ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 6814
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По торгово-производственному признаку, в основе которого лежит наличие у предприятия своего производства по выпуску кулинарной продукции, готовой к потреблению, предприятия подразделяются на заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания), доготовочные (имеющие свою кухню), раздаточные (столовые без кухни) и смешанные (фабрики-кухни). По видам предоставляемых услуг выделяют две основные группы:
а) предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в основном быстрого обслуживания);
б) предприятия имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, бары, кафе).
По характеру обслуживаемого контингента предприятия питания подразделяются на общедоступные (столовые, кафе, ресторан и т.п.) и предприятия "закрытого" типа (столовые при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.п.).
9.Виды и характеристика организаций, предоставляющих услуги общественного питания
Сфера услуг общественного питания стала частью повседневной жизни современного человека. Многие предприятия общественного питания, вне зависимости от времени, всегда ждут своих посетителей.
Предприятия общественного питания классифицируются по различным признакам: по характеру деятельности, типам и мобильности.
По характеру деятельности можно выделить предприятия, организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям (заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания), с возможностью потребления на месте и на вынос (вывоз), с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия (объекты) быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты) или осуществляющие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте (магазины или отделы).
По организации производства продукции общественного питания различают предприятия, работающие на сырье (с полным технологическим циклом), полуфабрикатах (доготовочные) и комбинированные. По уровню обслуживания предприятия подразделяются по уровню на люкс, высший класс и первый класс.
По мобильности предприятия общественного питания бывают стационарные и передвижные, по месторасположению - общедоступные и закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей.
Функционирующие в определенные периоды подразделяют на постоянно действующие и сезонные (летние).
При посещении предприятия общественного питания различных типов, должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов.
Кроме того, предприятия общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и / или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
10 Публично-правовые средства государственного регулирования потребительского рынка – понятие, виды, общая характеристика.
Потребительский рынок — это одна из сфер административно-правового регулирования. В состав законодательства о потребительском рынке входят нормативные акты различного правового уровня, что свидетельствует о сложности его структуры.
Анализ законодательства экономической направленности, действующего в настоящее время на территории Российской Федерации, свидетельствует о существовании трехуровневой системы нормативноправовых актов в этой сфере:
— федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти, основным из которых является КоАП России;
— нормативные акты субъектов Российской Федерации;
— нормативные акты органов местного самоуправления.
Такая структура нормативных актов вытекает из обязанности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимать меры по обеспечению экономической стабильности в обществе. Распределение полномочий между ними различно, что должно учитываться в нормотворческой практике. Данное различие обосновано, прежде всего, конституционными нормами, а также положениями КоАП России и иными основанными на нем подзаконными актами.
Говоря о законодательстве РФ регулирующем сферу потребительского рынка нельзя обойтись без Конституции РФ.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы же, в том числе федеральные, как и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституция РФ).
Часть 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).
Конституционные обязанности государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из ст. 8 Конституции РФ, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в ст. 71 как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны — как для граждан, согласно ч. 1 ст. 34, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).
Но эта свобода не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту свободу, не может допустить злоупотребления ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому Конституция РФ не только прямо предписывает свободу экономической деятельности в рамках единого экономического пространства страны, не только устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической области (ч. 3 ст. 11, ст. 12, 71—73, 130—133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственной власти в сфере экономики (п. «а»—«г», «е» ч. 1 ст. 144, ст. 127), но и определяет ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности (ч. 2 ст. 34).
Эти ограничения вытекают, прежде всего, из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2, 17, 18). Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.
На мой взгляд, нормативная база, в полной мере соответствующая современным условиям функционирования потребительского рынка, должна базироваться на следующих принципах:
— установление равного правового режима для юридических и физических лиц в гражданских правоотношениях;
— обеспечение правопорядка в сфере потребительского рынка не только за счет превентивных ограничений, но и за счет возможности быстрой компенсации в полной мере любого причиненного ущерба законным правам и интересам участников гражданских правоотношений;
— установление и применение мер вплоть до уголовной ответственности за деяния, носящие наиболее опасный характер и подрывающие основы функционирования потребительского рынка.
После принятия Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» , который предоставлял гражданам и предприятиям, независимо от форм собственности, право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, нормативно-правовая база, регулирующая потребительский рынок, развивалась как система законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство об административных правонарушениях строится в соответствии с принципами федерализма и состоит из Кодекса об административных правонарушениях РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования потребительского рынка хотелось бы выделить следующие основные нормативно-правовые акты.
1. Вступившим в законную силу 1 июля 2002 г. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусматривается ряд новелл, в том числе в регулировании административной ответственности за нарушения законодательства в области потребительского рынка. Одновременно с введением этого Кодекса отменяются (полностью или частично), а также вносятся поправки почти в 150 ранее принятых нормативных актов.
Кодексом серьезно реформируется институт административной ответственности. Так, если до его принятия нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка, содержались в разных нормативных актах, то теперь он вобрал в себя практически все составы правонарушений в данной сфере.