапным схематическим рисунком натяжки ткани. Но, как я уже говорила
38 неоднократно, перед каждой работой надо тщательно изучить технику безопасности и это расписано на втором плакате. Прежде чем приступить к натяжке ткани, ее надо смочить в воде, дать подсохнуть и полусухую натягивать, так как после полного высыхания ткань приобретёт более сильное натяжение и разгладится. Растягивание происходит от середины каждой стороны подрамника, на середине которой необходимо зафиксировать ткань декоративной кнопкой. (Демонстрация и показ готового образца, с пояснениями и ответами на вопросы учеников).
3. Далее мы переводим рисунок на натянутую ткань. Я покажу как это делается. С обратной стороны подрамника плотно прикладываем эскиз в натуральную величину и видим чётко просвечивающийся рисунок. Мягким карандашом обводим ровным нажатием, стараясь не выходить за края линии.
Прежде я научу вас как легко и быстро заполнять трубочку резервом при помощи резиновой медицинской груши. Еще раз обратим внимание на плакат и вспомним о технике безопасности работы с химикатами. Если вы делаете перерыв в работе, трубочку следует держать кончиком вверх, чтобы состав не вытекал.
Теперь наступает ответственный этап. Наполняем резервирующим составом стеклянную трубочку и медленно и очень аккуратно обводим рисунок по линии карандаша так, чтобы резерв ложился непрерывно.
Важное пояснение! Помните, что резерв нужно наносить быстро и с одинаковым нажимом. Чтобы не образовывалась капля, а линия была равномерной, нельзя долго держать носик трубочки на одном месте.
Даем хорошо высохнуть, внимательно смотрим и заполняем все пропуски по линии резерва. Этот этап я назвала ответственным, так как качественное нанесение резерва не даст красителям расплыться за пределы контуров рисунка, а от этого будет зависеть и качество работы. Выявить неравномерность линии можно двумя способами: посмотреть на просвет или смочить чистой водой, которая даст возможность увидеть потемневшие места пропусков.
39
Пока высыхают наши работы и проветривается кабинет, мы можем размяться и сделать зарядку. Выходим в холл где побольше места и проводим физминутку.
4.Физкультурная минутка.
5. Не секрет, что необычные эффекты придают батику неповторимость.
В частности, мы рассмотрим, и вы сами попробуете украсить свою картину таким эффектом как «Кракле». Приготовьте пищевую соль крупного помола, предварительно смочив нужный сегмент ткани анилиновым красителем.
Насыпьте кристаллы соли и оставьте на несколько минут. (Показ приемов работы на практике).
6. Практическая работа. Ученики применяют свои знания на практике, работают с красками.
7. Подведение итогов. Всеобщее рассматривание и обсуждение лучших работ, разбор ошибок. Уборка материалов с рабочего стола.
2.3. Выбор темы творческой работы и разработка эскизов. Этапы
выполнения триптиха «Как прекрасен этот мир» (батик)
Художественно-практическая работа в технике исполнения батик, представляет собой панно из трёх частей (триптих). Название обусловлено выбранным сюжетом. Это тот случай, когда не хотелось перегружать сюжет особой смысловой нагрузкой, предлагать зрителю вчитываться, вдумываться, а наоборот передать лёгкость летнего настроения. Показать, что на самом деле в самых простых, обыденных вещах можно и нужно видеть прекрасные моменты, которые мы не замечаем в повседневной жизни, проходим мимо и только остановившись у картины, мы можем понять, как прекрасен мир, благоухание цветов, пение птиц, свежесть утреннего состояния природы.
Эстетическое восприятие, состояние души безусловно влияет и на нравственное воспитание молодого поколения, сохраняет умиротворение и
40 спокойствие и взрослым людям. Ницше сказал, что «Красота - это обещание счастья», а известное всем высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир» и вовсе стало крылатым. Автору хотелось «остановить мгновение, остановить время, заставить зрителя придумать свою историю, рассматривая моё панно.
Не случайно был выбран формат модульных картин, и композиция из трёх частей. Именно так можно было передать многогранность сюжета, перетекающего из одной части в другую, позволяя существовать каждой как самостоятельное полотно, так и поддерживая одну целостную композицию.
Как и в самой природе, всё взаимосвязано и в то же время каждая деталь отдельный самостоятельный шедевр. Хотелось перенести на ткань кусочек природы, малую толику того, без чего мы не можем полноценно жить, постаралась привнести в картину своё видение, свою творческую задумку.
По мнению автора, лёгкость шёлка напрямую соответствует выбранному сюжету, а совмещение разных технических приёмов, таких как холодный батик со свободной росписью, делает работу многогранной и насыщенной.
Любая творческая работа начинается с эскизов, а для трёхчастного панно, их пришлось рисовать достаточное количество в карандаше и цветовом соотношении, чтобы далее выбрать и объединить в единую композицию. Композиция задумывалась в декоративном, стилизованном виде, но опиралась на реалистические образы цветов, бабочек и птиц.
Динамичность двух боковых частей подчеркивает диагональное направление, а средняя, центральная часть выполнена в вертикальной динамике. Лёгкость всей композиции подчеркивается воздушными шарами и прозрачностью цветов. (Приложение Глава II часть 2.3. 1)
Далее продумывался размер подрамников. Было выбрано характерное для триптиха размерное соотношение, когда доминирует средняя часть. Её размер 55 см. на 70 см., а две другие, боковые – 45 см. на 55 см. (Приложение
Глава II часть 2.3. 2)